ДОП Юный художник

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной
политики» МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Направленность программы: художественная
Адресат программы: дети 7 -15 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Чистоусова Елена Геннадьевна

с. Быков
2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел…………………………………………………………..

3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………..

3

Содержательный раздел………………………………………………

9

1.
2.

2.1. Учебный план……………………………………………………

9

2.2. Содержание учебной программы………………………………

11

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов…

21

2.4.Календарный учебный график………………………………….

21

Организационный раздел……………………………………………….

22

3.1.Организационно-педагогические условия реализации программ….

22

3.2. Список рекомендуемых интернет ресурсов ………………..

23

3.

2

1.1.

1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с нормативными
документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 « Об организации
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831
«Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет» и
формату представления
информации»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях»( вместе с методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
программ»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2019 № 031235 «О методических рекомендациях»
«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» ( утв.
3

заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковым 28.06.2019 № МР81/02вн)
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.121170-з «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Устав МБОУДО ДДТ с. Быков
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБОУДО ДДТ с. Быков (Рассмотрено
Педагогическим советом протокол № 4 от 19.05.2022г., утверждено Приказом директора от
20.05.2022 г. № 25- ОД)
Направленность программы: художественная
Уровень программы: Программа является модифицированной
Данная программа предполагает кружковый уровень освоения знаний и практических
навыков. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели)
М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является
модифицированной.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого
интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение,
сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена
на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей
к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим
сверстникам, выставляя свои работы.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования,
аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы и человеческих чувств.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по
степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети
выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и
техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе,
дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на
новом, более сложном творческом уровне.
4

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в
этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами
изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой
работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
1. занятия в свободное время;
2. обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
3. детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания
различных направлений и форм занятия;
4. допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Категория обучающихся: Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы 7-15 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную
информацию о видах изобразительного искусства. Прием на обучение в Образовательную
организацию проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих. Дети с
ограниченными возможностями здоровья и попавшие в трудную жизненную ситуацию
зачисляются на обучение без ограничения
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных технологий
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при
совместной сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная, индивидуальная,
коллективная
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные, вводные,
итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, соревнования(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
техническому конструированию), комбинированные, демонстрация, выставка, генерация идей
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной
темы.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в
выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это
обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами
творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных
средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике,
5

живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию
или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы,
значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила
рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а
затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в
их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры,
конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов,
пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также
итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале
каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие
просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко
применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися
выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения,
задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические
ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем
обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Объем программы: 432 часа
Срок реализации:
Программа рассчитана на два учебных года:
- первый год обучения – 216 часов;
- второй год обучения – 216 часов.
Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным
искусством.
Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую
подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят
разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют
образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её
эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на
занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть
наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Режим занятий:
-первый год обучения – три раза в неделю по два часа;
-второй год обучения – три раза в неделю по два часа либо
- два раза в неделю по три часа
Продолжительность академического часа- 45 минут, перерыв между занятиями- 10 минут
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической
отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и
профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

6

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу
приобретения личностного опыта и самосозидания;
развивающей – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного
мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации
творческих идей;
обучающей – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Планируемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего
оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения
нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый,
по - настоящему желающий этого ребенок.
В конце первого года обучения:
учащийся будет знать:
 отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
 ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в
живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
 об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка,
живописи и композиции.
учащийся будет уметь:
 передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
 понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень,
блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с
натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
 понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный
центр;
 передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и
в соответствии с этим – изменения размеров;
 выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
 владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать
подручный материал.
По завершении второго года обучения:
учащийся будет знать:
 Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства
прошлого и настоящего.
 Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного
искусства.
 Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные
закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени,
элементы цветоведения, композиции.
 Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
 Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их
изобразительного языка.
 Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его
переживаниями и опыт предыдущих поколений.
учащийся будет уметь:
7












применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции,
чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые
отношения;
правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно
изображать их на бумаге;
передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому
объекту;
передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное
положение предметов средствами перспективы и светотени;
в сюжетных работах передавать движение;
искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять
наброски и зарисовки к сюжету;
владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать
подручный материал;
выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть
красоту людей, их поступков.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);
- синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
8

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
- осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Учебный план: первый год обучения
№

1

2
3

4

5
6.
7.

8.

Наименование темы

Общее
количество
часов
Набор и комплектование
2
групп.
Тренинги
на
сплоченность групп.
Введение.
2
Комплектование групп.
Основы
рисунка.
8
Изобразительные средства
рисунка
Основы
цветоведения.
8
Живопись
–
искусство
цвета.
Изображение растительного
12
мира.
Изображение
животного
12
мира
Основы
композиции.
10
Взаимосвязь элементов в
произведении
Орнамент. Стилизация.
16

Основы
декоративноприкладного
искусства.
Приобщение к истокам
10. Жанры
изобразительного
искусства: пейзаж
портрет, натюрморт.
9.

Теория

Практика

Форма контроля

2

-

2

Анкетирование

2

6

Наблюдение.
Выставка работ

2

6

Наблюдение.
Выставка работ

1

11

1

11

2

8

Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ

2

14

62

8

54

46

6

40

Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ
9

11. Тематическое рисование.

32

4

12. Промежуточный контроль

2

2

13 Резерв.
14. ИТОГО:

4
216

Наблюдение.
Выставка работ
Анкетирование
Выставка работ

28

4
182

34

Учебный план: второй год обучения
№

Наименование темы

Общее
количество
часов
2
4

Теория

Практик
а

Форма
контроля

1
1

1
3

Анкетирование
Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ

1
2

Введение
Основы рисунка.

3

Изображение
растительного и животного
мира
Основы композиции.

20

2

18

28

3

25

22

1

20

22

3

19

46

6

40

8

Основы декоративноприкладного искусства.
Жанры изобразительного
искусства.
Пейзаж в литературных
произведениях.
Графика.

42

6

36

9

Основы натюрморта.

24

2

22

10

Аттестация
по
итогам
реализации программы
Резерв
ИТОГО:

2

2

4
5
6
7

11

4
216

27

Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ
Анкетирование
Выставка работ

4
189

*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного материала
в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В случае отсутствия
таковых, данные часы реализуются для организации занятий по творческому рисованию,
созданию обучающимися собственных рисунков и работ.

10

2.2. Содержание программы
Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1. Набор и комплектование групп ( 2 часа) Тренинги на сплоченность групп.
Раздел 2. Введение. (2 часа)
Тема 2.1 Вводное занятие (2 часа)
Теория. Введение в образовательную программу Ознакомление с работой кружка «Юный
художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного
инструктажа по ТБ. Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об
изобразительном искусстве. Инструменты, необходимые для работы кружка.
Практическая часть.
Рисование на свободную тему.
Методическое обеспечение.
Инструкции по ТБ, альбом, ластик, карандаш.
Раздел 3. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. (8 часов)
Тема 3.1 Знакомство с материалами. (2 часа)
Тема 3.2 «Изображать можно пятном» (2 часа)
Тема 3.3 Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. (2
часа)
Тема 3.4 «Изображать можно в объёме» (2 часа)
Теория.
Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты,
необходимые для работы. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в
разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Ведущие элементы
изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке. Присмотреться к разным пятнам - мху
на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какие-либо изображения.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Превратить комок пластилина в
птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например,
картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Воспитывающий компонент.
Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и
совершенных творений природы; умение видеть красоту в жизни. Углубленный интерес к
окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его
Практическая часть.
Пользование рисовальными материалами; правильная и точная передача строения, пропорций
предметов и их форм; передача объема средствами светотени с учетом тональных отношений;
выполнение зарисовок и набросков. Дидактическая игра «Поможем художнику». Превратить
пятно в изображение зверюшки. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых
предметов. Изображение дерева с натуры. Превратим комок пластилина в птицу. Лепка.
Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например,
картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение.
Альбом, ластик, карандаш, краски, кисть, мелки, черная тушь, черный фломастер, пластилин,
стеки, дощечка, слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки,
форма которых что-нибудь напоминает.
Раздел 4. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. (8 часов)
11

Тема 4.1 Первичные цвета. Цветовая гамма. (2 часа)
Тема 4.2 Красоту нужно уметь замечать. (2 часа)
Тема 3.3. Рисуем дерево тампованием (2 часа)
Тема 4.4. «Узоры на крыльях» (2 часа)
Теория:
Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и
гуашевыми красками. Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об
основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах. Беседа: «Неброская и
"неожиданная" красота в природе». Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена
волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных
поэтических впечатлений. Проведение обзорных экскурсий «Здравствуй, мир!». Рассказы о
различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Воспитывающий компонент.
Обогащение восприятия окружающего мира. Умение ценить то, что создано руками человека и
природой.
Практическая часть.
Правильное обращение с художественными материалами; освоение различных приемов работы с
акварелью, гуашью; получение различных цветов и их оттенков; Изображение спинки ящерки
или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Создание творческой работы на основе собственного замысла, использование художественных
материалов (тампон, кисть). Изображение дерева с использованием тампона. Выбор и
применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Последовательность выполнения работы. Изображение с натуры, по памяти и воображению
бабочки.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации,
дополнительная литература.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская
краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги,
карандаш.
Раздел 12. Изображение растительного мира. (12 часов)
Тема 5.1. Выполнение линейных рисунков трав. (2 часа)
Тема 5.2. В гостях у осени. (4 часа)
Тема 5.3. Изображение осеннего букета. (4 часа)
Тема 5.4. Красота формы листьев. (2 часа)
Теория:
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется
восприятию и передаче красоты. Знакомство с отдельными композициями выдающихся
художников: И. И. Левитан «Золотая осень». Взаимосвязь изобразительного искусства с
музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств. Знакомство с отдельными
произведениями выдающихся русских художников: И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Отражение в
произведении отношения к природе.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире.
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Развитие
наблюдательности. Воспитание уважения, любви к природе.
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки). Передача настроения в
творческой работе с помощью цвета, композиции. Рисование с натуры простых по очертанию и
12

строению объектов. Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев. Создание
композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью. Выполнение работы: лепка листьев
деревьев (глина или пластилин).
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, глина или пластилин,
дополнительная литература.
6. Изображение животного мира. (12 часов)
Тема 6.1. Красивые рыбы. (2 часа)
Тема 6.2. Украшение птиц. (2 часа)
Тема 6.3. Объёмное изображение животных в различных материалах. (2 часа)
Тема 6.4. «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»
(2 часа)
Тема 6.5. Мы в цирке. (2 часа)
Тема 6.6. Оформительские, творческие и выставочные работы. (2 часа)
Теория:
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного замысла в рисунке. Особенности работы с пластилином,
правила лепки. Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством
художников-аниматоров. Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего
отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Обобщение изученного.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире.
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Осознание
бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Практическая часть.
Выполнение набросков рыб в цвете. Лепка птиц по памяти и представлению. Отработка навыков
лепки в изображении предметов сложной формы. Лепка животных по памяти или по
представлению, с натуры. Обучение простейшими средствами передавать основные события.
Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель). Дизайнерское оформление работ. Оформление
выставки.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, солёное тесто, фольга, иллюстрации,
дополнительная литература.
Раздел 7. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. (10 часов)
Тема 7.1. Узор из кругов и треугольников. (2 часа)
Тема 7.2. Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами» (2 часа)
Тема 7.3. «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» (2 часа)
Тема 7.4 «Праздничные краски узоров дымковской игрушки» (4 часа)
Теория:
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Отражение
чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров.
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Ознакомление с произведениями
современных художников в России.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству. Умение ценить то, что создано руками
человека и природой.
13

Практическая часть.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения,
объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов. Отработка навыков
лепки в изображении предметов сложной формы. Лепка корзины с грибами и овощами по памяти
или по представлению, с натуры. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Освоение различных приемов работы
акварелью, гуашью.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет, солёное тесто, фольга,
дополнительная литература.
Раздел 8. Орнамент. Стилизация. (16 часов)
Тема 8.1. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» (4 часа)
Тема 8.2. Орнамент из геометрических фигур. (4 часа)
Тема 8.3. Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.
(2 часа)
Тема 8.4. «Городецкая роспись» (4 часа)
Тема 8.5. Оформительские, творческие и выставочные работы. (2 часа).
Теория:
Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;
Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративнообобщенные. Использование различных художественных техник и материалов в аппликации
Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения
аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации. Обобщение изученного.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в
окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные
черты. Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм
растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной
переработке форм растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию
симметрии, силуэт, ритм. Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.
Дизайнерское оформление работ. Оформление выставки.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, ножницы, цветная бумага, клей,
альбомный лист, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 9. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. (62 часа)
Тема 9.1. Сказка в декоративном искусстве. (4 часа)
Тема 9.2. Красивые цепочки. (2 часа)
Тема 9.3. Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. (4 часа)
Тема 9.4. Орнамент «Чудо-платье» (4 часа)
Тема 9.5. Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. (4 часа)
Тема 9.6. Элементы городецких растительных узоров. (2 часа)
14

Тема 9.7. Эскизы узоров из декоративных цветов и листьев на тарелочке «Синее чудо». (4
часа)
Тема 9.8. Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе» (4 часа)
Тема 9.9. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки». (6 часов)
Тема 9.10 «Барыня» (лепка, дымковская игрушка) (4 часа)
Тема 9.11 Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушки несложной формы по народным
мотивам) (6 часов)
Тема 9.12. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (6 часов)
Тема 9.13. Хохлома. Золотые узоры. (4 часа)
Тема 9.14. «Русская матрешка в осеннем уборе» (6 часов)
Тема 9.15. Оформительские и выставочные работы. (2 часа)
Теория:
Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства; образцами русского
народного декоративно-прикладного искусства: русскими матрешками, Хохлома, Городец,
Полхов-Майдан. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета. Ознакомление с видами
народного творчества – художественной росписью. Выбор и применение выразительных средств
для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции, объёма, материала.
Воспитывающий компонент.
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего
народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о
красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды, посуды.
Практическая часть.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение
навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на
заготовках. Составление красочной народной росписи в украшении одежды. Рисование узоров и
декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге
растительных и геометрических узоров. Самостоятельное выполнение в полосе растительных
узоров. Лепка дымковской барыни, птиц, зверей по памяти и по представлению.
Самостоятельное выполнение росписи наряда матрёшки по образцам. Создание моделей
предметов бытового окружения человека. Дизайнерское оформление работ. Оформление
выставки.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, пластилин, иллюстрации, дополнительная
литература.
Раздел 10. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. (46 часов)
Тема 10.1. Знакомимся с русскими художниками (4 часа)
Тема 10.2 Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. (6 часов)
Тема 10.3. «Городские и сельские стройки» (2 часа)
Тема 10.4. Фигуры человека. (6 часов)
Тема 10.5. Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта. (6 часов)
Тема 10.6. Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. (8 часов)
Тема 10.7. Знакомство с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и
овощей. (6 часов)
Тема 10.8. Натюрморт из геометрических тел. (6 часов)
Тема 10.9. Оформление выставочных работ. (2 часа)
Теория.
15

Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин». Ознакомление с
произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства: видами и
жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.
Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Формирование у детей навыков
последовательной работы над тематическим рисунком. Передача настроения в творческой
работе. Работа над развитием чувства композиции. Натюрморт как жанр изобразительного
искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в
зависимости от освещения. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами
светотени. Элементы линейной перспективы.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса
к произведениям художественной литературы. Воспитание любви к Родине, её историческому
прошлому.
Практическая часть.
Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций. Рисование на основе наблюдений
или по представлению. Первичные навыки рисования с натуры человека. Рисование с натуры.
Работа в художественно-конструктивной деятельности. Лепка по представлению. Дизайнерское
оформление работ. Оформление выставки.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, репродукции.
Раздел 11. Тематическое рисование. (16 часов)
Тема 11.1. Красота народного костюма. (6 часов)
Тема 11.2. Составление мозаичного панно «Спящая красавица» (6 часов)
Тема 11.3. Рисование на тему «Закат солнца» (6 часов)
Тема 11.4. Рисование на тему «Пейзаж с радугой» (6 часов)
Тема 11.5 «В сказочном подводном царстве» (4 часа)
Тема 11.6. Оформление дизайнерских и выставочных работ. (4 часа)
Теория:
Красота традиционной народной одежды Национальный костюм как символ народа, страны.
Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения
народной одежды. Обучение умению простейшими средствами передавать основные события
сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой
работе с помощью цвета, композиции, объёма. Элементарные основы живописи. Основы
воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете. Особенности
художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративноприкладного искусства.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Развитие творческой фантазии
детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к
сказочным персонажам, к сказочному подводному миру.
Практическая часть.
Выполнение эскиза русского национального (народного) костюма. Рисование на основе
наблюдений или по представлению. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача
настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Дизайнерское
оформление работ. Оформление выставки.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, ножницы, цветная бумага, клей ПВА.
16

Раздел 12. Промежуточный контроль. (2 часа)
Тема 12.1.Промежуточный контроль (2часа)
Выставки, отчётные мероприятия, анализ работ, подведение итогов, награждение.
Раздел 13. Резерв( 4 часа)
Свободная тема
Содержание учебного плана второго года обучения
Раздел 1. Введение (2часа)
Тема 1.1. Вводное занятие.(2 часа)
Теория.
Введение в образовательную программу. Ознакомление с работой кружка «Юный художник»,
содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по ТБ.
Методическое
обеспечение.
Инструкции по ТБ, альбом, ластик, карандаш.
2. Основы рисунка. (4 часа)
Тема 2.1. «Изображать можно пятном» (2 часа)
Тема 2.2. «Силуэт дерева» (2часа)
Теория.
Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. Всё о графике: правила,
законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
Пользование рисовальными материалами. Правильно и точно видеть и передавать строение,
пропорции предметов и их форму. Передача объема средствами светотени с учетом тональных
отношений. Выполнение зарисовки и наброски. Самостоятельные работы.
Методическое
обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик,
карандаш, краски, кисть.
Раздел 3. Изображение растительного и животного мира. (20 часов)
Тема3.1 Выполнение линейных рисунков трав (2часа)
Тема 3.2 «В гостях у осени» (4часа)
Тема 3.3 «Осенний букет» (4часа)
Тема 3.4 «Красивые грибы» (4часа)
Тема 3.5 Украшение птиц (6часов)
Теория.
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется
восприятию и передаче красоты. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан
«Золотая осень»
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в
окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные
черты.
17

Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 4. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. (28 часов)
Тема 4.1 Восход солнца (2часа)
Тема 4.2 Полет птиц (2часа)
Тема 4.3 Мой любимый цветок (2часа)
Тема 4.4 На берегу моря (2часа)
Тема 4.5 Ночной город (6часов)
Тема 4.6 Бег по кругу (4часа)
Тема 4.7 Осенний парк (6часов)
Тема 4.8 Ваза с маками (4часа)
Теория.
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Правила
рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и
передаче красоты.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству. Развитие наблюдательности за растительным
и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать,
обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения,
объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 5. Основы декоративно-прикладного искусства. (22 часа)
Тема 5.1 Дымковская сказка (2часа)
Тема 5.2 Гжельский узор «Синее чудо»(4часа)
Тема 5.3 Русская матрешка (6часов)
Тема 5.4Филимоновская игрушка (6часов)
Тема 5.5 Золотые узоры хохломы (4часа)
Теория.
Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;
знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские
матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан. Ознакомление с видами народного творчества –
художественной росписью.
Воспитывающий компонент.
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего.
Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и
красоту предметов, вещей.
Практическая часть.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение
навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на
заготовках.
Методическое обеспечение.
18

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 6. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. (22 часа)
Тема 6.1 Танец (6часов)
Тема 6.2 Фигурное катание (4часа)
Тема 6.3 Спортивное соревнование (4часа)
Тема 6.4 Автопортрет (2часа)
Тема 6.5 Семейный портрет (4часа)
Тема 6.6 Моя мама (2часа)
Теория.
Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного
искусства; с видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и
замечательными художниками.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 7. Пейзаж в литературных произведениях (46 часов)
Тема 7.1 Аленький цветочек (4часа)
Тема 7.2 Белая береза (2часа)
Тема 7.3 Первый снег (2часа)
Тема 7.4 Весна идет (4часа)
Тема 7.5 Осенняя аллея (6часов)
Тема 7.6 Морской берег (2часа)
Тема 7.7 Лавандовая фантазия (2часа)
Тема 7.8 Огонь в лесу (4часа)
Тема 7.8 На рыбалке (2часа)
Тема 7.9 Лыжная прогулка (2часа)
Тема 7.10 Живописная природа России (4 часов)
Тема 7.11 Моя малая Родина – мое село (4часа)
Тема 7.12 Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди» (4часа)
Тема 7.13 Полет на другую планету (4часа)
Теория.
Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры. Предполагается, что в нижней части
композиции будут располагаться литературные персонажи, поэтому заранее необходимо
оставить для них свободное пространство.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая работа:
Изображение на большом полотнище обоев или склеенных листах ватмана пейзажа с
обязательным включением в него архитектуры; можно выполнить работу в технике аппликации.
Методическое обеспечение:
Большой лист обоев или склеенной бумаги, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов,
включающее шрифтовое оформление страниц (для аппликации).
Зрительный ряд: старинные гравюры, фотографии архитектурных памятников.
19

Раздел 8. Графика (42часа)
Тема8.1 Космические дали (6часов)
Тема 8.2 Праздничный город (6часов)
Тема 8.3 Цирк (6часов)
Тема 8.4 Волшебные бабочки (4часа)
Тема 8.5 Чудо рыба (2часа)
Тема 8.6 Цветочная поляна (2часа)
Тема 8.7 Хоровод (4часа)
Тема 8.8 Парашютисты (2часа)
Тема 8.9 Метель в лесу (4часа)
Тема 8.10 Вид из окна (4часа)
Тема8.11 Садовник (2часа)
Теория.
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник.
Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических
структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более
выразительных средств (толстой и тонкой линий, ритм пятна и контраста темного и светлого
пятен и т. д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя
планами.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая работа:
Изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей. бумага, гуашь
или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка. Выполнение работы в технике граттаж
(воскография).
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.
Раздел 9. Основы натюрморта. (24 часа)
Тема 9.1 Гжельская сказка (6 часов)
Тема 9.2 Натюрморт в холодной гамме «Зимняя фантазия»(6часов)
Тема 9.3 Натюрморт в теплой гамме «Дары осени» (6часов)
Тема 9.4 Натюрморт в теплой гамме «Осенний букет» (6часов)
Теория.
Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры. Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью.
Желательно участие ребят в постановке натюрморта. изображение на листе большого формата
летнего декоративного натюрморта с натуры.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель,
репродукции.
Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.
Раздел 10. Итоговый контроль(2 часа)
20

Тема 10.1. Аттестация по итогам реализации программы
Обсуждение итогов работы прошедшего года. Организация итоговой выставки лучших работ
учащихся. подведение итогов, награждение.
Раздел 11. Резерв( 4 часа)
Свободная тема
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в
форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными
формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне
ДДТ, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита проектов.
На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы
являются: творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые,
районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и
достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики.
При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности
навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По
результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях
ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- Координации и тонкой моторики;
- Умения изображать рисунок в цвете;
- Творческого мышления ребенка;
- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания
приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным,
заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
2.4. Календарный учебный график

Год
обучения

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Ко-во
учебных
недель

Кол-во
дней

Кол-во
часов

Режим
занятий

1

01.09.2023

31.05.2024

36

108

216

2х3

2

01.09.2023

31.05.2024

36

108

216

2х3
21

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
1.
Коротеева Е. М. «Ты и искусство» 2 класс М, «Просвещение», 2011.
2.
Горяева Н.А. «Твоя мастерская» 2 класс Рабочая тетрадь М, «Просвещение», 2011.
3.
Горяева Н. А. «Искусство вокруг нас» 3 класс М, «Просвещение», 2011.
4.
Неменская Л.А. «Каждый народ - художник» 4 класс М, «Просвещение», 2011.
5.
Уатт Ф. «Как научится рисовать» М, «Росмэн» 2002.
6.
Алленова Е. «Живопись» М, «Слово», 2001.Рогов А. «Кладовая радости»
7.
Неменская Л.А.
«Ты
и искусство» 1 класс М, «Просвещение», 2011.М.
«Просвещение», 1982.
8.
Шликалова Т. «Изобразительное искусство в 1 классе» М, «Просвещение», 2011.
9.
Шликалова Т. «Изобразительное искусство во 2 классе» М, «Просвещение», 2010.
10.
Шликалова Т. «Изобразительное искусство в 3 классе» М, «Просвещение», 2011.
11.
Каменева Е. «Какого цвета радуга» М, «Детская литература».
12.
Косминская В. Б. «Основы изобразительного искусства» М, Просвещение», 1987.
13.
Колокольников М. «Рисование 1 класс» М, 1963.
14.
Процив В.И. «Изобразительное искусство» 1-3 кл.» Киев, «Радянська школа», 1986.
15.
Васильчинский В. М. «Учитесь рисовать» Киев, «Радянська школа», 1989.
16.
Клейман Т.М. «Детям о культуре народа Коми» части: 1,2,3,4. Сыктывкар, 1994.
17.
Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» М,
«Просвещение», 1991.Т.Я.Шпикалова «Возвращение к истокам. Народное искусство и
18.
детское творчество». Москва «Владос» 2000
19.
Е.Э.Аллахвердова «Батик. Глина. Дерево», Москва «Астрель» 2001
20.
Е.Алленова «Живопись», Москва «Слово» 2001
21.
М.О.Синеглазова «Батик», Москва, издательский дом ,2006
22.
Н.Алексахин. «Матрешка», Москва, «Народное оразование»,1998
23.
Х.Уолтер. «Узоры из бумажных лент», «Ниола- пресс»,2007
24.
К.В.Силаева «Соленое тесто», Москва ЭКСМО»,2002
25.
В.П.Копцев «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное». Основы объемного
конструирования. Ярославль,2001
Материально-технические условия реализации программы
Помещение для проведения занятий: кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим
нормам, наличие удобных столов и стульев, шкафов для хранения материалов, витрин для
выставок.
Инструменты и материалы: бумага разных видов (картон цветной, картон
гофрированный, офисная бумага разных цветов, креповая, цветная, фольга ножницы, циркуль,
шило, стиплер, линейка, краски (Гуашь, акварель), простой карандаш, скотч, клей (карандаш),
клей (ПВА), кисти, стаканы для воды и др.
Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран)
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы
«Юный
художник»
обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющего среднее профессиональное
педагогическое
образование,
профессиональную
переподготовку
по
направлению
«Дополнительное образование детей и взрослых».
22

3.2. Перечень рекомендуемых интернет-ресурсов:
1. Видео лекция «Смешанная техника рисования и её возможности»
https://www.youtube.com/watch?v=jVzLBspVxj4&list=PLhlrYqkZdAZ38fIf3wsrNJygw5KGvMOTA
&index=6
2. Видеоурок по живописи «Белые розы»
https://www.youtube.com/watch?v=UPYwndekGF8
3. Созвездие (на этом сайте размещены электронно-образовательные ресурсы по ИЗО и ДПИ)
4. http://www.centr-sozvezdie.ru/p/blog-page_15.html
5. Газета Искусство
http://art.1september.ru/
6. Творческая студия «Мастерица» сайта: http://skortg.blogspot.ru/
7. «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Культурно-историческое
наследие. Музыка, живопись)
http://school-collection.edu.ru/
9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
10. Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://fcior.edu.ru/
11. Электронная библиотека (можно найти электронную книгу по нужной тематике)
http://bookz.ru/
12. Гуманитарное развитие (Онлайн-ресурсы Министерства просвещения для обеспечения
дистанционного обучения детей, образовательные платформы)
https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlaynresursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».