Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной
политики» МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с.Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ
с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»
(АДАПТИРОВАННАЯ)
Направленность программы: художественная
Уровень сложности: стартовый
Адресат программы: дети 7- 15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Омельченко Надежда Сергеевна
с. Быков
2024 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик программы…………………………….
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………
1.3. Содержание программы……………………………………………………
1.3.1. Учебный план……………………………………………………………….
1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………………….
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………
2.1. Календарный учебный график……………………………………………
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ………………………………….
2.2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение…………………………….
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….
2.5. Список литературы ……………………………………………………………
Приложение 1 (Диагностическая карта)…………………………………………
Приложение 2 (Карта контроля)………………………………………………….
Приложение 3 (Критерии оценивания)…………………………………………..
Приложение 4 (План воспитательных мероприятий)…………………………
Приложение 6 (Глоссарий)…………………………………………………………
5
5
7
7
7
9
18
19
19
19
19
19
19
20
21
21
23
24
25
26
27
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Радость творчества» стартового уровня
является адаптированной и составлена в соответствии с нормативно правовыми
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022);
2.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16;
3.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий осуществления образовательной деятельности, организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ 976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
8.
Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 года № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»);
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 года №
ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
"Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
10.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016
№ ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
4
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»)
11.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату представления информации»;
12.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 года № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
13.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006
№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
15.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
года N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
16.
Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в
Сахалинской области (с изменениями на 1 июня 2022 года);
17.
Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной
общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области,
согласованные директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной
работы» Сазоновой Н.Г., директором ГБУ «Региональный центр оценки качества
образования Сахалинской области» Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО
«Институт развития образования Сахалинской области» им. Заслуженного
Учителя РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.
18.
Устав ОО
19.
Локальные акты ОО
5
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка.
Программа «Радость творчества» имеет художественную направленность (вид
деятельности: основы декоративно-прикладного творчества и конструирования)
Тип программы: одноуровневая
Уровень программы: стартовый
Направленность программы: художественная
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Программа является адаптированной
Школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса
ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений,
обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.
Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями
здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно
дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с
ровесниками, но и взрослыми. Общими для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, нарушение умственного развития,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой функции и мелкой моторики рук, зрительного восприятия,
пространственной ориентировки и эмоционально-личностной сферы.
Современные требования общества к развитию личности детей с ограниченными
возможностями здоровья, диктуют необходимость более полно реализовать идею
индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как
система информального образования, позволяющая создавать условия для оказания
комплексной дифференцированной помощи посредством индивидуализации процесса
воспитания и обучения.
В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие
творческой личности. Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию,
трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и
желание творить. Все виды деятельности, представленные в программе, развивают у
детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками
под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные
движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более
успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.
Актуальность программы. Вовлечение детей с ограниченными возможностями
здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать
проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса
неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Радость
творчества» сочетает в себе различные виды декоративно-прикладного творчества и
основы конструкторской деятельности на базе конструктора. Программа рассчитана на
индивидуальное обучение либо обучение в малых группах с целью индивидуализации
образовательного процесса.
Отличительной особенностью программы является то, что она направлена не
только на создание первоначальных основ в области декоративно - прикладного
творчества и конструирования,
развитие познавательного интереса, творческих
6
способностей учащегося с учетом уровня его возможностей, но и на успешную
социализацию и адаптацию детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся с нарушениями интеллекта (умственная
отсталость) и речевыми нарушениями в возрасте от 7 до 15 лет. В зависимости от
востребованности программы, обучение может быть организовано как индивидуально,
так и в малых группа (до 4 человек). Это связано с тем, что у детей с данными
нарушениями восприятие часто искажено, они с трудом перестраивается и не обладают
достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок. Основной формой
работы с ними является трудовое обучение. Для детей с легкой умственной отсталостью
характерна в целом относительно хорошая механическая память. В ряде случаев эти дети
способны приобрести значительный запас сведений и элементарные навыки чтения,
письма и счета. Иногда хорошая механическая память и относительно богатая по запасу
слов речь могут маскировать слабость мыслительной деятельности и неспособность к
образованию абстрактных понятий. Они не проявляют самостоятельности и инициативы
в работе (учебе), основную трудность составляет переход к мыслительным задачам,
решение которых требует замены привычного способа деятельности новым и еще
неизвестным. Эмоциональная и волевая стороны личности ребенка
достаточно
разнообразны, однако общими чертами являются недостаточная способность к
самообладанию и подавлению влечений, импульсивность на фоне повышенной
внушаемости и склонности к подражательству. При правильном воспитании и обучении,
осуществлении психолого-педагогической коррекции с привитием трудовых навыков
они могут овладевать целым рядом неквалифицированных профессий, прежде всего,
ручного труда, проявляют хорошую бытовую приспособленность к жизни.
Условия приема: ребенок принимается на обучение по данной программе только с
согласия родителей, при наличии заявления от родителей, наличии рекомендаций
ПМПК, педагога-психолога.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период
Продолжительность Кол-во
занятий
занятий в
неделю
1 год
2 ч.
Кол-во
часов в
неделю
3
Итого по
программе
Продолжительность академического часа: 30-40 минут
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 4);
- парная;
- индивидуальная.
6
Кол-во
недель
36
Кол-во
часов в
год
216 ч.
216 ч.
7
1.2.
Цель и задачи программы.
Цель программы: получение первоначальных знаний, приобретение практических
навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных
способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Предметные:
освоение первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления
изделий
декоративно - прикладного искусства, основам конструирования;
приобретение умений применять полученные знания на практике;
приобретение знаний правил техники безопасности;
формирование умений добывать информацию;
развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с
помощью педагога;
формирование
специальных компетенций (освоение инструментария
декоративно прикладного искусства, новых технологий работы с различными
материалами, навыки оформления творческих работ с помощью педагога).
Метапредметные :
создание условий для формирования первоначальных умений работать с
различными источниками информации;
создание условий для формирования интереса к декоративно-прикладному
творчеству, конструированию;
Личностные:
развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Межпредметные связи: в процессе обучения по программе учащиеся применяют
полученные знания, умения и навыки на уроках технологии, математики, рисования,
окружающего мира.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
п/п,
дата
I.
П.
Название
темы
раздела,
Вводное занятие
1.Вводный инструктаж
по ТБ. Знакомство с
материалами и
инструментами.
Работа с бумагой и
картоном
1.Техника
Всего
2
2
Количество часов
Теория и Практика
практика
1
1
1
1
42
5
37
8
1
7
Формы
аттестации/
контроля
Собеседование
Практическая
8
III.
IV.
V.
«Бумагопластика»
2.Техника «Обрывная
аппликация»
3.Техника
«Торцевание»
4.Техника «Оригами».
Изготовление модулей.
5. Техника
«Бумагокручение» (кви
линг)
6.Итоговое занятие
Изготовление
сувениров
1. Изготовление
сувениров из ниток
2. Сувениры из
бросового и
флористического
материала
3. Изготовление
сувениров и изделий в
смешанной технике
4. Итоговое занятие
Изготовление поделок
из пластилина и
соленого теста
1.Изготовление
поделок из солёного
теста( пластилина)
2. Изготовление
поделок в технике
пластилинографии.
3. Творческий проект
из соленого
теста(пластилина)«Моя
мечта».
4.Итоговое занятие
Изготовление поделок
из природного
материала
1.Работа с материалом
растительного
происхождения
2.Работа с материалом
морского
происхождения
3.Работа с сыпучими
материалами
4.Итоговое занятие
работа
Практическое
задание
Творческая работа
8
1
7
8
1
7
8
1
7
8
1
7
2
36
4
2
32
Мини выставка
10
1
9
10
1
9
Практическое
задание
Практическое
задание
14
2
12
Практическое
задание
2
40
4
2
36
Мини выставка
16
2
14
Практическое
задание
18
2
16
Практическое
задание
4
-
4
Практическое
задание
2
50
Мини- выставка
6
2
44
16
2
14
Практическое
задание
16
2
14
Практическое
задание
16
2
14
2
-
2
Практическое
задание
Мини-выставка
Практическое
задание
Практическое
задание
9
VI.
VII.
Основы
конструирования
1.Техника безопасности
Основы работы с
конструктором,
знакомство с деталями
2.Крепление деталей
конструктора
3.Путешествие по
стране LEGO
4.Итоговое занятие
Творческие фантазии
(создание изделий по
запросу обучающихся)
1.Творим и
фантазируем
2.Итоговое занятие.
Аттестация по итогам
реализации программы
3.Резерв. Свободная
тема
Итого
34
5
29
2
1
1
Собеседование
10
2
8
20
2
18
2
12
2
2
10
Практическое
задание
Практическое
задание
Мини-выставка
8
1
7
2
1
1
2
216
Практическое
задание
Итоговая выставка
2
26
190
1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел I. Вводное занятие
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Формы, методы и приёмы: ознакомительная беседа, игра, словесно-иллюстративный,
объяснение с показом трудовых действий.
Дидактический материал: инструктаж по технике безопасности, пожарной
безопасности, план эвакуации, правила дорожного движения, просмотр фотоальбомов.
Теория: ознакомление учащихся с целями и задачами образовательной программы.
Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ, правилами
пожарной безопасности (ознакомить с путями эвакуации в случае возникновения
пожара), правилами дорожного движения; с режимом работы объединения, правилами
внутреннего распорядка, правилами поведения.
Практика: выставочный просмотр декоративно-прикладных работ учащихся,
фотоальбома с изделиями, выполненными учащимися объединения. Интерактивная игра:
«Дорога, транспорт, пешеход».
Метод контроля: наблюдение
Форма контроля: собеседование
Раздел II. Работа с бумагой и картоном
1.Тема. Простые приёмы «бумагопластики».
Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под
контролем педагога.
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов
педагогом, практическая работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, креп бумага, клей, ножницы,
дополнительная оформительская фурнитура.
10
Теория: познавательная
беседа: «История бумаги». Инструктаж по соблюдению
техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, понятие
бумагопластика, композиционное решение.
Практика: Продуктивная игра «Определи инструмент по загадке». Практическая работа
по изготовлению открыток «Цветок», «Радужные цветы». Бумага – это очень удобный
материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их
природный шарм и утонченность. Вырезание ножницами, приёмы сложения гармошкой.
Метод контроля: собеседование, наблюдение, обсуждение.
Форма контроля: практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа
2.Тема. Ознакомление с техникой «обрывная аппликация».
Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под
контролем педагога, экскурсия.
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов
педагогом, анализ, практическая работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, клей, ножницы, рамочка,
дополнительная оформительская фурнитура.
Теория: познавательная беседа: «Разнообразные возможности работы с салфетками,
креп бумагой». Краткая познавательная беседа о технике «обрывная аппликация»,
Инструктаж по выполнению работы в этой технике
Практика: Практическая работа по изготовлению открыток в технике «обрывная
аппликация», комбинированной: «Деревья поздней осенью», «Снегири». Перенос
рисунка на выбранный фон, с помощью трафарета. Изготовление травы, деревьев
способом обрывной аппликации. Приклеить детали аппликации. Возможны другие
варианты изготовления работы. Чтобы аппликация была ровной необходимо положить
ее под пресс (несколько книг). Оставить так до высыхания клея. Оформить в рамочку.
Метод контроля: собеседование, наблюдение, оценивание.
Форма контроля: наблюдение, практическая работа, творческая работа
3.Тема. Ознакомление с техникой «торцевание».
Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под
контролем педагога.
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов
педагогом, практическая работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, креп бумага, клей, ножницы,
дополнительная оформительская фурнитура.
Теория: познавательная беседа: «торцевание». Инструктаж по соблюдению техники
безопасности при работе с ножницами.
Практика: Панно «Дюймовочка» в технике «торцевание». Торцевание - метод работы с
бумагой и клеем, который позволяет создавать удивительные композиции,
отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Этот метод представляет
собой синтез аппликации и бумаговерчения. Поделки в технике торцевания делаются с
помощью мелких квадратов из гофрированной бумаги, цветной салфетки. Объемный
элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек
бумаги и называется «торчком» или «торцовкой». Множество торцовок создают
задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура.
Изготовление поделок методом торцевание не сложная, но кропотливая и требует
усидчивости и аккуратности. Педагог подготавливает распечатанную картинку,
учащиеся вырезают ее и наклеивают на лист картона. Затем нарезаются квадратики из
креповой бумаги или салфеток нужных цветов. Квадрат накручивается на стержень – это
11
получилась «торцовочка». «Торцовочки» намазываем клеем и плотно приклеиваем к
нужному месту близко друг к другу.
Метод контроля: обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: практическая работа, викторина, беседа-диалог, творческая работа
4.Тема. Техника «оригами». Изготовление модулей.
Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под
контролем педагога.
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов
педагогом, практическая работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: цветная бумага, клей, карандаш, линейка, ножницы,
дополнительная оформительская фурнитура.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: изготовление поделок: фоторамка из базовых модулей, «треугольник»,
«трёхлистник», магнит на холодильник «Подсолнух». Изготовить необходимое
количество модулей, а затем выполнить их соединение. Декорирование фоторамки и
магнита.
Метод контроля: собеседование, наблюдение, анализ, тестирование.
Форма контроля: опрос, практическая работа, самоконтроль, игра, творческая работа
5.Тема. Ознакомление с техникой «квиллинг».
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем
педагога.
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов
педагогом, практическая работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: разноцветные тонкие полоски бумаги (можно нарезать
вручную или купить уже готовые наборы), клей, ножницы, пинцет, дополнительная
оформительская фурнитура, рамочка.
Теория: познавательная беседа: «Техника квиллинг» - (бумагокручение). Инструктаж
по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: Изготовление открытки «Цветы маргаритки», картина «Веточка рябины» в
технике «квиллинг» от английского –quill (птичье перо). Полоска бумаги сворачивается
в плотную спираль. Потом тугую спираль распускают до нужного размера и придают ей
нужную форму и кончик ленты скрепляют клеем. Полученные фигурки используют по
желанию - для составления открыток, панно и многого другого.
Метод контроля: наблюдение, анализ.
Форма контроля: наблюдение, практическая работа, кроссворд, игра, творческая работа
6. Тема. Итоговое занятие.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.
Дидактический материал: готовый творческий продукт.
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: тестирование.
Форма контроля: Конкурс ребусов
Раздел III. Изготовление сувениров
1.Тема. Изготовление сувениров из ниток.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем
педагога.
Формы, методы и приёмы: игра, словесный, показ образцов.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
12
Материалы и инструменты: цветные нитки шерстяные, катушечные, шнуры, веревки,
картон, клей, ножницы, крупа, бисер, бусины, дополнительная оформительская
фурнитура.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими,
режущими инструментами. Интерактивная беседа: «Свойства ниток, бисера, бусин и их
применение в декоративно – прикладном творчестве».
Практика: Практическая работа по изготовлению изделий в различных техниках:
сердечко из ниток; сувенир «Берлингот», панно в технике ниткографии «Первоцветы».
Использование шаблона для сердечка, берлингота, обмотка шаблона ниткой.
Правильность обмотки, выкладывания нити по рисунку, натяжение и равномерное
заполнение шаблона нитью.
Метод контроля: собеседование, наблюдение.
Форма контроля: беседа, практическая работа, беседа- диалог, опрос, анализ работы
2.Тема. Сувениры из вторичного сырья и флористического материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем
педагога.
Формы, методы и приёмы: метод информационной поддержки, беседа – инструктаж,
самостоятельная разработка и выполнение задания, поэтапный анализ, метод дизайнанализа.
Дидактический материал: образцы, схемы, иллюстрации, специальная литература.
Материалы и инструменты: нитки, ножницы, клей, картон, элементы декора, шпагат,
газета, кофейные зерна, вилки пластиковые, атласные ленты, циркуль, пистолет,
силиконовый клей, флористические материалы.
Теория: познавательная беседа «Магия вещей, оформление интерьера». Инструктаж по
технике безопасности с горячим клеем. Консультации педагога.
Практика: Изготовление сувенира «Веер из вилок», панно из крупы и салфеток
«Щенок».
Организация деятельности. Выполнение технологических операций по
алгоритму. Исполнение в материале. Оформление полученных результатов.
Декорирование.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ.
Форма контроля: наблюдение, практическая работа, беседа-диалог, опрос, анализ
работы
3.Тема. Изготовление сувениров в смешанной технике.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем
педагога.
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, практическая работа с
консультацией педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: яичная скорлупа, салфетки с рисунком, акриловые
краски, горячий клей, ракушки.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими,
режущими инструментами, изучение технике декупаж (обрывание салфетки,
грунтование поверхности, покрытие лаком, декорирование).
Практика: изготовление панно «Фантазия» в технике декупаж по яичной скорлупе,
объемная аппликация из ракушек «Водное царство» из бросовых и природных,
флористических материалов.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, кроссворд, наблюдение,
анализ
4.Итоговое занятие по теме.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
13
Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.
Дидактический материал: готовый творческий продукт.
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: наблюдение, обсуждение.
Форма контроля: мини – выставка.
Раздел IV. Изготовление поделок из пластилина и соленого теста
1. Тема. Изготовление поделок из соленого теста.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем
педагога.
Формы, методы и приёмы: познавательная беседа «Организация рабочего места»,
словесно- иллюстрированный рассказ, инструктаж по правилам ТБ, показ иллюстраций,
арт-терапия, сказко-терапия, анализ, практическая, самостоятельная, творческая работа
с консультацией педагога.
Дидактический материал: Инструкции по ТБ «Правила ТБ работы с инструментами и
материалами», загадки, интернет ресурсы, образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: мука, соль, вода, доска, стеки, скалка, набор готовых
фигурок для вырезания.
Теория: Технология обработки соленого теста. Материалы и инструменты. Основные
базовые формы. Лепка фруктов, овощей.
Практика: Лепка фруктов, овощей на основе базовых форм (шар, колбаска, конус).
Изготовление сказочных персонажей по сказке «Репка». Изготовление поделок: репка,
дед, бабка. Составление композиции по сказке «Репка». Изготовление фоторамки в
морском стиле. Оформление и декорирование фоторамки.
Метод контроля: обсуждение, наблюдение, оценивание, дискуссия, анализ.
Форма контроля: наблюдение, беседа-диалог, практическая работа, опрос, анализ,
творческая работа
2.Тема. Изготовление сувениров в технике пластилинографии.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, практическая работа с
консультацией педагога.
Формы, методы и приёмы: мозговой штурм, словесно- иллюстрированный,
практическая работа с консультацией педагога, занимательная викторина «Инструменты
и материалы», анализ, занимательный кроссворд «Знаешь ли ты?», занимательная
викторина «О какой рыбке говорится?»
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации, викторины, кроссворды,
интернет-ресурсы, специальная литература.
Материалы и инструменты: пластилин разных цветов, салфетка, доска, стеки.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими,
режущими инструментами, лепка базовых элементов, необходимых для изготовления
панно в технике пластилинографии, нанесение пластилиновых элементов на эскиз
рисунка (жгут, верёвочка, кружок).
Практика: Изготовление панно «Летний день», картин «Жираф», «Радужная рыбка».
Метод контроля: наблюдение, дискуссия, анализ.
Форма контроля: опрос, практическая работа, самоконтроль , игра
3.Тема. Творческий проект из соленого теста(пластилина) «Моя мечта».
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы: проектный, метод упражнений, алгоритмический метод,
проблемно-поисковый, практический, гностический, перцептивный.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: мука, соль, вода, доска, стеки, скалка, набор готовых
фигурок для вырезания, пластилин.
14
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими,
режущими
инструментами,
изучение
этапов
проектирования:
подготовительный, технологический, защита проекта.
Практика: Творческий проект из солёного теста «Моя мечта». Подготовительный этап
(выбор сюжета, персонажей по теме проекта), технологический этап (раскрашивание
красками, дополнение различными материалами: тканью, пуговицами, семенами),
заключительный этап - защита проекта.
Метод контроля: наблюдение, анализ, самооценка.
Форма контроля: обсуждение, практическая работа, анализ, защита проекта
4.Итоговое занятие.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, экскурсия.
Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.
Дидактический материал: готовый творческий продукт.
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: наблюдение, обсуждение, рефлексия.
Форма контроля: итоговая выставка «Волшебство своими руками»
V.
Изготовление поделок из природного материала
Тема 1. Работа с материалом растительного происхождения
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, практическая работа с
консультацией педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: презентация «Виды деревьев»; гербарий; белый и
голубой листы бумаги формата А 4; кисточки, баночка с водой, гуашь (белая, желтая,
зеленая, красная, оранжевая, коричневая); сухие листья дуба, клена, берёзы, ивы;
салфетки, презентации «Как растут овощи» «Виды деревьев»,
семена гороха
(половинки), сухие листья клена, картон, семена кабачка, тыквы, огурца, арбуза,
фасоли, метелки сухих травянистых злаков для оформления гнезда; краски гуашевые,
кусочек поролона для выполнения фона, презентация «Береста в русских народных
традициях, образцы картин с выставки объединения, береста
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими,
режущими инструментами, изучение технике изготовления поделок, беседа о временах
года, о сезонных явлениях, просмотр презентации «Виды деревьев», рассматривание
гербария; знакомство с овощным растением «горох», понятием «стручок»; как растет
горох, значение усиков, имеющихся у гороха; работа с гербарием (активизация знаний:
основные виды деревьев, форма их листьев; беседа о диких и домашних птицах с
использованием иллюстраций презентации «Дикие и домашние птицы»; игра-тест «Чьи
семена?»; традиции русских людей по использованию коры березы в быту,
рассматривание иллюстраций с пояснениями и обсуждением.
Практика: изготовление картин «Отпечаток листьями», «Волшебный букет» «Гроздья
винограда», «Курица-наседка», «Берестяная краса»
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, наблюдение, анализ
Тема 2. Работа с природным материалом морского происхождения
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, практическая работа с
консультацией педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
15
Материалы и инструменты: плоские мелкие камешки разной формы, образцы разных
картин из соответствующего материала; иллюстрации аквариумных рыбок, карандаши,
кисти, гуашь; термоклей (для педагога), плоские морские камешки овальной формы,
сухая веточка, иллюстрации по теме, коллекция различных раковин, втулка от скотча,
салфетки белого цвета, канцелярский клей, презентация «Породы домашних собак»,
образцы сувениров
Теория: беседа об аквариумных рыбках с рассматриванием иллюстраций и пояснениями
педагога; рассматривание картины-образца с детальным анализом отдельных объектов;
подбор материала знакомство с картинами художников (рассматривание иллюстраций со
слайдов презентации); беседа о диких птицах, рассматривание иллюстраций с
изображением сов, описание этих птиц; рассматривание образцов картины с совушками,
определение нужных материалов, последовательности работы; знакомство с коллекцией
раковин, с их разнообразием; игра с сенсорным мешочком «Найди ракушку», просмотр
видеофильма «Живая природа. Жизнь крабов», беседа о разнообразии крабов;
рассматривание иллюстрации с изображением краба, определение строения; просмотр
иллюстраций презентации с пояснением и беседой;
Практика: выполнение картины «Аквариум», выполнение картины «Городок»,
выполнение картины «Совушки», выполнение сувениров «Цветы», «Краб», «Собачка»
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, наблюдение, анализ
Тема 3. Работа с сыпучими материалами
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, практическая работа с
консультацией педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: презентация «Зерно – крупа: как растет?», окрашенная
манная крупа, макаронные изделия (окрашенная вермишель «паутинка»), картон, стека,
клей канцелярский, манная, кукурузная, ячневая, пшеничная крупы, стилизованные
картинки с животными, презентация с иллюстрациями пейзажей некоторых известных
художников; записи музыкальных произведений;
Теория: рассматривание иллюстраций, образцов, картин; знакомство с понятием
«пейзаж»; прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского и А. Л.
Вивальди, соответствующих тематики выполняемой работы; презентация «Злаки и
крупы», наборы круп, набор карточек-картинок с изображением злаков.
просмотр иллюстраций презентации с пояснениями и беседой; игра «Какой злак?»,
игра «Сенсорные мешочки»
Практика: выполнение картин и сувениров «Необыкновенный цветок», «Веселый
зоопарк», «Времена года», «Букет», «Домашний питомец»
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, наблюдение, анализ
4.Итоговое занятие по теме.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.
Дидактический материал: готовый творческий продукт.
Практика: аукцион вопросов и ответов.
16
Методы контроля: наблюдение, обсуждение.
Форма контроля: мини – выставка.
VI. Основы конструирования
1. Техника безопасности. Основы работы с конструктором, знакомство с деталями.
Изучение правил безопасности при работе с конструктором. Виды и цвет деталей, их
предназначение.
2.Крепление деталей конструктора
Знакомство с цветом элементов Башни разного цвета. Пирамидка. Разноцветные
дорожки
Постройка по замыслу из элементов определенного цвета.
2.2. Знакомство с формой элементов (кубик 2x2).Знакомство с кубиком 2x2
Знакомство с вариантами скрепления элемента (кубик 2x2). Высокая и низкая башня из
кубиков 2x2 (закрепление варианта скрепления «на все шипы»). Лесенка (закрепление
варианта скрепления «на один шип вправо»)
2.3.Знакомство с формой элементов (кирпичик)
Знакомство с кирпичиком.Знакомство с вариантами скрепления элемента кирпичик
Упражнения «Шесть кирпичиков».Широкие и узкие ступеньки (закрепление варианта
скрепления «на два шипа назад»).Высокая башня (закрепление варианта скрепления «на
все шипы»)
Узкая и широкая дорожки.Постройка по замыслу из кирпичиков
2.4.Знакомство
с
формочками
LEGO
Duplo
Упражнения
«Шесть
кирпичиков».Знакомство с названиями элементов.Знакомство с вариантами скрепления
формочек. Игра «Построй игрушку»
Постройка по замыслу из формочек
2.5.Соединение элементов и формочек для лучшей ориентации во всех
деталях.Упражнения «Шесть кирпичиков».Закрепление навыков скрепления все
элементов между собой.Постройка по замыслу, используя все элементы конструктора
3.Путешествие по стране LEGO
3.1. Строим горку. Варианты детских горок
Подбираем детали для изготовления большой и малой горок. Изготовление модель горок.
Правильное расположение деталей. Устойчивость модели, изменения высоты и длины горки.
Стоим башню
Подбираем детали для изготовления устойчивой модели башни. Изготовление модели башни.
Правильное расположение деталей. Устойчивость модели, в зависимости от ее формы.
Строим пушку
Подбираем детали для изготовления модели пушки и мишени. Изготовление
модели
Правильное расположение
деталей. Изменение точности попаданий в зависимости от
расстояния пушки до цели. Подвижная цель.
Стадион.
Подбираем детали для изготовления модели стадиона: трибуны, игровое поле. Изготовление
модели Правильное расположение деталей. Изменение модели стадиона под разные виды
спорта.
Детский парк.
Подбираем детали для изготовления модели. Изготовление модели. Правильное расположение
деталей.
Добавление новых элементов в модель.
Качели-весы. Как это использовать?
Подбираем детали для изготовления модели. Изготовление модели. Правильное расположение
деталей.
17
Добавление элементов декора в модель. Определение устойчивости модели. Определение
положения модели: подвижное и неподвижное.
Карусель- вертушка
Подбираем детали для изготовления модели. Изучение вращающихся элементов конструктора
Изготовление модели. Правильное расположение деталей. Добавление новых элементов в
модель.
Детский поезд
Подбираем детали для изготовления модели. Изготовление модели. Правильное расположение
деталей.
Изменение длины и состава поезда. Изменение способа рассадки пассажиров. Добавление новых
элементов в модель.
Простые качели для парка
Виды качелей. Подбираем детали для изготовления модели. Изготовление модели. Правильное
расположение деталей. Добавление новых элементов в модель. Изменение числа посадочных
мест на качелях.
Аттракционы с мячом
Подбираем детали для изготовления модели. Изготовление модели. Правильное расположение
деталей.
Добавление элементов декора в модель. Изучение точности попадания мяча в зависимости от
длины горки.
Большая карусель
Подбираем детали для изготовления модели. Группировка деталей на подвижные и
неподвижные. Изготовление модели. Правильное расположение деталей. Добавление новых
элементов в модель.
Паромная переправа
Изучаем предназначение паромной переправы. Подбираем детали для изготовления модели.
Группировка деталей на подвижные и неподвижные. Изготовление модели. Правильное
расположение деталей. Добавление декоративных элементов в модель. Изменение модели с
учетом числа пассажиров парома.
Сам себе конструктор
Самостоятельное создание несложных моделей с опорой на образец, иллюстрацию по
выбору обучающегося..
4. Итоговые занятия
«Юные LEGO-техники»- аттестация по итогам реализации программы:
Творческое конструирование(
Создаем Лего-городок. Самостоятельное конструирование с опорой на изображения
различных моделей. Создание законченной конструкции, в составе которой более
мелкие ранее изученные модели.
Творческие фантазии (создание изделий по запросу обучающихся)
Тема 1 . Творим и фантазируем
Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, практическая работа с
консультацией педагога.
Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.
Материалы и инструменты: в зависимости от выбранной обучающимися темы,
техники выполнения.
Теория: актуализация знаний по выбранной теме
Практика: выполнение под руководством педагога выбранного изделия
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, наблюдение, анализ
Тема 2. Итоговое занятие
18
Итоговая выставка всех работ обучающихся с организацией представления, презентации
работ
Тема 3. Резерв. Свободная тема
Свободное творчество. ( запланирован на случай фарс –мажора)
1.4
Планируемые результаты обучения
К концу обучения по программе обучающиеся
- будут знать:
простейшие приемы, используемые для различных видов рукоделия;
технику безопасности на занятиях;
технологический процесс изготовления поделок;
основные базовые элементы в разных видах деятельности;
особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр,
природный, бросовый материал, солёное тесто, пластилин).
простейшие приемы работы с конструктором;
процесс изготовления моделей с опорой на образец;
- будут
уметь:
соблюдать правила безопасного труда при работе с различными
инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
переводить шаблоны на различный материал;
изготавливать и оформлять несложные поделки, модели из конструктора
самостоятельно, по схеме, образцу с опорой на образец, при помощи педагога;
осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
подбирать гармоничные цвета и оттенки;
Личностные результаты:
творческая активность, инициативность и любознательность.
добросовестное отношение к выполнению работы, к инструментам и
материалам;
доброжелательные отношения со сверстниками
Метапредметные результаты:
умение планировать свои действия с помощью педагога;
ответственное отношение к учению на основе мотивации к
обучению;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками.
19
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Дата
№ Дата начала окончания
группы занятий
занятий
1
01.09.2024
31.05.2025
Кол-во
учебных
недель
36
Кол-во Кол-во
дней
часов
108
216
Режим занятий
3 раза в неделю, по 2
академических часа
(продолжительность
занятия -30- 40 минут)
В конце каждого часа
предусмотрен15- 20
минутный перерыв
(отдых, проветривание
помещений).
2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы:
•
•
•
•
•
•
Помещение для проведения занятий: кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим
нормам, наличием удобных столов и стульев, шкафов для хранения материалов, витрин
для выставок.
компьютер;
стол, стул;
музыкальный центр;
оборудование для практических работ.
Инструменты и материалы: мука, соль, макаронные изделия, цветные салфетки, спички,
зубочистки, наждачная бумага, кусочки ткани, проволока, различный природный
материал, кисти, карандаши, краски «гуашь», витражные краски, контуры, нож,
ножницы, линейки, циркули, клей «Карандаш», клей «ПВА»,
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Электроник»
обеспечивается педагогом отвечающего требованиям профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом
Минтруда России от 22.09.2021 № 652н.
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
•
методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и
рекомендации к практическим занятиям;
•
учебная, методическая, дополнительная литература;
20
• диагностический инструментарий: тестовые задания на темы: «Тест на определение
видов и техник плетения бисером», «Инструменты, материалы, оборудование»;
• развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс
физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма,
дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация
мышц туловища, релаксация мышц глаз);
• словарь терминов и понятий; раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки);
• мониторинг личностного развития учащихся.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная
Методы обучения (по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные,
вводные, итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, комбинированные,
демонстрация, выставка
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той
или иной темы.
2.3.Формы аттестации.
Для
определения
результативности
усвоения
адаптированной дополнительной
общеразвивающей
программы «Радость творчества» предполагается использование
следующих методов определения успешности овладения обучающимся содержанием
программы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ;
- тестирование;
- диагностика личностного роста и продвижения;
- оформление фотоотчета.
Оценка качества усвоения АДОП включает в себя:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в создание собственного или
коллективного изделия в рамках изученных разделов
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде выставки моделей
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
Форма оценки усвоения АДОП обучающимся – уровень (высокий, достаточный (средний),
низкий).
21
2.4.Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения
обучающимися данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Контрольно-измерительные и диагностические материалы представлены в
виде диагностической карты для отслеживания качества выполнения конкретного
задания в рамках изученного раздела (Приложение 1) и карты контроля, для проведения
промежуточного и итогового контроля (Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных
на данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его
работы на занятиях исходя из критериев(Приложение 3)
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО «Радость
творчества» реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 4)
2.5.Список литературы
Список литературы
Литература для педагога:
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие поделки из природных материалов.- М.: ООО
ИКТЦ «Лада», 2009 г.
2. Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины.- М.: ООО
ИКТЦ «Лада», 2008 г.
3. Белебихина Н.А., Королева Л.А. «Организация дополнительного образования в
школе: планирование, программы, разработки занятий». – Волгоград: «Учитель», 2009
г.
4. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации
к
планированию занятий.- М.: Новая школа, 2006 г.
5. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методические рекомендации для
учителей 1-4 классов._ М.: АСТ-Пресс, 2000.
6. Иванченко В.Н. «Занятие в системе дополнительного образования детей». – Ростов
н/Д.: «Учитель», 2007 г.
7. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из
пустырных трав / авт.-сост. О.Н.Маркелова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
8. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2005. –
256с., ил.
9. Школьник Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2007. – 256с.,
ил.- (Атласы и энциклопедии).
10. Школьник Ю.К. Обитатели морей. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо,
2007. – 256с., ил.
11. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2009. –
256с., ил.
Литература для обучающихся и их родителей.
12. Гир Алан Д. и Фристоун Бэрри Л. Новый год и рождество. Подарки, украшения,
рецепты./ Пер. с англ.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007 г.
22
13. Грунд-Торпе Хайди. поделки и сувениры из природных материалов/ Пер. с нем. –
М.: Мой мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006 г.
14. Лыкова И.А. Мастерилка: Учебно-методическое пособие для детского
художественного творчества.- Можайск: Карапуз, 2004г.
15. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки.- М.: Экемо, 2004г.
16. Перевертень Т.И. Поделки из веток.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк:
Сталкер, 2003 г.
17. Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом.- М.: Эксмо,
2007 г.
18. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Модные украшения из природных материалов.- М.:
«Аст -пресс книга», 2009 г.
19. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Соленое тесто.- М.: «Аст – пресс книга», 2009 г.
20. Фантазии из природных материалов/ Екатерина Немешаева. – М.:Айрис-пресс,
2011г. – 112с. – (Внимание: дети!).
21. Хобби клуб: Модный декупаж. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2014г. – 34с. цв.
ил.
22. Хобби клуб: Пасхальные поделки с детьми. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2015г.
– 18с. цв. ил.
23. 55 поделок из пластиковых бутылок /Т.Б. Ткаченко. – ростов н/Д: Владис, 2013. –
144с.: ил. – Чудеса своими руками).
24. Фантазии из солёного теста/Пацци Л.:пер. с итал.-М.:Мой мир ГмбХ&Ко.КГ,2007.
– 112с.:ил.
Перечень интернет-ресурсов:
25. Творческая студия «Мастерица» Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://skortg.blogspot.ru/ (дата обращения: 14.06.2024)
26. «Страна мастеров» Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://stranamasterov.ru/(дата обращения: 14.06.2024)
27. Единый национальный портал дополнительного образования
детей/художественная направленность (Методические кейсы по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности)
Текст: электронный //: [сайт]. — URL:http://dop.edu.ru/directions/art (дата обращения:
15.06.2024)
28. «Страна Мастеров» Мастер-классы, on-line курсы по изготовлению
творческих продуктов в различных техниках (лепка, аппликация, мозаика, оригами,
вышивка и др.) Текст: электронный //: [сайт]. —
URL:https://stranamasterov.ru/technics(дата обращения: 15.06.2024)
29. Журнал «Сам себе изобретатель» (Пошаговая инструкция с картинками
для создания нужных вещей своими руками) Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
https://www.asusfone.ru/(дата обращения: 09.06.2024)
23
Приложение 1
Диагностическая карта наблюдения
Ф. И
обучающе
гося
Теоретические
Знания (3 б.)
Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.
Практические Знания
(3 б.)
Критерии оценки
Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.
Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий
Итого
(сумма
баллов)
24
Приложение 2
Карта контроля
Теория
Знают простейшие приемы, используемые для различных видов
рукоделия
Знают технику безопасности на занятиях;
Знают технологический процесс изготовления поделок
Знают основные базовые элементы в разных видах деятельности
Знают особенности и способы обработки различных материалов
(бумага, фетр, природный, бросовый материал, солёное тесто,
пластилин), простейшие приемы работы с конструктором;
Знают процесс изготовления моделей с опорой на образец
Практика
Соблюдают правила безопасного труда при работе с различными
инструментами ручного труда, соблюдая правила техники
безопасности
Умеют переводить шаблоны на различный материал;
Умеют изготавливать и оформлять несложные поделки, модели из
конструктора самостоятельно, по схеме, образцу с опорой на образец,
при помощи педагога
Умеют осуществлять простой декор моделей
Умеют подбирать гармоничные цвета и оттенки
Итого:
ФИО ребенка
ФИО ребенка
ФИО ребенка
ФИО ребенка
Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного
количества баллов; средний 60-80%;
Критерии оценки
25
Приложение 3
Критерии оценивания
Теория:
Уровни усвоения материала
Низкий: не различают, путает основные термины и понятия, допускают ошибки при
озвучивании алгоритма действий для создания изделия; не могут назвать основные виды
изученного декоративно-прикладного творчества, не знают изученный теоретический
материал, правила ТБ, названия материалов для изготовления изделий, предназначение
инструментов и материалов.
Средний (достаточный): различают, могут объяснить основные термины и понятия,
допускают ошибки при озвучивании алгоритма действий для создания некоторых
изделия; могут назвать основные
виды изученного декоративно-прикладного
творчества, но допускают ошибки при их характеристике, знают основные моменты
изученного
теоретического материала, правила ТБ, названия материалов для
изготовления изделий, предназначение большей части инструментов и материалов.
Высокий: различают, могут объяснить термины и понятия, алгоритм действий для
создания изделия; могут назвать виды изученного декоративно-прикладного творчества,
знают большую часть изученного теоретического материала, правила ТБ, названия
материалов для изготовления изделий, предназначение большей части инструментов и
материалов.
Практика:
Уровни усвоения материала
Низкий: с трудом различают изученные
виды материалов, могут только при
непосредственной помощи педагога
создать несложные изделия декоративноприкладного творчества; путаются в использовании инструментов и материалов,
допускают ошибки при выполнении действий по созданию изделия по алгоритму, могут
создавать только отдельные элементы несложного изделия с опорой на образец.
Средний (достаточный): различают изученные виды материалов, но допускают
ошибки при определении их использования, могут только при непосредственной
помощи педагога создать несложные изделия декоративно-прикладного творчества;
могут самостоятельно создать изделие только по предложенному алгоритму или с
опорой на образец, самостоятельно могут создавать только отдельные элементы
несложного изделия.
Высокий: различают изученные виды материалов, инструментов, правильно их
используют,
могут
самостоятельно создать несложные изделия декоративноприкладного творчества, более сложные- с опорой на образец, алгоритм или при
помощи педагога, активно участвуют в выставках и конкурсах по данному направлению
26
Приложение 4
План воспитательных мероприятий
Дата
Мероприятия
Форма проведения
Октябрь
Что мы знаем о поделках и
материалах для их создания?
Викторина
Ноябрь
Конкурс мастеров
Конкурс несложных
авторских поделок
Декабрь
Новогодние подарки
Изготовление(декор)
подарков для близких.
Акция «По зову сердца»
( подарки к Новому году
для УТФ и участников
СВО)
Февраль
Акция «Письмо солдату».
«Подарок солдату»
Изготовление сувениров
для УТФ и участников
СВО.
Написание писем.
Март
Подарок маме
Изготовление(декор)
подарков для близких.
Апрель
Маленькие радости
Изготовление поделок из
подручных средств и
бросового материала
Май
Победный май
Акция «По зову сердца»
( подарки для УТФ и
участников СВО)
27
Приложение 5
ГЛОССАРИЙ
Аппликация — узор, полученный путем накладывания вырезанных кусков материи на
текстильную основу другого вида.
Блестки — блестящие тонкие металлические пластинки, преимущественно округлые, с
дырочкой для пришивания; используются для украшения.
Бисер – мелкие шарики из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными
отверстиями для низания.
Бусины – круглые небольшие шарики, изготовленные из стекла, пластмасс, металла,
натуральных камней, дерева, кости и других металлов. Бусины бывают самых
разнообразных размеров (но крупнее бисера), форм и расцветок. Граненые бусины часто
называют «кристаллами», а «вытянутые» - рисом.
Выкройка – деталь бедующего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи и
т.д.
Декорировать – украшать, оформлять.
Декоративные элементы – любые виды материала, которые приносят в композицию
дополнительные эффекты и оттенки.
«Декупаж», происходит от французского слова «вырезать», представляет собой особый
вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи
красками.
Деталь – часть изделия, изготовленная из однородного материала без применения
сборочных операций.
Дизайн — художественное конструирование предметов, проектирование эстетического
облика промышленных изделий. Задача дизайна состоит в том, чтобы сделать
окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически
целесообразными.
Заготовка – материал, полуфабрикат, которые подлежат дальнейшей обработке, из
которого при дальнейшей обработке получаются изделия.
Инструмент – орудие для работы (может быть ручным, механическим).
Инвалидность (Ограниченные Возможности Здоровья) - препятствие, ограниченность
деятельности человека из-за физических, умственных, сенсорных или психических
отклонений.
Изделие – предмет или совокупность предметов производства, подлежащих
изготовлению (могут быть одно детальные и много детальные и т.д.).
«Квиллинг», бумагокручение, «бумажная филигрань» - искусство скручивать длинные и
узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных
деталей объемные или плоскостные композиции. Этот вид рукоделия пришел к нам из
Кореи, он простой и очень красивый не требующий больших затрат.
Контраст - резкий переход из одного к другому цвету
Композиция – Важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий
произведению единство и целостность; соотношение и взаимное расположение частей
целого.
Клеевой пистолет – инструмент, который позволяет прочно соединять любые
поверхности расплавленным полиэтиленом, при этом склейка будет точечной.
Материал
(нерастительный) –
основной
и
вспомогательный
материалы
нерастительного характера, например проволока, лента, бусины, сосуд и т.д.
«Модульное оригами» - является одним из видов конструирования, которое, в свою
очередь, развивает творческие способности, воображение и мелкую моторику рук.
Метод обучения – определенный способ взаимодействия деятельности педагога и
учащегося.
28
Низание – процесс насаживания бисера на нить, леску или тонкую проволоку в
определенной последовательности по цвету, размеру и виду.
Обрывная аппликация – один из видов многогранной техники аппликация. Все просто и
доступно, как в выкладывании мозаики. Основа-лист картона, материал – разорванный
на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент – клей и руки.
Проволочный каркас – основа, для вязаной игрушки выполненная из проволоки.
Пропорции, соразмерность – отношение частей фигуры друг к другу и к целому.
Прошивка – способ поперечного прошивания лепестка или листочка очень тонкой
проволокой, чтобы скрепить вместе ряды. Обычно прошивку делают уже на готовом
элементе, если только не прибегают к способу «прошивка по ходу плетения».
Стеклярус – трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и
интерьеров. Стеклярус бывает разных размеров, цветов, формы и отличается от рубки
тем, что его длина намного превышает диаметр. Главный размер стекляруса – его длина
в миллиметрах. Встречается витой стеклярус.
Стразы – имитация драгоценного камня, выполненная из стекла, или пластмассы. Страз
имеет отверстия или металлические приспособления для крепежа.
Схема - изображение узора при помощи условных знаков.
Творческая реабилитация – это специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
«Торцевание» - данная техника предполагает использование клея и гофрированной
бумаги. Процесс очень интересный и несложный, но результат выглядит эффектно. При
помощи торцевания из гофрированной бумаги делают целые картины и скульптуры.
Цветовая гармония – цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко
отстоящие друг от друга в цветовом круге и взятые в определенных количественных
отношениях.
Цветоведение - систематизированное представление о цвете. Например, цветовой круг,
цветовая звезда, гармония цвета.
Цветовой круг – систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными
являются три основных или четыре главных цвета.
Шаблон – образец, по которому изготавливают одинаковые детали.
Шило – инструмент для прокалывания мелких дырок.
Фон - основа композиции.
Цветовая гамма - сочность цвета и разлив цветового круга.
Цель педагогической деятельности – мысленное представление конечного результата.
Шпагат джутовый - этот вид тонкой прочной бечевки (шпагата) имеет натуральное
происхождение. Он изготавливается из волокон джутового кустарника, являющегося
прядильной культурой. Его можно не только как элемент упаковки товаров, но и для
утепления деревянных срубов, а также для декоративной отделки помещений.
Эскиз – изображение предметов, предназначенное для разового использования
(выполняется от руки, дает полное представление о форме детали, ее размерах,
необходимо для изготовления и контроля).