ДОП Поваренок

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной
политики» МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с.Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5от 18 .06.2024 года

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОВАРЁНОК»
Уровень программы: стартовый
Направленность: социально-гуманитарная
Адресат программы: дети 11-17 лет
Срок реализации: 1год

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Омельченко Надежда Сергеевна

с. Быков
2024 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик программы……………………………….
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………..
1.2.Цель и задачи программы……………………………………………………….
1.3. Содержание программы………………………………………………………..
1.3.1. Учебный план…………………………………………………………………
1.3.2. Содержание учебного плана…………………………………………………
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………….
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………
2.2. Условия реализации программы………………………………………………
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ……………………………………
2.2.2. Кадровое обеспечение ……………………………………………………….
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение………………………………
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………..
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………
2.5. Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение1 (Диагностическая карта)……………………………………………
Приложение 2 (Карта контроля) ……………………………………………………
Приложение 3 (План воспитательных мероприятий)……………………………

5
5
6
7
7
8
8
12
12
13
13
13
13
14
15
15
17
18
19

3

Дополнительная общеразвивающая программа «Поваренок» стартового уровня
составлена в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022);

2.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол
от 24.12.2018 № 16;

3.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;

4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;

6.

Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности, организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;

7.

Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ 976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;

8.

Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 года № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»);

9.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 года №
ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
"Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");

4

10.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020
№ 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату представления информации»;

11.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 года № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

12.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006
№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»;

13.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;

14.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
года N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

15.

Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в
Сахалинской области (с изменениями на 1 июня 2022 года);

16.

Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной
общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области,
согласованные директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной
работы» Сазоновой Н.Г., директором ГБУ «Региональный центр оценки качества
образования Сахалинской области» Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО
«Институт развития образования Сахалинской области» им. Заслуженного Учителя
РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.

17.

Устав ОО

18.

Локальные акты ОО

5

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.

Программа «Поваренок» имеет социально-гуманитарную направленность (вид
деятельности: кулинария)
Тип программы: одноуровневая
Уровень программы: стартовый
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Актуальность программы состоит в том, что для детей создаются условия для
развития ребенка и повышается мотивация к познанию и творчеству, создаются условия
для социального, культурного и профессионального самовыражения, творческой
самореализации. Ребенок на опыте познает приготовление и свойства продуктов питания,
возможности их соединения, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер
творит, познавая законы гармонии и красоты.
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры
здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению - учебнопознавательная, по форме реализации - кружковая, по времени реализации одногодичная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Тип программы: одноуровневая.
Уровень сложности программы: стартовый
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является ее разновозрастный состав,
обучающийся по единому учебному плану. В ходе обучения по программе предусмотрен
дифференцированный подход, разноуровневые задания для обучающихся разного
возраста, либо различные по сложности операции в процессе приготовления блюд.
Адресат программы: программа актуальна для обучающихся 11-17 лет.
С целью обеспечения соблюдения техники безопасности, с учетом площади
оборудованного помещения, наполняемость группы – 7 человек.
Группа занимается по единому учебному плану. Для разного возраста детей
предусматриваются задания различного уровня сложности, совместное выполнение
заданий в разновозрастных группах, парах.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период

1 год

Продолжительность
занятий
2 ч.

Итого по
программе

Кол-во
занятий в
неделю
3

Кол-во часов Кол-во
в неделю
недель

6

36

Кол-во
часов в год
216 ч.
216 ч.

Продолжительность академического часа: 45 минут каждое занятие, перерыв между
занятиями – 10 минут
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:

6

- групповая (количество детей в группе 7 человек);
- парная;
- индивидуальная.

1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: формирования у обучающихся через постижение основ кулинарного
искусства устойчивой мотивации к здоровому питанию, основанному на следовании
традициям национальной русской кухни. Овладение специальными знаниями и навыками,
которые необходимы в практической деятельности кулинара.
Задачи программы:
Предметные:
- формирование представлений о работе с меню, способах приготовления разнообразных
блюд.
- знакомство учащихся с традициями русской кухни и их местом в народной бытовой
культуре.
- знакомство с технологическим оборудованием, производственным инвентарем,
инструментами, весо-измерительными приборами и правилами их эксплуатации;
- формирование навыков и умений приготовления основных блюд русской, славянской
кухни и кухни некоторых народов мира;
- знакомство учащихся с разнообразными технологиями кулинарии и освоение ими
технологии приготовления блюд, кулинарных и кондитерских изделий, требующих
простой кулинарной обработки, расширяя трудовой опыт детей,
Метапредметные:
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни,
развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие терпения, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности;
- выработка безопасных и санитарно – гигиенических приемов труда;
- знакомство обучающихся с технологией осуществления проектной деятельности
Личностные:
- воспитание бережного и аккуратного отношения к организации рабочего процесса;
- привитие деловых качеств, таких как ответственность, активность, аккуратность,
достижение результата в работе;
- формирование потребности в саморазвитии, мотивации и интеллектуальной готовности
ребёнка к кулинарной деятельности;
- формирование навыков работы в коллективе, воспитание чувства товарищества и
взаимопомощи, ответственности за порученное дело.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их
самовыражения. Теория закрепляется одновременно на практике.

7

1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Наименование тем разделов

Форма аттестации/
контроля

Количество часов

Теория
Введение.
2
Правила этикета
4
Правила поведения за столом.
4
Сервировка стола
3

Практика
4
4
3

Всего
2
8
8
6

2

4

6

2
2
2

2
2
2

4
4
4

9.
10.
11.

Сервировка праздничного
стола
Питание подростка
Режим дня для подростков
Совместимость продуктов
питания
Овощи в нашем питании
Вегетарианская кухня.
Салаты

2
2
6

2
2
6

4
4
12

12.

Бутерброды

6

14

20

13.

Первые блюда

4

16

20

14.

Вторые блюда

8

16

24

15.

Третьи блюда и десерты

8

20

28

16.

Молочная кухня

2

22

24

17.

Изделия из творога

2

2

4

18.

Изделия из теста

20

28

19.

Заготовка впрок

2

2

4

20.

Открытый урок
Аттестация по итогам
реализации программы

1

1

2

72

144

5.
6.
7.
8.

Итого

8

216

опрос
опрос
Опрос прак.работа
Практическая
работа
Практическая
работа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа,
творческая работа
Практическая
работа
Практическая
работа

8

1.3..2. Содержание учебного плана
Вводное занятие 1.
Теория: Набор группы. Знакомство. Краткая характеристика профессии «Повар». Цели и
задачи обучения.
Практика: Входная диагностика. Игры на сплочение. Ознакомление с инструкциями
безопасной эксплуатации оборудования. ТБ.
Раздел 2. Правила этикета
Теория Основы пищевой санитарии и гигиены. Правила санитарии и личной гигиены.
Практика:
Формы складывания салфеток. Ознакомление с санитарными требованиями к обработке
посуды, инструмента, инвентаря, оборудования (разделочные доски, ножи, приспособления,
мясорубка, электроплита, тостер, микроволновая печь, холодильник). Режим питания.
Особенности питания детей и подростков. Составление меню на неделю. Требования к
составлению меню. Порядок расположения блюд в меню.
.
Раздел 3. Правила поведения за столом.
Теория: Правила поведения за столом. Основы физиологии, санитарии и гигиены
Раздел 4: Сервировка стола.
Теория: Общие требования к сервировке повседневного стола
Практика: Предметы сервировки стола. Скатерть – Тарелки – Столовые приборы.
Раздел 5: Сервировка праздничного стола.
Теория: Создание собственного, тематического замысла сервировки праздничного стола
на основе имеющихся знаний.
Практика: Скатерть – Тарелки – Столовые приборы – Бокалы – Салфетки – Декор (ваза с цветами,
свечи, тематические украшения) и т. д.
Раздел 6: Питание подростка.
Теория: Пища -«строительный материал» для роста и развития организма. Расход тепла и
энергии у подростка Калорийность пищи для подростка, ее распределение по приемам в
течение суток, соотношение приемов пищи. Полезные закуски.
Практика: Примерное меню для подростка: завтрак, обед, ужин
Раздел 7. Режим дня для подростков.
Теория: режим дня, отдых, бодрствовании, питание, рациональное распределение
времени
Практика: составление режима дня
Раздел 8. Совместимость продуктов питания.
Теория: Общий принцип совместимости продуктов. "Белки" и "углеводы", "жиры"
Зелень и не крахмалистые овощи.
Практика: подборка и приготовление интересных рецептов сбалансированного блюда.
Раздел 9. Овощи в нашем питании.
Теория: Суточная потребность в углеводах на 1 кг массы тела (в зависимости от физической
активности, температуры внешней среды и т. д.). Основная функция углеводов – обеспечение
энергетических потребностей организма. Источники полезных углеводов для ребенка: крупы,
овощи, хлеб, бобовые, зелень, фрукты, ягоды. Овощи - основной источник витаминов и
минералов..
Практика: приготовление сала «Цезарь»

9

Раздел 10. Вегетарианская кухня.
Теория: Вегетарианское питание — наиболее мягкий вариант для освоения раздельного
питания.
Практика: Приготовления перловой каши.
Раздел 11. Салаты.
Теория: Технология приготовление салатов из сырых овощей . Ассортимент салатов,
основные правила приготовления, требования к качеству. Подборка интересных рецептур.
Практика:
Приготовление салата из сырых овощей (из свежей капусты, витаминный). Организация
рабочего места, расчет сырья, подготовка продуктов, последовательность приготовления
салата, оформление, качественная оценка блюда.
Приготовление салатов из фруктов. Ассортимент фруктовых салатов, основные правила
приготовления, требования к качеству. Приготовление салата из фруктов по выбору
учащегося. Организация рабочего места, расчет сырья, подготовка продуктов,
последовательность приготовления, оформление, качественная оценка изделий.
Технология приготовления винегрета овощного. Рецептура винегрета овощного, основные
правила подготовки продуктов, технология приготовления, сроки реализации.
Приготовление винегрета овощного. Организация рабочего места, расчет сырья на заданное
количество порций, подготовка продуктов, последовательность приготовления, оформление
блюда, качественная оценка.
Раздел 12. Бутерброды.
Теория: Технология приготовление бутербродов и холодных закусок. Значение холодных
блюд и закусок в питании. Ассортимент бутербродов (открытые, закрытые, канапе, горячие),
основные правила приготовления.
Практика: Приготовление блюда «Рулетики ветчинные». Организация рабочего места,
подготовка продуктов, формование рулетиков, оформление овощами, зеленью, качественная
оценка изделий.
Раздел 13. Первые блюда.
Теория: Технология приготовления щей .Разновидности щей, особенности приготовления,
правила подачи.
Практика: Приготовление щей из свежей капусты с картофелем. Организация рабочего места,
расчет сырья, подготовка продуктов, последовательность закладки продуктов, определение
готовности, качественная оценка блюда.
Теория:Особенности приготовления картофельных супов. Разновидности картофельных
супов (с макаронными изделиями, мясными фрикадельками, бобовыми и т.д.), правила
подачи.
Практика: Приготовление супа картофельного с макаронными изделиями. Организация
рабочего места, расчет сырья, подготовка продуктов, последовательность закладки продуктов,
определение готовности, качественная оценка блюда.
Промежуточная аттестация.
Практическая работа по выбору учащегося по темам: «Холодные блюда и закуски», «Блюда из
яиц и творога», «Технология приготовления супов».
Теория: рецепт блюда: ингредиенты, технология приготовления
Практика: приготовление блюда по рецепту
Раздел 14. Вторые блюда

10

Теория: Технология приготовления блюд из яиц и творога. Значение блюд из яиц в питании,
ассортимент, санитарные правила обработки яиц, приготовление вареных яиц, омлетов,
правила подачи, сроки реализации.
Практика:
Приготовление блюд из яиц (яичница, омлет). Организация рабочего места, расчет сырья,
подготовка продуктов, последовательность приготовления, оформление блюд, качественная
оценка.
Приготовление сырников со сметаной (вареньем). Организация рабочего места, расчет
сырья, подготовка продуктов, последовательность приготовления, оформление блюда,
качественная оценка
Приготовление блюд из макаронных изделий
Теория:
Значение в питании блюд из макарон, ассортимент, способы варки макаронных изделий,
правила подачи.
Практика:
Приготовление блюда: «Макароны отварные с сыром (овощами, томатом, с мясом)».
Организация рабочего места, расчет сырья, последовательность приготовления, оформление
блюда, качественная оценка блюда.
Значение в питании блюд из круп, виды каш (жидкая, вязкая, густая), правила варки каш,
правила подачи.
Приготовление каши манной (пшенной, рисовой). Организация рабочего места, расчет
сырья, подготовка продуктов, приготовление каши, оформление блюда, качественная оценка.
Приготовление блюда «Биточки манные». Организация рабочего места, расчет сырья,
подготовка продуктов, приготовление каши манной, формование биточков, панирование,
правила жарки, оформление блюда, качественная оценка.
Приготовление блюда «Картофель жареный» (отварной на пару, пюре). Организация
рабочего места, расчет сырья, подготовка продуктов, последовательность приготовления,
оформление блюда, качественная оценка блюда.
Технология приготовления котлет из овощей (картофельные, свекольные, морковные).
Рецептура, технология приготовления котлет из картофеля (свеклы), правила подачи.
Приготовление блюда «Котлеты из картофеля» (свеклы). Организация рабочего места,
расчет сырья, приготовление картофельной (свекольной) массы, порционирование,
формование, панировка котлет, температурный режим жарки, оформление блюда,
качественная оценка блюда.

Раздел 15.Третьи блюда и десерты.
Теория: Технология приготовления ватрушки «Лакомка» с творогом. Манник. Кисель. Желе
фруктовое. Рецептура, последовательность замеса теста, основные правила формования,
температурный режим выпечки.
Практика:
Приготовление ватрушки «Лакомка». Организация рабочего места, расчет сырья, подготовка
продуктов, замес теста, подготовка начинки, приемы формования ватрушки, температурный
режим выпечки, определение готовности, качественная оценка изделий. Приготовление:
Манник. Кисель. Желе фруктовое.
Раздел 16. Молочная кухня.
Теория: Значение в питании блюд из молока и молочных продуктов, основные правила
подготовки продуктов, технология приготовления.
Практика: Приготовление манной, рисовой, гречневой молочной каши.

11

Раздел 17. Изделия из творога.
Теория: Рецептура. Подготовка продуктов. Технология приготовления изделий. Варианты
оформления.
Практика: Приготовление творожных запеканок: с морковью, яблоком, бананом
.
Раздел 18. Изделия из теста.
Теория: Рецептура. Подготовка продуктов. Технология приготовления песочного теста.
Рецептура, подготовка продуктов, последовательность замеса теста. Технология
приготовления дрожжевого, песочного, слоеного теста. История появления пиццы.
Разновидности и особенности приготовления.
Практика: Каравай. Рецептура, расчет продуктов, организация рабочего места, подготовка
продуктов.
Приготовление «Блинчиков со сметаной» приготовление блинного теста, правила выпечки,
оформление, качественная оценка.
Приготовление «Пиццы». Рецептура, расчет продуктов, организация рабочего места,
подготовка продуктов, правила выпечки, оформление, качественная оценка.
Приготовление печенья «Снежок». Организация рабочего места, расчет сырья, подготовка
продуктов, замес теста, приемы формования печенья, температурный режим выпечки,
определение готовности, качественная оценка изделий.
Технология приготовления печенья «Пуговки». Рецептура, последовательность замеса теста,
основные правила формования выемного печенья, температурные режим выпечки.
Изделия из слоеного теста. Рецептура. Подготовка продуктов. Варианты оформления.
Приготовление изделия «Сосиски в тесте». Организация рабочего места, подготовка
продуктов, формование изделий, правила выпечки, качественная оценка.
Раздел 19. Заготовка впрок.
Сушка овощей и пряных трав. Соление и консервирование овощей и фруктов. Соление,
маринование, квашение, сушка, замораживание.

Раздел 20.Открытый урок. Аттестация по итогам реализации программы
Практика:
Практическая работа по выбору учащегося по темам «Приготовление вторых блюд»
«Приготовление десертов»
Теория: рецепт блюда: ингредиенты, технология приготовления
Практика: приготовление блюда по рецепту

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
-принципы и способы составления меню, виды меню;
-этапы работы над проектом при составлении меню по замыслу;
- назначение инструментов, оборудования, весо-измерительных приборов;
-правила ТБ при приготовлении блюд
Обучающиеся должны уметь:
- составлять однодневное меню;
- меню различного назначения;

12

- владеть приемами шинкования овощей;
- владеть технологией приготовления несложных холодных блюд и закусок, супов, блюд
из яиц, творога, круп, макаронных изделий;
- уметь придумывать свои несложные блюда;
- соблюдать правила личной гигиены и санитарии при приготовлении пищи;
- организовывать рабочее место согласно технологическому процессу;
-планировать этапы создания собственного меню;
Метапредметные результаты
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни,
развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие терпения, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности;
- выработка безопасных и санитарно – гигиенических приемов труда;
- знание основ технологии осуществления проектной деятельности
Личностные результаты:
- бережное и аккуратное отношение к организации рабочего процесса;
- формирование деловых качеств, таких как ответственность, активность, аккуратность,
достижение результата в работе;
- формирование потребности в саморазвитии, мотивации и интеллектуальной готовности
ребёнка к кулинарной деятельности;
- формирование навыков работы в коллективе, воспитание чувства товарищества и
взаимопомощи, ответственности за порученное дело.

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.

Кол-во
учебных
недель

Кол-во
дней

Кол-во
часов

Режим занятий

№ группы

Дата
Дата начала окончания
занятий
занятий

1

01.09.2024

36

108

216

3 раз в неделю, по 2
академических часа
(продолжительность
занятия -45 минут).

31.05.2025

В конце каждого часа
предусмотрен
десятиминутный перерыв
(отдых, проветривание
помещений).

2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы:
Помещение для проведения занятий: кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим
нормам, оборудованный столами, стульями, шкафами для хранения инвентаря, кастрюль,
сковородок и т.п.
Инструменты и материалы: весы, кольцо, ножи, лопатка, коврик силиконовый.
Электроприборы: электропечь, духовой шкаф, миксер, блендер, холодильник
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Поваренок» обеспечивается
педагогом отвечающего требованиям профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом Минтруда
России от 22.09.2021 № 652н.
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебные пособия по кулинарии;
- комплекты заданий по приготовлению блюд;
- сборники рецептов;
Информационное обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих видов продукции:

14

содержат как теоретически материал, так и поэтапную работу;
- пособия для учителя( в печатном и электронном виде)
анной дополнительной
общеобразовательной программе.
По результатам работ будут создаваться фото и видео материалы, которые можно
будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как
учебный материал для следующих групп.
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные,
вводные, итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, соревнования, комбинированные
2.3. Формы аттестации.
Механизм оценки получаемых результатов:
•
Приготовление готового блюда;
•
Создание индивидуального кулинарного изделия;
•
Создание коллективного блюда;
•
Участие в мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут
использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки
рисунков, тестирование, опрос.
Способами определения результативности программы являются:
- самостоятельное приготовление обучающимися блюд;
Задание оцениваются по отзывам «дегустаторов» (ребята из др. творческих объединений)
В течение обучения, учащиеся получат определённые теоретические знания и
практические умения в области кулинарии
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в правильности и самостоятельности
выполнения учебного задания
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде выполнения творческих
заданий, самостоятельной работы учащихся
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде выполнения практического
задания по основным разделам программы.

15

2.4. Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения
обучающимися данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Контрольно-измерительные и диагностические материалы представлены в виде
диагностической карты для отслеживания качества выполнения конкретного задания в
(Приложение 1) и карты контроля, для проведения промежуточного и итогового контроля
(Приложение 2).
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО
«Поваренок» реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 3)
2.5. Список литературы.
Основная литература:
1.
Данилкин Ю.Н. «Советы по домоводству», Изд. «Зеркало», 1992.
2.
Дятлова Г.В., Хворостукина С.А. «Современная энциклопедия этикета»,
«ТД «Издательство Мир книги», 2005.
3.
Исаева Е.Л. «Постный стол», - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги»,
2005.
4.
Лежнева М. «Блины. Куличи. Пироги.» - М.: Изд. Эксмо, 2005.
5.
Марштупа Л.Е. «Блюда в горшочках», - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир
книги», 2006.
6.
Михайлов М.М. «Все для дома», МП Феникс, 1993.
7.
Поскребышева Г. «Энциклопедия домашних заготовок», - М.: «Олма –
ПРЕСС» 2000.
8.
Похлебкин В.В. «Тайны хорошей кухни». М.: «Экономика», 1987.
9.
Прием гостей «Уралкультиздат», 1991.
10.
Рыбина Д. «Блюда из пароварки», - М.: гелеос, 2007.
11.
Серия «Лакомка»: «Чудеса выпечки», «Вегетарианская кухня», «Русская
кухня», «Консервирование», «Рыбные блюда», «Мясные блюда».
12.
Турыгин В.В. «Уральская кухня», Ек-г, 2001.
13.
Украшения блюд. Фантазии из овощей и фруктов. – М.: АСТ – ПРЕСС
КНИГА, 2005.

Список литературы для педагога
14. Готовим в горшочках – М.: «Эксмо», 2007.
15.Данилкин Ю.Н. «Советы по домоводству», Изд. «Зеркало», 1992.
16. Дятлова Г.В., Хворостукина С.А. «Современная энциклопедия этикета», «ТД
«Издательство Мир книги», 2005.
17. Исаева Е.Л. «Постный стол», - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги», 2005.
18. Марштупа Л.Е. «Блюда в горшочках», - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги»,
2006.
Список литературы для обучающихся и родителей
19. Золотые правила кулинарии – М.: Эксмо, 2008.
20. Русская кухня. 1000 любимых рецептов. – М.: ЭСТ – ПРЕСС КНИГА,2013
21. Современный этикет и хорошие манеры. Изд. «Звонница», 2002.

16

22. Степанова И. «Бутербродные торты» - М.: Эксмо, 2008.
23. Степанова И. «Праздничные бутерброды» - М.: Эксмо, 2008.
24. Фантазии из овощей и фруктов, - М.: Изд. «Ниола – Пресс», 2008.

Перечень интернет-ресурсов:
25. Всё для детей/Поваренок. Весёлая кулинария. Текст: электронный // : [сайт]. —
URL: http://allforchildren.ru/kulinar/ (дата обращения: 10.06.2024)
26. Кулинария для детей. Текст: электронный // : [сайт]. — URL:
http://vashechudo.ru/kulinarija-dlja-detei (дата обращения: 08.06.2024)
27. Самые вкусные рецепты салатов. Текст: электронный // : [сайт]. — URL:
http://kedem.ru/ (дата обращения: 15.06.2024)

17

Приложение №1
Диагностическая карта наблюдения

Ф. И
обучающе
гося

Теоретические
Знания (3 б.)

Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.

Практические Знания
(3 б.)

Критерии оценки

Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия по
кулинарии

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.

Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий

Итого
(сумма
баллов)

18

Приложение №2
Карта контроля
Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного
количества баллов; средний 60-80%;

Теория
Знает и может назвать принципы и способы составления меню, виды
меню;
Знает и может перечислить этапы работы над проектом при составлении
меню по замыслу;
Знает назначение инструментов, оборудования, весо-измерительных
приборов, правила пользования ими;
Знает правила ТБ при приготовлении блюд
Практика
Умеет составлять меню(однодневное, специальное), планировать этапы
работы над ним;
Владеет приемами шинкования овощей;
Владеет технологией приготовления несложных холодных блюд и
закусок, супов, блюд из яиц, творога, круп, макаронных изделий;
Может придумывать свои несложные блюда;
Соблюдает правила личной гигиены и санитарии при приготовлении
пищи;
Может организовывать рабочее место согласно технологическому
процессу
Итого:

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

19

Приложение № 3
План воспитательных мероприятий
Дата
Сентябрь

Декабрь
Февраль

Мероприятия
Сахалинский урожай: что растет
на Сахалине нужное в кулинарии
Праздник здорового питания
Овощи и фрукты- полезные
продукты
Новогоднее меню
Фестиваль солдатской каши

Март
Апрель

Накрываем стол для мамы
Масленица блинная

Май

Фестиваль пирогов

Октябрь
Ноябрь

Форма проведения
Интеллектуальная игра
Праздник-конкурс
Викторина
Конкурс на лучшее меню
Мастер-класс по
приготовлению каши
Конкурс сервировки стола
Мастер-класс по выпечке
блинов
Мастер-класс по выпечке
пирогов и приготовлению
десертов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».