Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной политики»
МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«РОДНИЧОК»
Направленность программы: художественная
Уровень сложности: разноуровневая
Адресат программы: дети 7 -10 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Омельченко Надежда Сергеевна
с. Быков
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел…………………………………………………………..
3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..
3
1.
Содержательный раздел………………………………………………
11
2.1. Учебный план……………………………………………………………
11
2.2. Содержание учебной программы………………………………………
14
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов…………..
21
2.4.Календарный учебный график………………………………………….
22
2.
Организационный раздел…………………………………………………
22
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программ……
22
3.2. Список рекомендуемых изданий и интернет ресурсов ………………
24
Приложение 1 «Карта наблюдений»…………………………………………
25
Приложение 2 «Критерии оценивания»……………………………………..
26
3.
2
1.1.
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с нормативными
документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 « Об организации
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831
«Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления
информации»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях»( вместе с методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
программ»);
3
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2019 № 031235 «О методических рекомендациях»
«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (
утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковым 28.06.2019 №
МР-81/02вн)
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.121170-з «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Устав МБОУДО ДДТ с. Быков
Положение о структуре, порядке разработки и
утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБОУДО
ДДТ с. Быков (Рассмотрено Педагогическим советом протокол № 4 от 19.05.2022г.,
утверждено Приказом директора от 20.05.2022 г. № 25- ОД)
Направленность: художественная
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественную
направленность и предполагает: освоение национальных особенностей народов России через
знакомство с русской культурой, традициями, проведение народных праздников. Программа
создана для детей младшего школьного возраста, так как именно в этот период складывается
потенциал для интенсивного познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
Формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и
интеллектуальные способности
Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества.
Действительно, для того чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были
заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт. Это было
элементарное обучение и воспитание, когда ребенок овладевал всеми умениями в процессе
совместной деятельности с взрослыми, подражая им, повторяя их действия. Так постепенно, от
поколения к поколению формировалась народная культура.
Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим
поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет
неповторимое лицо данного народа.
Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это
наши корни, и жить без них противоестественно.
Обращение к традиционным ценностям русской культуры объясняется тем, что реально
встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией.
Воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они
в большинстве своем – русские. Без знания основ народной жизни невозможно воспитать
интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство.
Уровень сложности: разноуровневая( стартовый и базовый уровни)
Программа является модифицированной
Актуальность.
Важнейшим моментом воспитания человека в любом возрасте является приобщение к культуре
своего народа. Культура – это мир, созданный человеком. Мир материальный и идеальный, т.е.
духовный, в котором происходит реализация физического и умственного труда в предметах,
представлениях, социальных и производственных отношениях. Воспитывать патриотизм и
уважение к традициям поколений необходимо с детского возраста, обращаясь к опыту
народной педагогики, отраженному в искусстве и творчестве народа. Ребенок школьного
возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному
развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот
4
период жизни трудно восполнить в последующие годы, поэтому основной целью моей
деятельности является возрождение и сохранение культурных традиций русского народа. В
новой образовательной ситуации дополнительное образование являясь одним из социальных
институтов
детства,
удовлетворяет
постоянно
изменяющиеся
индивидуальные,
социокультурные, духовные, образовательные потребности детей, способствует приобщению к
культурным ценностям и эстетическому воспитанию воспитанников. Учебные занятия,
направленные на приобщение детей к духовной и материальной культуре своего народа,
воспитывают у них чувства гордости и уважения к этому бесценному наследию, формируют
духовно-нравственные качества личности воспитанников.
Новизна.
Главная особенность данной программы состоит в создании образовательного
пространства, ориентированного на комплексное изучение истории традиционных народных
праздников и обрядов, народных промыслов, использовании образовательных технологий,
учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей, их возможности и
потребности. Так как программа является разноуровневой, она рассчитана на усвоение
материала на стартовом (ознакомительном уровне) в первый год обучения, и освоение
материала на базовом уровне на втором-третьем годах обучения
Отличительные особенности.
Данная программа направлена на формирование духовной культуры детей, на
формирование нравственного сознания и интереса к традициям русской культуры, воспитание
чувства патриотизма, что сейчас немаловажно. Решением духовно-нравственных задач
воспитания является введение ребенка в мир народной культуры, в мир искусства, ремесел,
традиций, которые были содержанием духовно-материальной жизни людей, населяющих
Россию.
Данная программа является комплексной, так как включает в себя изучение песенного и
танцевального фольклора, особенностей русского быта, постановки народных праздников и
обрядов, а так же изучение различных видов декоративно-прикладного творчества: вышивки,
макраме, лепки (соленое тесто), изодеятельность и др.
Основные разделы программы:
Народное пение
Жанры фольклора
Народные праздники и обряды
Народный танец
Декоративно-прикладное творчество
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7- 10 лет( 1- 4 классы).
.Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранному
направлению.
Наполняемость групп составляет 8-15 человек,
В группы зачисляются дети приблизительно одного возраста
Обучающиеся принимаются в творческое объединение по заявлению родителей.
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества. Набор в
творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных требований в
соответствии со способностями и наклонностями детей.
Обязательным условие для обучения на 2, 3 годах программы (базовый уровень) является
успешное освоение программы первого года обучения ( стартового уровня)
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная
5
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при
совместном созданий изделий, а также при разработке проектов), фронтальная,
индивидуальная, коллективная.
Методы обучения (по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Стартовый уровень предполагает преобладание словесных и наглядных методов
обучения. На базовом уровне изучения программы преобладают практические методы
обучения.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
На стартовом уровне программы преобладают объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный методы, на базовом- частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные, вводные,
итоговые, репетиционные
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, конкурсы(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
декоративно-художественному творчеству),
комбинированные, демонстрация, выставка,
генерация идей, экскурсия
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной
темы, а также уровня модуля программы.
Объем и сроки реализации программы:
Срок реализации программы 3 года
- первый год обучения – 216 часа;
- второй год обучения – 216 часов;
- третий год обучения – 216 часов.
Режим занятий: Программа рассчитана на три года обучения - 216 часов в год Занятия
проходят три раза в неделю по два сдвоенных часа по 45 мин (академический час). Перерыв
между занятиями – 10 минут
Цели и задачи программы
Стартовый уровень
Цель: ознакомление с обычаями, традициями и бытом русской культуры, развитие общего
кругозора в данной области, формирование основ знаний о русской культуре, быте, традициях и
промыслах.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать формированию устойчивой мотивации к изучению родной культуры;
- способствовать формированию знаний об основных традициях, обычаях, обрядах,
праздниках и промыслах;
- способствовать формированию умений создавать несложные декоративно-прикладные
изделия .
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к традициям русской
культуры;
- способствовать развитию основ эстетического вкуса;
- способствовать развитие основ художественного творчества
Воспитательные:
- воспитание интереса к традициям русской культуры;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Родине;
6
Базовый уровень
Цель: Освоение обычаев, традиций и быта русской культуры и развитие творческих
способностей детей через их художественную деятельность в различных областях народного
творчества.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать приобщению к материальной и духовной культуре своего народа.
- способствовать раскрытию значение фольклора как средства активизации творческого
мышления.
- способствовать освоению различных видов народного искусства (поэтического,
музыкального, хореографического, прикладного).
Развивающие:
- содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению
доводить начатое дело до конца
- развивать познавательные интересы учащихся, творческий потенциал, любознательность,
расширять кругозор;
- развивать эстетический вкус и художественную способность через элементы народного
творчества;
- формировать умение реализовывать в повседневной жизни знания и умения, полученные
на занятиях
Воспитательние:
- воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, уважения к
духовной и материальной культуре своего народа;
- воспитывать нравственно-эстетические качества личности;
- воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь.
Планируемые результаты обучения
Стартовый уровень:
Предметные результаты
По завершению освоения стартового уровня обучения обучающиеся
Должны знать:
1) основные русские народные праздники, традиции, промыслы, игры;
2) различия между праздником, традицией, промыслом, игрой;
3)несложные формы фольклора: сказки, небылицы, считалки;
4) формы песенного фольклора: колыбельные песни, заклички, приговорки, частушки
5)виды народных игрушек: кукла из ниток, кукла-колокольчик
6) русские народные игры: подвижные игры, игры с песенками и приговорками, игрыловишки, игры-состязания, игры-загадки, игры с подражанием;
7) особенности и традиции праздника «Ярмарка»
Должны уметь:
1) различать изученные формы фольклора;
2) различать изученные формы песенного фольклора
3) создавать несложные изделия народных промыслов( кукла из ниток, кукла-колокольчик);
4) исполнять простые произведения фольклора;
5) играть в изученные народные игры;
6) исполнять соответствующие роли в театрализованном представлении «Ярмарка»
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
-Участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений
7
в процессе работы.
-Использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения
самостоятельных творческих работ
-Представлять продукты творческой деятельности на выставках,
смотрах, олимпиадах.
-Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
-Участвовать в выставках декоративно – прикладного творчества и
конкурсной деятельности.
Метапредметные результаты
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом,
выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Базовый уровень:
Предметные результаты
По завершению освоения второго года обучения обучающиеся
Должны знать:
1) особенности, назначение и виды различных форм потешного фольклора: скороговорка,
дразнилка, загадка, считалка;
2) виды пословиц и поговорок;
3)обрядовые песни, игры;
4) историю происхождения, содержание и значение обряда «Коляда»;
5) правила русских народных игр: игры с песенками и приговорками, игры – забавы,
игры – ловишки, игры – прятки, игры - состязания ;
6) виды и назначения народных игрушек(соленое тесто)
7) виды и назначения кукол-оберегов и обрядовых кукол: кукла-крупеничка;
8) историю и детали народного костюма;
Должны уметь:
1)различать изученные формы фольклора;
2) создавать изделия народных промыслов;
3) исполнять произведения фольклора, обрядовые песни;
4) играть в изученные народные игры;
5) исполнять соответствующие роли в театрализованных представлениях «Коляда»,
6) изготавливать несложные народные игрушки из соленого теста;
7) изготовлять куклу-оберег
8) различать детали народного костюма и их предназначение
8
По завершению освоения третьего года обучения обучающиеся
Должны знать:
1) виды и назначение оберегов: домовенок, кукла-Кострома, кукла-Масленица;
2) особенность и роль обрядовых песен и игр;
3) историю, содержание и значение праздника «Масленица»
4) правила русских народных игр: игры с песенками и приговорками, игры – забавы,
игры – ловишки, игры – прятки, игры - состязания ;
5) историю вышивки, особенности народного орнамента;
6) историю возникновения, назначение и использование росписи «Хохлома»
7) виды и назначения кукол-оберегов и обрядовых кукол
Должны уметь:
1) изготавливать несложные обереги;
2) исполнять обрядовые песни и игры;
3) играть в изученные народные игры;
4) исполнять соответствующие роли в театрализованных представлениях «Масленица»;
5) вышивать несложный народный орнамент;
6) создавать элементы народного костюма: кушак, кокошник
7) изображать несложный узор в стиле «Хохлома»
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- Ориентироваться в правах и обязанностях членов коллектива.
- Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
- Участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений в процессе работы.
- Использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения
самостоятельных творческих работ
- Представлять продукты творческой деятельности на выставках, смотрах, олимпиадах.
- Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
- Обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее защиту.
- Ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах
программы) и использовать их при выполнении заданий.
-Участвовать в
выставках декоративно – прикладного творчества и конкурсной
деятельности.
Метапредметные результаты
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение
этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе
ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом,
9
выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
10
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Учебный план: первый год обучения
№
Наименование темы
1.
Вводное занятие.
Комплектование группы
Тренинги на сплоченность
6
3
2.
Потешный фольклор.
32
6
26
Наблюдение,
конкурс
3.
Песенный фольклор.
22
6
16
Наблюдение,
конкурс
4.
Театрализованная постановка
народного
праздника
«Ярмарка».
80
10
70
Концертная
деятельность
5.
Народная игрушка.
32
6
26
6.
Русские народные игры.
36
6
30
Творческая
работа,
выставка
Наблюдение,
игра
7.
Аттестация
по итогам
реализации стартового уровня
программы
4
2
2
8
Резерв
Свободная тема
4
9.
ИТОГО.
Всего
часов
216
теория
практика Форма
контроля/
аттестации
3
Анкетирование
Отчетный
концерт,
выставка
4
39
177
11
Учебный план: второй год обучения
№
Наименование темы
Всего
часов
теория
практика Форма
контроля/
аттестаци
и
анкетирова
ние
20
Наблюдени
е, конкурс
9
Наблюдени
е, конкурс
6
Наблюдени
е,
викторина
63
Концертна
я
деятельнос
ть
16
Наблюдени
е,
викторина
20
Наблюдени
е, игра
8
Творческая
работа,
выставка
1.
Вводное занятие.
2
2
2.
Потешный фольклор.
24
4
3.
Пословицы и поговорки.
10
1
4.
Обряд «Коляда».
10
4
5.
Театрализованная
постановка
обрядового праздника «Коляда».
70
7
6.
Обереги из природного
бросового материала.
20
4
7.
Русские народные игры.
22
2
8.
Народная игрушка: игрушка из
соленого теста.
10
2
9.
Народная
игрушка:
«Крупеничка».
14
2
12
Творческая
работа,
выставка
10. Русский народный костюм.
28
4
24
11. Промежуточный контроль
2
2
-
Наблюдени
е,
викторина
Отчетный
концерт,
выставка
12
Резерв
Свободная тема
13
ИТОГО
и
кукла
4
216
4
34
182
12
Учебный план: третий год обучения
№
Наименование темы
Всего
часов
теория
практи
ка
Формы
контроля/
аттестаци
и
Анкетиров
ание
1.
Вводное занятие.
2
2
-
2.
Обереги из природного и бросового
материала.
28
3
25
Наблюдени
е, опрос
3.
Обряд «Масленица».
8
4
4
Наблюдени
е, опрос
4.
Обрядовые песни и игры.
10
2
8
5.
Театрализованная
постановка
обрядового праздника «Масленица».
80
4
76
Наблюдени
е,
викторина
Концерт
6.
Русские народные игры.
24
2
22
Наблюдени
е, игра
7.
Ручная вышивка.
32
4
28
8.
Изобразительное творчество.
26
4
22
Творческая
работа,
выставка
Творческая
работа,
выставка
9.
Аттестация по итогам реализации
программы
2
2
-
27
4
189
10. Резерв. Свободная тема
11. ИТОГО
4
216
Отчетный
концерт,
выставка
*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В
случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации творческих
занятий, созданию обучающимися собственных моделей и поделок
13
2.2. Содержание программы
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие Комплектование группы. Тренинги на сплоченность
1. (6ч)
Теоретические сведения
Знакомство с обучающимися. Знакомство с предметом деятельности и его содержанием. Цель и
задачи объединения. Режим работы. Правила поведения и техники безопасности.
Практическая работа
Тренинги на сплоченность коллектива
2. Потешный фольклор (32ч)
Сказка: беседа,виды сказок (2ч)
Сказка: инсценировка сказок (6ч)
Сказка: беседа о кукольном театре, постановка сказок (6ч)
Сказка: конкурс «Сочини сказку»(2ч)
Небылица: беседа, разучивание слов (4ч)
Небылица: выразительное исполнение(2ч)
Потешный фольклор: беседа, разучивание слов(4ч)
Считалки: виды, назначение, разучивание слов(2ч)
Считалка: выразительное исполнение, проведение игр(4ч)
Теоретические сведения
Беседы о жанрах народного фольклора: сказки, небылицы, потешки, считалки.Беседа «Где
живет сказка». Сказка как жанр фольклора. Виды сказок. Потешный фольклор как вид
народного творчества. Назначение и роль сказки. .Беседа «Что такое небылица?».
Практическая работа
Инсценировка сказок. Конкурс «Сочини свою сказку». Самостоятельное сочинение сказок или
импровизация по мотивам русских народных сказок. Постановка сказок с помощью кукол и
ширмы. Зарисовка сказочных героев по мотивам русских народных сказок. Разучивание слов
небылиц («Небылицы в лицах»), потешек и считалок, обыгрывание, работа над выразительным
исполнением.
3. Песенный фольклор (22ч)
Колыбельные песни: особенности, назначение, герои (4ч)
Колыбельные песни: припевные слова, разучивание песен (4ч)
Заклички: виды, обрядовый смысл, назначение, разучивакние слов (4ч)
Приговорки: назначение, особенности, разучивание слов (4ч)
Частушки: виды, назначение, особенности, разучивание слов (4ч)
Частушки: работа над выразительным исполнением (2ч)
Теоретические сведения
Виды песенного фольклора: колыбельные, заклички, приговорки, частушки. Беседа об
особенностях народного пения. Поэтическая и музыкальная выразительность русских народных
колыбельных песен. Характерные припевные слова. Герои колыбельных песен. Обрядовый
смысл. Сравнение со сказками. Беседа об особенностях закличек, приговорок и частушек, их
назначение и виды.
Практическая работа
Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Игровая минутка
4. Театрализованная постановка народного праздника «Ярмарка» (80 ч)
Знакомство с историей, географией, особенностями проведения русской ярмарки(6 ч.)
14
Знакомство со сценарием. Постановка задач. (2 ч)
Распределение ролей. Подготовительно-творческая работа. (4 ч)
Отработка отдельных элементов сценария. (10 ч)
Отработка фольклорных произведений (10ч)
Отработка хороводных движений. (10ч)
Создание сценических образов.(10 ч)
Репетиционная и постановочная работа. (16 ч)
Подготовка костюмов и реквизита. (10 ч)
Показ спектакля "Ярмарка" (2 ч)
Теоретические сведения
Беседа о народной традиции – проведение ярмарки, «Что такое Ярмарка». Особенность
праздника, его роль и назначение. Просмотр репродукций, журналов по теме. Знакомство со
сценарием праздника.
Практическая работа
Работа по подготовке к спектаклю: исполнение отдельных фрагментов сценария,постановка
задач, распределение ролей. Подбор реквизита. Работа над выразительным исполнением
потешек и песен.Отработка хороводных движений и игр.Создание сценических
образов.Репетиционная и постановочная работа. Показ спектакля «Ярмарка».
5. Народная игрушка (32ч)
Знакомство с народной игрушкой. Виды игрушек, назначение (4ч)
Кукла из ниток: особенности, назначение, технология изготовления (2ч)
Кукла из ниток: изготовление (6 ч)
Фантазия на тему «Кукла из ниток»( 4 ч.)
Лоскутная кукла-Колокольчик: особенности, назначение, техника изготовления (2ч)
Лоскутная кукла-Колокольчик: изготовление(6ч)
Лоскутная кукла-Колокольчик: оформление (2ч)
Фантазия на тему «Кукла-колокольчик»( 4 ч.)
Викторина «Народная игрушка) (2ч)
Теоретические сведения
Знакомство с народной игрушкой. Виды игрушек, назначение. Роль и назначение кукол.
Технологические приемы выполнения игрушек.
Практическая работа
Изготовление куклы из ниток, куклы – Колокольчик.
6. Русские народные игры (36 ч)
Беседа «Забытые игры». Виды детских народных игр (4ч)
Подвижные игр: проведение (6ч)
Игры с песенками и приговорками (6ч)
Игры-ловишки(4ч)
Игры-состязания (4ч)
Игры-загадки (4ч)
Игры с подражанием (4ч)
Игровое состязание ( 4 ч.)
Теоретические сведения
Из истории детского фольклора. Беседа по теме «Русские народные игры и традиции в
России». Виды детских народных игр. Правила детских народных игр
Практическая работа
Разучивание слов песенок, приговорок и считалок. Проведение игр: подвижные, хороводные,
игры – ловишки, игры – состязания, игры – загадки, игры с подражанием.
7. Итоговое занятие (4 ч)
15
Аттестация по итогам реализации стартового уровня программы(4ч)
Отчетный концерт. Постановка спектакля.
Анализ учебного года. Обсуждение результатов выступлений. План на следующий учебный
год.
Резервные часы(4 ч.)
Свободная тема
Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие (2ч)
Знакомство с вновь прибывшими. Знакомство с предметом деятельности и его содержанием.
Краткий обзор пройденных тем. Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила поведения
и техники безопасности.
2. Потешный фольклор (24ч)
Особенности потешного фольклора. Назначение. Виды (2ч)
Скороговорки: назначение, особенность исполнения (2ч)
Скороговорки: разучивание слов (2ч)
Скороговорки: конкурс «Кто быстрее скороговорит»(2ч)
Дразнилки: назначение, особенность, разучивание слов (2ч)
Дразнилки: конкурс «Сочини дразнилку»(2ч)
Загадки: виды, назначение, особенность (2ч)
Загадки: изготовление книжки-малышки с загадками (4ч)
Загадки: викторина по загадкам(2ч)
Считалки: разучивание слов, (2ч)
Считалки: проведение игр (2ч)
Теоретические сведения
Беседа об особенностях потешного фольклора, его назначение и виды: скороговорки,
дразнилки, загадки, считалки. Поэтическая выразительность, особенность исполнения
(скороговорок, дразнилок). Виды загадок. Виды считалок.
Практическая работа
Разучивание слов. Работа над исполнением скороговорок. Конкурсы: «Кто быстрее
скороговорит», «Сочини дразнилку». Изготовление книжки-малышки «Загадки» с
изображениями рисунков. Викторина по загадкам. Разучивание считалок. Проведение игр.
3. Пословицы и поговорки (10ч)
Виды пословиц и поговорок (2ч)
Разучивание пословиц и поговорок (2ч)
Пословицы и поговорки в сказках и притчах (2ч)
Конкурс: «Кто больше» (2ч)
Викторина «Объясни значение» (2ч)
Теоретические сведения
Беседа об особенностях пословиц и поговорок, их назначение и виды. Поэтическая
выразительность, особенность исполнения.
Практическая работа
Разучивание слов. Пословицы и поговорки в сказках и притчах. Конкурс: «Кто больше знает
пословиц и поговорок», викторина: «Объясни значение».
4. Обряд «Коляда» (10ч)
История происхождения обряда. Символика (2 ч)
Песни-колядки: содержание, виды. (2 ч)
16
Песни-колядки: разучивание слов. (2 ч)
Проведение обрядовых игр(4ч)
Теоретические сведения
История происхождения обряда «Коляда», его содержание, роль и назначение,соответствие
земледельческому циклу. Просмотр репродукций, журналов по теме. Разнообразие колядок:
щедровки, овсени, таусени, усени, святочные величальные, рождественские стихи. Зимние
игры.
Практическая работа
Разучивание слов и мелодий колядок. Работа над выразительным исполнением.Разучивание
обрядовых песен, исполняемых на народных праздниках. Проведение обрядовых игр:
«Золотые ворота», «Принцесса», «Ульяна» и другие.
5. Театрализованная постановка обрядового праздника «Коляда» (70ч)
Знакомство со сценарием. Постановка задач. (2 ч)
Распределение ролей. Подготовительно-творческая работа. (4 ч)
Отработка отдельных элементов сценария. (8 ч)
Отработка фольклорных произведений (10ч)
Отработка хороводных движений. (12ч)
Создание сценических образов. (8 ч)
Репетиционная и постановочная работа. (20 ч)
Подготовка костюмов и реквизита. (4 ч)
Показ спектакля "Коляда" (2 ч)
Теоретические сведения
Знакомство со сценарием праздника. Постановка задач перед детьми.
Практическая работа
Работа по подготовке к спектаклю: исполнение отдельных фрагментов сценария, распределение
ролей. Подбор реквизита. Работа над выразительным исполнением колядок, потешек и песен.
Отработка хороводных движений и игр. Создание сценических образов. Репетиционная и
постановочная работа. Показ спектакля «Коляда».
6. Обереги из природного и бросового материала (20ч)
Особенности народных оберегов, их роль (2ч)
Символика оберегов Правила использования (2ч).
Оберег - Лапоток: технология изготовления (2ч)
Оберег - Лапоток: подбор материала (2ч)
Оберег - Лапоток: изготовление (10ч)
Оберег - Лапоток: оформление (2ч)
Теоретические сведения
Беседа «Что такое оберег?». Особенности народных оберегов. Роль оберегов в жизни русского
народа. Символика оберегов. Технология изготовления. Правила использования народных
оберегов.
Практическая работа
Подбор материалов для изготовления оберега - «Лапоток». Работа над выполнением оберега.
Оформление работы.
7. Русские народные игры (22ч)
Виды детских народных игр (2 ч)
Игры с песенками и приговорками. (6 ч)
Игры - забавы. (2ч)
Игры - ловишки. (4 ч)
Игры - прятки. (4ч)
17
Игры - состязания. (4 ч)
Теоретические сведения
Беседа по теме «Вспомним забытые игры». Беседы о любимых играх. Виды детских народных
игр.
Практическая работа
Разучивание слов песенок, приговорок и считалок. Проведение игр: подвижные, хороводные,
игры – ловишки, игры – состязания, игры – загадки, игры с подражанием.
8. Народная игрушка: игрушки из соленого теста (10ч)
Беседа о народной игрушке. Технология изготовления соленого теста (2ч)
Зарисовка игрушки. Технология изготовления игрушки из соленого теста(2ч)
Лепка игрушек из соленого теста (4ч)
Оформление игрушек (2ч)
Теоретические сведения
Беседа о народной игрушке. Технология изготовления игрушек из соленого теста. Просмотр
репродукций, журналов по теме.
Практическая работа
Зарисовка будущего изделия. Приготовление соленого теста, изготовление фигурок животных
и птиц, посуды: чашки, тарелки, горшочки (по выбору). Сушка. Оформление поделок:
нанесение рисунка.
9. Народная игрушка: кукла «Крупеничка» (14ч)
Легенда о «Крупеничке». Назначение куклы (2ч)
Технологические приемы изготовления куклы (2ч)
Техника выполнения швов «Вперед иголка», «Назад иголка» (2ч)
Подбор ткани, декоративных элементов (2ч)
Раскрой и сшивание туловища(2ч)
Формирование отдельных деталей куклы (2ч)
Оформление куклы (2ч)
Теоретические сведения
Беседа на тему «Игрушка-оберег». Просмотр слайд-шоу «Русская народная игрушка - кукла».
Легенда о «Крупеничке». Технологические приемы изготовления куклы. Техника выполнения
швов «Вперед иголка», «Назад иголка».
Практическая работа
Подбор ткани, декоративных элементов. Раскрой и сшивание туловища, заполнение крупой.
Формирование головы, рук, фартука и платочка. Оформление куклы.
10. Русский народный костюм (28ч)
История народного костюма. Особенности мужского и женского костюмов (4ч)
Кушак: плетение в технике макраме, техника плетения узлов(2ч)
Кушак: подготовка нитей, плетение кушака из нитей (12)
Кушак: выполнение кисти на концах пояса (2ч)
Кокошник: подбор материала, выкраивание головного убора (2ч)
Кокошник: вырезание элементов рисунка по шаблону(2ч)
Кокошник: закрепление деталей на изделии (2ч)
Кокошник: оформление красками, карандашами, бисером (2ч)
Теоретические сведения
История народного костюма. Особенности. Беседа о составляющих частях женского и
мужского костюмов. Просмотр CD. Основные этапы изготовления
деталей костюма
(кокошник, кушак). Технологические приемы плетения узлов: «петельный», «квадратный»,
«репсовый».
18
Практическая работа
Кушак
Освоение техники плетения узлов: «петельный», «квадратный», «репсовый». (макраме). Подбор
материала. Подготовка нитей для работы. Плетение кушака из скрученных нитей (веревок).
Выполнение кисти на концах пояса. Оформление изделия.
Кокошник
Подбор материала. Выкраивание головного убора. Вырезание элементов рисунка по шаблону.
Наклеивание деталей на изделие. Оформление красками, карандашами, бисером. Пришивание
ленты.
11. Итоговое занятие (2ч)
Промежуточный контроль (2ч)
Отчетный концерт. Выставка работ.
Обсуждение результатов выступлений. Подведение итогов, награждение.
Резервные часы(4 ч.)
Свободная тема
Содержание программы третьего года обучения
1. Вводное занятие (2ч)
Знакомство с вновь прибывшими. Знакомство с предметом деятельности и его содержанием.
Краткий обзор пройденных тем. Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила поведения
и техники безопасности.
2. Обереги из природного и бросового материала (28ч)
Беседа "Обереги". Особенности кукол-оберегов. (2 ч)
Домовенок. Беседа "Кто такой домовой". Технология изготовления. (2 ч)
Работа над изготовлением оберега - Домовенок. (6 ч)
Оформление оберега. (2 ч)
Кукла Кострома. Роль и символика оберега. Технология изготовления. (2 ч)
Кукла Кострома: изготовление оберега. (4 ч)
Кукла Кострома: оформление оберега (2 ч)
Кукла Масленица. Роль и символика. Технология изготовления. (2 ч)
Кукла Масленица:изготовление оберега (4 ч)
Кукла Масленица:оформление оберега (2 ч)
Теоретические сведения
Виды оберегов: Домовенок, кукла Кострома, кукла Масленица. Беседа «Кто такой домовой?».
Особенности кукол – оберегов. Роль оберегов в жизни русского народа. Символика оберегов.
Технология изготовления. Правила использования народных оберегов.
Практическая работа
Подбор материалов для изготовления оберегов. Работа над выполнением оберегов. Оформление
работы.
3. Обряд «Масленица» (8ч)
История происхождения обряда. Символика круга. (2 ч)
Содержание и особенности праздника. (2 ч)
Дни масленичной недели. Обрядовые игры. (2 ч)
Масленичные песни. Викторина. (2 ч)
Теоретические сведения
19
История происхождения обряда. Содержание и особенности проведения праздника. Обряды,
связанные с днями масленичной недели. Символика круга и отражение ее в обрядах.
Масленичные песни и игры. Викторина.
Практическая работа
Разучивание слов и мелодий песен и игр.
4. Обрядовые песни и игры (10ч)
Беседа "Русские народные весенние обряды" (2 ч)
Особенность и роль обрядовых песен и игр. (2 ч)
Разучивание обрядовых песен. (2 ч)
Разучивание обрядовых игр. (2 ч)
Знакомство с шумовыми инструментами. (2 ч)
Теоретические сведения
Беседа на тему «русские народные весенние обряды». История народных обрядов, соответствие
их земледельческому циклу. Особенность обрядов, их роль в исторической памяти народа, в
осуществлении связи поколений.
Практическая работа
Разучивание обрядовых песен, исполняемых на народных праздниках. Проведение обрядовых
игр. Игра на шумовых инструментах: ложках, трещотках и др.
5. Театрализованная постановка обряда «Масленица» (80ч)
Знакомство со сценарием. Постановка задач. (2 ч)
Распределение ролей. Подготовительно-творческая работа. (4 ч)
Отработка отдельных элементов сценария. (8 ч)
Отработка фольклорных произведений (14 ч)
Отработка хороводных движений. (16 ч)
Создание сценических образов. (8 ч)
Репетиционная и постановочная работа. (22 ч)
Подготовка костюмов и реквизита. (4 ч)
Показ спектакля "Масленица" (2 ч)
Теоретические сведения
Знакомство со сценарием праздника. Постановка задач перед детьми. Анализ деятельности.
Практическая работа
Работа по подготовке к спектаклю: знакомство со сценарием; постановка задач; распределение
ролей; подготовительно-творческая работа; исполнение отдельных фрагментов сценария;
работа над выразительным исполнением частушек, потешек и песен; отработка фольклорных
произведений; отработка хороводных движений; создание сценических образов; репетиционная
и постановочная работа; подбор реквизита. Показ спектакля «Масленица»
6. Русские народные игры (24ч)
Виды русских народных игр, их роль в жизни детей. (2 ч)
Игры с песенками и приговорками. (6 ч)
Игры - забавы. (4 ч)
Игры - ловишки. (4 ч)
Игры - прятки. (4ч)
Игры - состязания. (4 ч)
Теоретические сведения
Беседа о разнообразии народных игр. Роль народной игры в жизни детей.
Знакомство с содержанием и правилами игр.
Практическая работа
20
Разучивание игр. Проведение игр: игры с песенками и приговорками, игры-забавы, игрыловишки, игры-прятки, игры-состязания.
7. Ручная вышивка (32ч)
История вышивки. Особенности народного орнамента. (2 ч)
Орнамент в русских народных костюмах. (2 ч)
Техника вышивания крестом. Работа с альбомами. (2 ч)
Композиция и построение орнамента. Выбор схемы. (2 ч)
Зарисовка счетной схемы. Подбор материала. (2 ч)
Вышивание орнаментальной полосы в технике - крест. (20 ч)
Вышивание орнаментальной полосы в технике - крест. (2 ч)
Практическая работа
Зарисовка счетной схемы. Подбор материала. Вышивание орнаментальной полосы для
кокошника или сарафана в технике «простой крест». Оформление работы.
8. Изобразительное творчество (26ч)
Хохлома: история возникновения, назначение и использование росписи. (2 ч)
Технология нанесения росписи - хохлома. (2 ч)
Изготовление посуды в технике папье-маше. (6 ч)
Выполнение росписи "Хохлома" на посуде. (4 ч)
Гжель: история возникновения, назначение и использование росписи. (2 ч)
Технология нанесения росписи "Гжель" (2 ч)
Выполнение росписи в технике "Гжель" на посуде. (4 ч)
Оформление законченных работ. (2 ч)
Викторина по теме "Хохлома" и "Гжель" (2 ч)
Практическая работа
Подбор материала: бумага, краски, кисти, клейстер. Изготовление посуды из папье-маше:
тарелка, чашка, вазочка (по выбору). Высушивание. Нанесение грунтовки. Выполнение росписи
на изделии. Оформление работы.
9. Аттестация по итогам реализации программы (2ч)
Отчетный концерт. Выставка работ
Обсуждение результатов выступлений. Подведение итогов, награждение.
10. Резервные часы(4 ч.)
Свободная тема
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки предполагает подведение итогов после каждого года обучения. В данной
программе четко прописаны требования к уровню подготовки обучающихся после завершения
каждого уровня программы. Причем результаты базового уровня прописаны для каждого года
обучения.
Успешность каждого обучающегося оценивается на основе наблюдений, его активности,
участие в постановках, наличия готовых изделий.
Данные результаты заносятся в карту наблюдений для каждого года обучения.
Приложение 1
Уровень освоение программы указывается исходя из критериев оценивания
Приложение 2
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на
данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы на
занятиях из карты наблюдений.
21
Оценка достижения личностных и метопредметных результатов проводится на основе
педагогического наблюдения, различных диагностических методик на усмотрение педагога.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельныхизделий;
- участие в выставках и постановках, концертах;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
2.4. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Ко-во
обучения начала
окончания
учебных
занятий
занятий
недель
Кол-во
дней
Кол-во
часов
Режим
занятий
1
01.09.2022
31.05.2023
36
108
216
2х3
2
01.09.2023
31.05.2024
36
108
216
2х3
3
01.09.2024
31.05.2025
36
108
216
2х3
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето: сценарии
праздничных мероприятий в начальных и средних классах. – Волгоград: «Учитель», 2008.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Осень и зима: сценарии
праздничных мероприятий в начальных и средних классах. – Волгоград: «Учитель», 2008.
3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб. «Паритет»,
2005.
4. Богданов Г.Ф. Работа над сценической русской народной хореографией.- М.: ВЦХТ, 2009.
5. Ватаман В.П. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми. – Волгоград:
«Учитель», 2009.
6. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими
школьниками.- Волгоград: «Учитель», 2007.
7. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. /весна, осень, зима/.Волгоград: «Учитель», 2005.
8. Научно-популярный журнал «Народное творчество» /фольклор, самодеятельность,
ремесла/.- М.: 2008-2009.
9. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры).М.: АРКТИ, 1999.
10. Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников.- Волгоград: «Учитель»,
2009.
22
11. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие (Якубовская
Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н.); - СПб., 2015.
12. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей /весна,
лето, осень, зима/. – Волгоград: «Учитель», 2004.
13. Подшибякина С.Ю. Хоровод круглый год.- Волгоград: Учитель, 2004.
14. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / Якубовская
Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н./ - СПб., 2015.
15. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айриспресс, 2003.
16. Холл Д. Учимся танцевать. Веселые уроки для дошколят.- М.: АСТ: Астрель, 2009.
17. Якуб С.К. Вспомним забытые игры.- М.: «Детская литература», 1990.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Базулина Л.В. Макраме. - Ярославль «Академия развития», 1999.
2. Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. – М.: Дет. лит., 1991.
3. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения: практическое пособие.- СПб.: «Корона-принт», 1998.
4. Грушина Л.В. Лоскутные куколки. (Народное творчество) – М.: Изд. дом «Карапуз», 2012.
5. Жегалова С.К. Росписи Хохломы: Рассказ.- М.: Дет. лит., 1991.
6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка. – М.: Эксмо, 2003.
7. Силаева К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Эксмо, 2003.
8. Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: «Академия
развития», 2000.
9. ШептуляА.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом.- М.: Эксмо, 2007.
10. Энциклопедия. Праздники народов мира./Бронштейн М.М./.- М.: «Росмен», 2004.
Материально-техническое обеспечение программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Шумовые инструменты
Реквизиты для театрализации спектаклей
Сценические костюмы
Инструменты и материалы для вышивки
Инструменты и материалы для изодеятельности
Аудио и видео и мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр)
Помещение для проведения занятий, наличие столов и стульев, шкафов для хранения
материалов, витрин для выставок.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Родничок» обеспечивается
педагогом дополнительного образования, имеющего высшее педагогическое образование или
средне-специальное образование, профессиональную переподготовку по направлению
«Дополнительное образование детей и взрослых». Педагог прошел курсы повышения
квалификации по соответствующему направлению
23
3.2 Рекомендуемые интернет-ресурсы
1. «Букашка», сайт для дошкольников( Уроки рисования и музыки, развивающие игры,
детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и
потешки)
http://bukashka.org
2. Вышивка для детей
https://shebby--shik-ru.turbopages.org/shebby-shik.ru/s/vyshivka/vyshivka-dlya-detey.html
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
4. Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://fcior.edu.ru/
5. Электронная библиотека (можно найти электронную книгу по нужной тематике)
http://bookz.ru/
6. Детская энциклопедия: обо всём на свете, о России, о живой природе, статистика и
карты, научно-популярный раздел, для души... http://www.sci.aha.ru/
7. Детский развлекательно-развивающий сайт
http://koshki-mishki.ru/
8. «Детская площадка» Детский сайт для детей, родителей и классных руководителей
http://www.detplo.narod.ru
9. Гуманитарное развитие (Онлайн-ресурсы Министерства просвещения для обеспечения
дистанционного обучения детей, образовательные платформы)
https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlaynresursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/
24
Приложение 1
Карта наблюдений
Нумерация критериев, по которым производится наблюдение, соответствует нумерации
соответствующих планируемых результатов обучения.
Раздел: предметные результаты
1 год обучения(стартовый уровень)
№ ФИО
п/п
Знает на уровне ( высоком- «В»,
достаточном- «Д», низком- «Н»)
1
2
3
4
5
6
Умеет на уровне ( высоком«В», достаточном- «Д»,
низком- «Н»)
1
2
3
4
5
6
7
1
2
2 год обучения( базовый уровень)
№ ФИО
Знает на уровне ( высоком- «В»,
п/п
достаточном- «Д», низком- «Н»)
1
2
3
4
5
6
7
8
Умеет на уровне ( высоком- «В»,
достаточном- «Д», низком- «Н»)
1
2
3
4 5
6 7 8
1
2
3 год обучения( базовый уровень)
№ ФИО
Знает на уровне ( высоком- «В»,
п/п
достаточном- «Д», низком- «Н»)
1
2
3
4
5
6
7
Умеет на уровне ( высоком- «В»,
достаточном- «Д», низком- «Н»)
1
2
3
4
5
6
7
1
2
Уровень знаний и умений ( высокий - «В», достаточный- «Д», низкий- «Н») определяется
на основе критериев оценивания.
Приложение 2
Приложение 2
Критерии оценивания
Теория:
Уровни усвоения материала
Низкий: не различают, путает виды фольклора, допускают ошибки при перечислении
правил народных игр; не могут назвать основные русские народные праздники, традиции,
промыслы, игры, различия между праздником, традицией, промыслом, игрой, виды
народных игрушек, особенности и традиции народных праздников, детали и историю
народного костюма ( кроме стартового уровня); не знают историю вышивки, особенности
народного орнамента (только для 3 года обучения), историю возникновения, назначение и
использование росписи «Хохлома»(только для 3 года обучения)
Средний (достаточный): различают основные виды фольклора, допускают ошибки при
перечислении правил народных игр; могут назвать основные русские народные
праздники, традиции, промыслы, игры с опорой на картинки, подсказки, характерные
признаки, различия между праздником, традицией, промыслом, игрой, знают виды
народных игрушек, но затрудняются назвать их назначение, историю возникновения;
знают особенности и традиции народных праздников в общих чертах; знают и могут
назвать детали народного костюм с опорой на наглядность, путаются в истории
возникновения( кроме стартового уровня); знают историю вышивки в общих чертах,
могут назвать основные особенности народного орнамента (только для 3 года обучения),
знают основные моменты истории возникновения, назначение и использование росписи
«Хохлома»(только для 3 года обучения)
Высокий: различают виды фольклора, могут назвать правила народных игр; могут
назвать основные русские народные праздники, традиции, промыслы, игры, различия
между праздником, традицией, промыслом, игрой, виды народных игрушек, особенности и
традиции народных праздников, детали и историю народного костюма( кроме стартового
уровня); знают историю вышивки, особенности народного орнамента (только для 3 года
обучения),
историю
возникновения,
назначение
и
использование
росписи
«Хохлома»(только для 3 года обучения)
Практика:
Уровни усвоения материала
Низкий: с трудом различают изученные формы фольклора; могут только при
непосредственной помощи педагога создать несложные изделия народных промыслов;
знают названия, но не помнят наизусть простые произведения фольклора; путают правила
при игре в изученные народные игры; допускают ошибки при исполнении
соответствующих ролей в театрализованных представлениях; испытывают затруднение
при назывании деталей народного костюма, не знают их предназначение и историю
возникновения ( кроме стартового уровня); могут вышивать только отдельные элементы
несложного народного орнамента(только для 3 года обучения); не могут самостоятельно
создавать элементы народного костюма: кушак, кокошник, при помощи учителя могут
создать только отдельные части(только для 3 года обучения); изображать несложный узор в
стиле «Хохлома» могут только с опорой на трафарет, образец (только для 3 года обучения).
26
Средний (достаточный): различают изученные формы фольклора; могут только при
непосредственной помощи педагога создать изделия народных промыслов, самостоятельно
самые простые изделия; знают названия, но помнят наизусть только часть изученных
произведений фольклора; путают правила при игре в некоторые из изученных народных
игр; допускают незначительные ошибки при исполнении соответствующих ролей в
театрализованных представлениях; могут назвать называние деталей народного костюма,
но испытывают затруднение в определении их предназначения , истории возникновения (
кроме стартового уровня); могут вышивать только несложный народный орнамент(только
для 3 года обучения); могут самостоятельно создавать простые элементы народного
костюма: кушак, кокошник, (только для 3 года обучения); изображать несложный узор в
стиле «Хохлома» могут как с опорой на трафарет, образец, так и самостоятельно простые
элементы узора (только для 3 года обучения).
Высокий: различают изученные формы фольклора; могут самостоятельно создать
изделия народных промыслов; знают названия, помнят наизусть большую часть изученных
произведений фольклора; знают и соблюдают правила при игре в изученные народные
игры; исполняют соответствующие роли в театрализованных представлениях; могут
назвать называние деталей народного костюма, определить их предназначение, рассказать
историю возникновения (кроме стартового уровня); могут вышивать несложный народный
орнамент самостоятельно, более сложный при помощи учителя (только для 3 года
обучения); могут самостоятельно создавать элементы народного костюма: кушак,
кокошник, (только для 3 года обучения); самостоятельно изображать несложный узор в
стиле «Хохлома» (только для 3 года обучения).
27