Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной
политики» МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с.Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЗЕМЛЯТА»
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы: дети 7 -15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Попова Наталья Геннадиевна
с. Быков
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел…………………………………………………………..
3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..
3
Содержательный раздел………………………………………………
9
2.1. Учебный план……………………………………………………………
9
2.2. Содержание учебной программы………………………………………
12
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов…………..
17
2.4.Календарный учебный график………………………………………….
18
1.
2.
Организационный раздел………………………………………………
19
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программ…
19
3.2. Список рекомендуемых изданий и интернет ресурсов ………………
19
3.3. Приложение 1………………………………………………………………
22
3.
2
1.1.
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с
нормативными документами:
Дополнительная образовательная
нормативными документами:
программа
составлена в
соответствии
с
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 « Об
организации осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020
№ 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006
№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016
№ ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)
№
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015
АК-2563/05 «О методических рекомендациях»(вместе с методическими
3
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием
сетевых форм реализации программ»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2019
№ 03-1235 «О методических рекомендациях»
«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме» ( утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковым
28.06.2019 № МР-81/02вн)
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 №
3.12-1170-з «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Устав МБОУДО ДДТ с. Быков
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБОУДО ДДТ с. Быков
(Рассмотрено Педагогическим советом протокол № 4 от 19.05.2022г., утверждено
Приказом директора от 20.05.2022 г. № 25- ОД)
Направленность программы: естественно-научная
Уровень программы: Программа является модифицированной.
Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино.
Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого
человека. Их решение зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет
ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической
совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и
образования. Для решения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о
природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью,
относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить
понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его
правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой,
беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в раннем школьном возрасте.
Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет
познания в окружающем его мире, охотно откликается на добро. В это время очень важно
обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и
зависимость от всевозможных воздействий на единство всего живого. Постепенно у
ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется
желание поближе узнать и понять законы жизни природы, научиться жить в гармонии с
ней.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок вовлекается в
социальные взаимоотношения, через отношение к природе, обществу, между детьми,
педагогами и родителями через общественные и научные организации, через
психологический климат в коллективе. Все это должно способствовать активной
деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается еще в том,
4
что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на свежем
воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что
обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
Новизна программы состоит в специфике ее содержания; образовательных
технологиях, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей, их
возможности и потребности; Практические экологические исследования дают учащимся
богатейший материал.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в программу
включены новые педагогические технологии в проведении занятий это технология
проектного обучения и технология проблемного обучения, вместе с ними остаются
традиционные технологии групповые, игровые, коллективно-творческие. Особое
внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых
учащиеся знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их
выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и
инструменты; овладевают отдельными технологическими операциями; осваивают
проектную деятельность.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы. На
современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых
важных
функций
образовательных
организаций
социализация
ребенка.
Общеобразовательная программа призвана расширить культурное пространство для
самореализации, самоактуляции и саморазвития личности, стимулировать учащегося к
творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной
ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной
жизни.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательную
деятельность различных структурных компонентов личности (интеллектуального,
эмоционально-эстетического, духовно- нравственного, физического) в их единстве, что
создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и
физического здоровья учащихся.
Категория обучающихся:
Программа обьединения «Землята» рассчитана на обучающихся 7–15 лет. Отбор в
группы производится на основе собеседования и просмотра. Приоритетным основанием
для зачисления в группу является интерес к выбранному направлению.
Наполняемость групп первого года обучения составляет 8-10 человек,
Обучающиеся принимаются в творческое объединение по заявлению родителей
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества. Набор
в творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных
требований в соответствии со способностями и наклонностями детей.
Прием на обучение в Образовательную организацию проводится на принципах
равных условий приема для всех поступающих. Дети с ограниченными возможностями
здоровья и попавшие в трудную жизненную ситуацию зачисляются на обучение без
ограничения
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных
технологий
Программа реализуется в форме сетевого сотрудничества с МБУК «Долинская
централизованная библиотечная система», библиотека № 2 с. Быков
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при
совместной сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная,
индивидуальная, коллективная
5
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные,
вводные, итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ
и проектов, конкурсы, конференции(практическое участие детей в разнообразных
мероприятиях по данному направлению), комбинированные, демонстрация, выставка,
генерация идей
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач,
познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики
содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников (деловые и
ролевые игры, мини-исследования, экскурсии, творческие задания, конкурсы, (участие в
районных, международных и всероссийских) проигрывание ситуаций, дискуссии,
проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и
опросы, КТД, беседы).
Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и
тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и
перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в
изучаемый вопрос или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по
разделам программы . Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в
себе беседу, дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с
демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений
и навыков (выступать, мыслить, быстро и аргументировано). Применяться данная форма
может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения
применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий, учащихся
для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и
групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение
степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов.
Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители
и др. Результативность участие в районных, всероссийских и международных конкурсах
позволяет реализовать «ситуацию успеха».
Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива,
совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД
ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.
Срок реализации программы: 3 года.
В течении 3-х лет обучения, ребята изучают:
Общие понятия об экологии; основные понятия географии и биологии; работать с
природным материалом; изучать правила поведения в лесу.
Режим занятий: программа рассчитана на 3 года обучения -216ч; занятия
проходят 3 раза в неделю- по 2 сдвоенных часа по 45 мин (академический час). Перерыв
между занятиями – 10 минут
Целью данной общеразвивающей программы является формирование у
обучающихся экологического мышления, способности осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде и умения жить в относительной гармонии с
природой.
6
Задачи:
Обучающие
- познакомить с общими понятиями об экологии, работать с природным
материалом, уметь складывать животные цепочки и классифицировать животных;
- научить правилам поведения в лесу;
- научить оказывать первую медицинскую помощь в походе, научить подбирать
материал для проекта и защищать его.
- научить приемам создания изделий декоративно –прикладного творчества из
природного и бросового материала
Развивающие
Способствовать развитию:
- аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в
команде;
- творческих и интеллектуальных
- интеллектуальной сферы
– способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических
ситуаций.
Воспитательные
- создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально
значимой деятельности
создать
условия
для
создания
благоприятного
психологического климата, для приобретения практических умений, навыков в области
охраны природы и рационального природопользования.
- формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении
Планируемые результаты
Предметные результаты
Результатом обученности детей по программе является определенный объем знаний и
умений.
К концу первого года обучения, учащиеся должны знать:
- общие понятия об экологии;
- правила работы с острыми и режущими предметами;
- понятие о живой и неживой природе;
- распространённые виды животных и растений;
-основные этапы создания проекта
К концу первого года обучения, обучающиеся должны уметь:
- классифицировать животных и растения;
- работать с природным материалом;
- уметь складывать животные цепочки;
- создавать с помощью педагога несложный проект;
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках изученных тем)
К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:
- основные понятия географии и биологии;
- правила техники безопасности;
- виды и способы экологической защиты;
-понятие экосистемы;
7
- способы взаимодействия человека и природы;
- технологию выращивания отдельных видов овощных культур и цветов
К концу второго года обучения, обучающиеся должны уметь:
- проектировать предстоящую деятельность;
- представлять готовые изделия;
- пользоваться дополнительной литературой при работе с природным материалом.
- выращивать отдельные виды овощей и цветов.
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках изученных тем)
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать:
- правила поведения в лесу, в походе;
- общие признаки позвоночных;
- виды животных и растений своего края;
- основные природные ресурсы и достопримечательности родного края
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны уметь:
- оказывать первую медицинскую помощь в походе.
- осуществлять подготовку к походу;
- уметь подбирать материал для проекта и защищать его.
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках изученных тем)
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирования желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Метапредметные результаты
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных
8
хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Учебный план
Первый год обучения
№
1.
2.
Наименование темы
Вводное занятие. Набор
группы.
Что такое природа?
Кол-во
часов
Теория
2
2
16
6
Практика
Форма
аттестации/кон
троля
Опрос
Практическая
работа
10
Практическая
9
3.
«Прозрачный невидимка»
4.
Вода и ее превращения
5.
Наша кормилица – земля
6.
7.
8.
16
4
12
20
6
14
6
28
10
18
18
8
10
Практическая
работа
Творческая
работа
18
8
10
Практическая
работа
Творческая
работа
Крылатые помощники
18
8
10
10.
Живые цепочки
16
6
10
11.
О связи неживой и живой
природы
18
8
10
12.
Проектная совместная
деятельность.
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
4
Удивительный мир
шестиногих
9.
Практическая
работа
Творческая
работа
10
Зеленый наряд Земли
О диких зверях и домашних
животных
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Опрос
Практическая
работа
20
6
14
Практическая
работа
10
8
13
Подготовка к отчетному
концерту
14.
Резервные часы
2
6
Практическая
работа
6
15.
6
Практическая
работа
Промежуточный контроль
(Тестирование, отчетная
выставка, концерт)
2
2
Практическая
работа
ИТОГО:
216
80
136
Учебный план.
Второй год обучения
№
Наименование темы
Количество
часов
Теория
1.
Вводное занятие.
2
2
8
2
6
8
2
6
2.
3.
Экология – наука.
География и
биология – неразлучны.
Практика Форма
аттестации/контроля
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
4.
5.
Практическая
работа
Опрос
Знакомые
незнакомцы
- дикие животные
-пернатые животные
50
50
16
14
34
36
Вся природа –
экосистема.
14
4
10
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
6.
Экология и люди.
20
4
16
Практическая
работа
11
7.
Практические занятия
(в течении года)
30
8
Резерв. Свободная тема
6
Проектная
деятельность
14
9.
6
4
24
Практическая
работа
Творческая работа
6
Практическая
работа
Практическая
работа
14
Творческая работа
8
Практическая
работа
Творческая работа
2
Практическая
работа
10.
Подготовка к отчетному
концерту
11. Промежуточный
контроль (Отчетная
выставка, концерт)
Итого:
12
2
2
216
56
160
Учебный план.
Третий год обучения
№
Наименование темы
Количе
ство
часов
Теория
Практи Форма
ка
аттестации/контроля
1
Вводное занятие.
2
2
2
Комнатные растения.
Разведение. Уход за ними.
18
4
14
3
Растительный мир. Растения
родного края
22
6
16
4
Мир насекомых. Насекомые
нашей области.
20
8
12
Опрос
Практическая работа
Практическая работа
Творческая работа
Практическая работа
Творческая работа
Практическая работа
Творческая работа
12
5
6
Обитатели вод. Рыбы,
обитающие в реках и морях
области.
20
Обитатели воздушного
пространства. Птицы родного
края.
26
10
16
Практическая работа
Творческая работа
22
18
4
Практическая работа
Творческая работа
24
2
22
Практическая работа
Творческая работа
20
10
10
Практическая работа
Творческая работа
7
6
14
Практическая работа
Творческая работа
Животный мир. Звери,
обитающие на территории своей
области.
8
Охрана природы родного края.
9
Советы юному туристу.
10
Резерв.
Свободная тема
6
6
Практические занятия.
Проектная деятельность.
22
22
12
12
11
12
Подготовка к отчетному
концерту.
Практическая работа
Творческая работа
Практическая работа
Творческая работа
13
Аттестация по итогам
реализации программы
(Отчетная выставка, концерт).
2
ИТОГО:
216
2
70
Практическая работа
Творческая работа
146
*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
13
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам.
В случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации творческих
занятий, созданию обучающимися собственных моделей и поделок
2.2.Содержание программы
Первый год обучения
1. Вводное занятие. (2 ч)
Знакомство, правила поведения, режим работы. Цели и задачи объединения, план
занятий. Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Правила техники
безопасности
2. Что такое природа? (16 ч)
Теоретические сведения.(6 ч)
Что такое природа и как люди её используют. Как люди узнали о природе и жизни на
Земле. Что представляет собой Земля. Как люди составляли план-карту местности, на
которой они жили. Поверхность Земли и ее изображение на карте.
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Зарисовка план-карты местности.
3. Прозрачный невидимка. (16 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Что такое воздух? «Южный ветерок» - экологическая сказка (чтение и обсуждение).
Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля. Источники загрязнения воздуха.
Мероприятия по его охране. Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых
организмов.
Практическая работа.(12 ч)
Свойства воздуха (проведение опытов). Инсценировка
экологической сказки
«Великий спор».
4. Вода и ее превращения. (20 ч)
Теоретические сведения.(6 ч)
Что такое вода? «Родник» - экологическая сказка (чтение и обсуждение). Беседа:
«Путешествие по глобусу». Беседа «Круговорот воды в природе». Беседа «Значение воды
в жизни всего живого. Использование ее человеком». Беседа «Источники загрязнения
воды. Меры охраны».Как сохранить воду чистой? Беседа «Что было бы, если бы не было
воды?»
Практическая работа.(14 ч)
Свойства воды (проведение опытов). Тесты, викторины. Подвижная игра «Ходят
капельки по кругу». Изготовление поделок из природного и бросового материала.
5. Наша кормилица – Земля. (10 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Что такое почва? «Дождевой червяк» - экологическая сказка. Как сберечь почву?
Практическая работа.(6 ч)
Тесты, викторины, кроссворды.
6. Зелёный наряд Земли. (28 ч)
Теоретические сведения.(10 ч)
Поговорим о растениях. Культурные и дикорастущие растения. Что растет в лесу:
деревья, кусты, трава. Овощи и фрукты. Могут ли овощи принести вред нашему
здоровью? Грибными дорожками. Растения лечат (беседа о лекарственных растениях). В
мире цветов. Путешествие растений («Маленькие путешественницы»- экологическая
сказка). Как помочь нашим зеленым друзьям? Беседа «Береги лес от пожара»
14
Практическая работа.(18 ч)
Посадка лука. Конкурсно-познавательная программа «Грибная карусель». Цветочная
викторина. Посев семян цветов и лекарственных растений для выращивания рассады.
Подготовка и показ театрализованного представления «Чудо-листья».
7. О диких зверях и домашних животных. (18 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
Звери, которые обитают в лесу. Домашние животные. «Кролик и зайчиха» экологическая сказка. Как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям.
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Поле Чудес «Животные». Изготовление поделок из природного и
бросового материала.
8. Крылатые помощники. (18 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
Какие бывают птицы? «Как скворец себе дом выбирал?»- экологическая сказка. Как
подкармливать птиц? Как охранять птиц?
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Познавательно-развлекательная игра «Пернатые друзья».
9. Удивительный мир шестиногих.(18 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
Знаете ли вы о насекомых? «Катя и божья коровка»- экологическая сказка. Как
сохранить самых древних обитателей нашей планеты?
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Викторины, конкурсы.
10. Живые цепочки. (16 ч)
Теоретические сведения.(6ч)
Как связаны между собой в живой природе деревья, птицы, звери и насекомые.
«Письмо из леса» (обсуждение). «Рябина»- экологическая сказка. Как сохранить живые
цепочки в природе?
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Викторина.
11. О связи неживой и живой природы. (18 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
«Великан и Голубое озеро»- экологическая сказка. Как сохранить связи неживой и
живой природы.
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Викторина.
12. Проектная совместная деятельность. (20 ч)
Учащимся предлагаются темы по пройденному материалу. Готовится проект. Защита
проекта.
Посещение выставок, экскурсии, участие в творческих мастерских.
13.Подготовка к отчетному концерту. (8 ч)
Разработка сценариев экологических спектаклей. Репетиции.
14.Резервные часы (6ч)
Резервные часы предусмотрены на случай форс-мажорной ситуации.
15.Итоговое занятие. Промежуточный контроль(2 ч)
Отчетный концерт, выставка поделок из природного материала
Второй год обучения
1. Вводное занятие. (2 ч)
15
Знакомство, правила поведения, режим работы. Цели и задачи объединения, план
занятий. Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Правила техники
безопасности
2. Экология – наука. (8 ч)
Теоретические сведения.(2 ч)
Что такое экология. Предмет и задачи экологии.
Практическая работа.(6 ч)
Прогулка в лес. Сбор природного материала для поделок и выполнение экологических
задач.
3. География и биология – неразлучны. (8 ч)
Теоретические сведения.(2 ч)
Что мы называем средой обитания? Что такое адаптация? Поговорим о биосфере.
Практическая работа.(6 ч)
Прогулка в лес: сбор природного материала, выполнение экологических задач.
4. Знакомые незнакомцы. Дикие животные (50 ч). Пернатые животные (50ч)
Теоретические сведения.(30ч)
Игра «Поле Чудес». Дикие животные: заяц, лисица, волк, медведь, белка, лось, рысь,
соболь, тигр и др. Пернатые жители: воробей, ворона, соловей, дятел, снегирь, скворец и
др.
Практическая работа.(70 ч)
Прогулка в лес: выполнение экологических задач. Зарисовка изученных животных и
увиденного в лесу. Изготовление поделок из природного и бросового материала
5. Вся природа – экосистема. (14 ч)
Теоретические сведения.(2 ч)
Совместное обитание живых организмов в природе. Природные и искусственные
сообщества. Рассказ об экологических пирамидах.
Практическая работа.(12 ч)
Игра: «Живая пирамида». Прогулка в лес, выполнение экологических задач.
6. Экология и люди. (20 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком.
Сохранение природы и самого человека.
Практическая работа.(16 ч)
Проект: «Защитим природу», «Разработка экологических знаков». Прогулка в лес,
выполнение экологических задач.
7. Практические занятия. (36 ч)
Работа на участке, уборка территории, посадка клумб, изготовление поделок из
природного материала
Посещение выставок, экскурсии, участие в творческих мастерских.
8. Резерв(6 ч.).
Свободная тема
9.Проектная деятельность(14ч)
Практическая работа(14ч)
Изготовление изделия из природного материала. Пошаговое описание. Работа над
презентацией. Защита проекта.
10.Подготовка к отчетному концерту. (12 ч)
Разработка сценариев экологических спектаклей. Репетиции.
11. Итоговое занятие. Промежуточный контроль.(2 ч)
Отчетный концерт, выставка поделок из природного материала.
16
Третий год обучения
1.Вводное занятие. (2 ч)
Знакомство, правила поведения, режим работы. Цели и задачи объединения, план
занятий. Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Правила техники
безопасности.
2. Комнатные растения. Разведение и уход за ними. (18 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Растения вечного лета. Группы комнатных растений. Зеленое убранство квартиры.
Уход за комнатными растениями.
Практическая работа.(14 ч)
Конкурсы и викторина.
3. Растительный мир. Растения родного края. (20 ч)
Теоретические сведения.(6 ч)
Экскурсии «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений), «Осенние
краски природы (смена окраски листьев, листопад)». Кустарники. Их роль для человека.
Травы. Лекарственные растения. Растения-сорняки и вредители здоровья человека.
Практическая работа.(16 ч)
Викторина «Зеленый мир вокруг нас». Сбор и создание гербариев. Изготовление
поделок из природного и бросового материала
4. Мир насекомых. Насекомые нашей области. (12 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Виды. Места обитания. Какую пользу приносят насекомые. Насекомые-вредители.
Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми. Охрана
полезных насекомых, борьба с вредителями.
Практическая работа.(8 ч)
Викторина-игра «Спор насекомых». Изготовление поделок из природного и
бросового материала
5.Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках и морях области. (20 ч)
Теоретические сведения.(6 ч)
Общие признаки позвоночных животных. Промысловые рыбы. Рациональное их
использование. Рыбы, обитающие в реках области. Охрана рыбных богатств.
Аквариумное рыбоводство. Разведение рыб в аквариумах.
Практическая работа.(14 ч)
Викторина «Золотая рыбка». Изготовление поделок из природного и бросового
материала.
6.Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края. (26 ч)
Теоретические сведения.(10 ч)
Дикие и домашние птицы (виды и места обитания). Птицы – обитатели нашей
области: водоплавающие птицы, хищники, птицы леса, птицы, занесенные в Красную
книгу, домашние птицы. Охрана и привлечение птиц.
Практическая работа.(16 ч)
Сооружение и установка скворечников, кормушек. Викторина «Птичка-невеличка»,
игра «Птичий час». Изготовление поделок из природного и бросового материала
7.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. (22 ч)
Теоретические сведения. (18 ч)
Животный мир (общие понятия). Дикие и домашние животные. «Мой друг»
(праздник домашних животных). Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами.
Звери, обитающие на территории области. Героизм животных. Их помощь людям. Роль
животных в жизни человека. Краснокнижные виды.
Практическая работа.(4 ч)
17
Викторина «В мире животных».
8.Охрана природы родного края. (24 ч)
Теоретические сведения. (2 ч)
Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и Сахалинской
области.
Практическая работа.(22 ч)
Экскурсия-знакомство с природой ближайшего окружения. Экскурсии в
краеведческий музей и зоопарк. Изготовление поделок из природного и бросового
материала
9.Советы юному туристу. (20 ч)
Теоретические сведения.(10 ч)
Изучение основных туристических навыков. Первая медицинская помощь в походе.
Правила поведения в походе.
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка на поляну. Ее облагораживание. Игры на лоне природы.
10. Резерв (6 ч.)
Свободная тема
11.Практические занятия. Проектная деятельность. (22ч)
Разработка плана проекта «Чистый уголок моего детства». Эскиз. Создание макета
из пластилина зоны отдыха глазами детей. Изготовление учащимися «Запрещающих»
знаков. Работа над презентацией. Уборка выбранной территории для зоны отдыха.
Установка заготовленных знаков. Фотосессия вместе с детьми. Защита проекта.
Поддержание территории в чистоте.
12. Подготовка к отчетному концерту. (10 ч)
Разработка сценариев экологических спектаклей. Репетиции.
13. Аттестация по итогам реализации программы (2 ч)
Отчетный концерт, выставка поделок из природного материала.
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Мониторинг предметных результатов (теоретическая и практическая подготовка в
предметной области):
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности
обучения по программе «Землята» проводятся три вида контроля:
1) вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений,
беседа, тренинг);
2) промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая)
игра;
3) итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективнотворческое дело, беседа, проект).
Мониторинг личностных результатов:
Методика диагностики уровня экологического воспитания для младших школьников;
Изучение уровня мотивации обучения (Методика Н.Г. Лускановой);
Изучение уровня удовлетворенности работой учреждения (Адаптированная методика
Е.Н. Степанова.
Мониторинг метапредметных результатов
- Методика Е.М. Александровской, Ст. Громбах.
( Критерии оценивания – Приложение 1 к ДООП «Землята»)
18
2.4. Календарный учеб ный график
Год
Дата
Дата
Ко-во
обучения начала
окончания
учебных
занятий
занятий
недель
Кол-во
дней
Кол-во
часов
Режим
занятий
1
01.09.2022
31.05.2023
36
108
216
2х3
2
01.09.2023
31.05.2024
36
108
216
2х3
3
01.09.2024
31.05.2025
36
108
216
2х3
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение
1. Макеев С.С. «Ликвидация экологической безграмотности». – Южно-Сахалинск:
Сахалинское книжное издательство, 2002 г.
2. Первухина Е.Л. «Экологическое образование в походных условиях», ЮжноСахалинск: «Триллиум», 2002 г.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников», М.: «Вако», 2005 г.
4. Напольная игра твистер к теме: «Лососевые рыбы»
5. Настольная игра: «Географическое лото Сахалинской области»
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо материально – техническое
обеспечение:
1. Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран),
2. Инструменты и материалы: Садовый инвентарь (лопаты, тяпки, грабли, лейки и др.)
инструменты для работы с комнатными растениями, кашпо, канцелярские
пренадлежности для изготовления гербариев и поделок из природного материала.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Землята» обеспечивается
19
педагогом дополнительного образования, имеющего высшее педагогическое образование
и средне-специализированное, профессиональную переподготовку по направлению
«Дополнительное образование детей и взрослых». Педагог прошел курсы повышения
квалификации.
3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
6. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие поделки из природных материалов». – М.: ООО
ИКТЦ «Лада», 2009г.
7. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: Биология,
экология, здоровый образ жизни», Волгоград: «Учитель», 2001 г.
8. Белибихина Н.А., Королева Л.А. «Организация дополнительного образования в
школе: планирование, программы, разработки занятий». – Волгоград: «Учитель»,
2009 г.
9. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж: «Учитель»,
2004 г.
10. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж: «Учитель»,
2002 г.
11. Вавилина Е.М. «Экологическое воспитание в школе. 5-9 кл.», Волгоград:
«Учитель», 2008 г.
12. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутин А.С. «Мир и человек: земля, части света»,
М.: «Дрофа», 1998 г.
13. Владимирская Л.А. «От осени до лета», Волгоград: «Учитель», 2004г.
14. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского
сада: Экология», Воронеж: «Учитель», 2005 г.
15. Выготский Л.С. «Психология», - М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2002 г.
16. Грехова Л.И. «В союзе с природой», Москва-Ставрополь: ЦГЛ, «Сервисшкола»,
2003г.
17. Грибов П.Д. «Как человек исследует, изучает, использует природу», Волгоград:
«Учитель», 2004г.
18. Елизарова Е.М. «Знакомые незнакомцы. Окружающий мир», Волгоград:
«Учитель», 2007г.
19. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей», Волгоград: «Учитель», 2007 г.
20. Иванченко В.Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей:
новые подходы», - Волгоград: «Учитель», 2007 г.
21. Киселева Н.П., Литвинцева Э.В., Павлов А.Г. «Выбери будущее сегодня: книга для
тех, кому жить в 21 веке» (Пособие для учителей), СПб: «АсЭкО», 2001г.
22. Корнел Дж. «Радость общения с природой», Владивосток: «Зов тайги», 1995 г.
23. Кузнецов В.Н. «Экология 5-11 классы», Москва: «Дрофа», 2003г.
24. Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе. Разработки
внеклассных мероприятий». – Волгоград: «Учитель», 2007г.
25. Ляшенко Е.А. «Школа юного краеведа», Волгоград: «Учитель», 2007г.
26. Маркелова О.Н. «Поделки из природного материала». – Волгоград: «Учитель»,
2009 г.
27. Норенко И.Г. «Экологическое воспитание в школе», Волгоград: «Учитель», 2007 г.
28. «Педагогика: учебное пособие»/под ред. П.И.Пидкасистого, - М.: «Высшее
образование», 2008 г.
29. Потапов А.Д. «Экология», М.: «Высшая школа», 2000 г.
20
30. Сластёнин В.А. «Педагогика: учебное пособие для студентов высш.уч. заведений».
– М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.
31. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками. Занятия,
экологические игры, викторины, экскурсии». – Волгоград: «Учитель», 2009г.
32. Хаткевич О.А., Минич О.А. «Природа и мы», Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт»,
2004 г.
33. Зарывахина Н.И. «Занимательная ботаника», Луганск: «Янтарь», 2004 г.
34. Кларина Л.М. «Уроки гнома Эконома и феи Экологии», М.: «Вита-Пресс», 1995г.
35. Корецкая Т.Л., Моисеев А.П. «Комнатные растения. Универсальный справочник»,
Челябинск: «Акраим», 2003г.
36. Латынова Н. «Сказки Земли», Москва: «Лист», 1999г.
37. Левитман М.Х. «Экология – предмет: интересно или нет?», Санкт-Петербург:
«Союз», 2001г.
38. Литвинцева Э.В., Киселева Н.П., Егорова О.Ю. «Выбери будущее сегодня: книга
для тех, кому жить в 21 веке (пособие для учащихся)». – СПб: «АсЭкО», 2001 г.
39. Фадеева Г.А. «Экологические сказки», Волгоград: «Учитель», 2005г.
40. Чиприани В. «Поделки из природных материалов», М.: ЗАО «Издательская группа
«Контэнт», 2008 г.
41. Чубарьян А.О. «Энциклопедия живой природы». В 10 тт. – М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2007 г.
42. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки: экология для малышей», Москва: «Книголюб»,
2005г.
43. «Экологические записки Сахалина» (информационный бюллетень) № 3-6, ЮжноСахалинск: СахОКСЭВ, 2002-2006 гг.
Интернет-ресурсы
1. «Школа для всех» Сетевые исследовательские лаборатории http://setilab.ru/
2. Система «Планета Знаний» http://planetaznaniy.astrel.ru/astrel.htm/
3. Электронная экологическая энциклопедия
http://ecology.aonb.ru/Glavnaja.html
4. Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева
(Виртуальные экскурсии, выставки)
http://www.gbmt.ru/ru/exhibition/?arFilter_ff%5BNAME%5D=&arFilter_pf%5BTYPE%5D=52
3&set_filter=Показать&set_filter=Y
5. Видео лекции по биологии.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLXXfaK9LG5bKZbv3fhgTSTDXyAxoYof8W
21
Приложение 1 к ДООП «Землята»
Критерии оценивания
№ о/ Фамилия, Ознакомление с общими понятиями
п
имя,
об экологии
возраст
ребенка
Умение складывать
Умение
живые цепочки
классифицирова
ть животных
Умение
оказывать
первую
медицинскую
помощь в
походе
Умение
работать с
природным и
бросовым
материалом
Уровни усвоения материала
Низкий: Путают понятия об экологии, основные понятия географии и биологии, с
трудом классифицируют животных, неумело работают с природным и бросовым
материалом, не умеют пользоваться литературой при работе с природным материалом.
Средний (достаточный): дети с помощь педагога могут работать с природным и
бросовым материалом; допускают ошибки, но самостоятельно их исправляют;
самостоятельно находят тему проекта, с помощью педагога могут подготовиться к его
защите; знают правила поведения в лесу; с растерянностью могут оказать медицинскую
помощь.
Высокий: дети знают общие понятия об экологии, географии и биологии; легко умеют
классифицировать животных, складывать живые цепочки; знают общие признаки
позвоночных; умеют работать с природным и бросовым материалом самостоятельно,
представляют качественные готовые изделия; знают правила поведения в лесу, быстро
ориентируются в оказании первой медицинской помощь
22
23