Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной политики»
МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с.Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б, тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕР АЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГР АММА
«Я-Сахалинец»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7-12 лет
Уровень программы: стартовый
Направленность: социально -гуманитарн ая
Составитель:
педагог дополнительного образования
Темербекова Анна Александровна
с. Быков
2024 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик программы…………………………….
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………..
1.2.Цель и задачи программы……………………………………………………
1.3.Содержание программы……………………………………………………….
1.3.1. Учебный план……………………………………………………………….
1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………………….
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………….
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………
2.1.Календарный учебный график……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ………………………………….
2.2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение…………………………….
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….
2.5. Список литературы ……………………………………………………………
Приложение 1 (Диагностическая карта наблюдений) …………………………
Приложение 2 (Карта контроля)………………………………………………….
Приложение 3 (План воспитательных мероприятий)…………………………..
5
5
6
6
6
9
8
10
10
10
10
10
10
11
12
12
14
15
16
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Я- сахалинец» стартового уровня составлена в
соответствии с нормативно правовыми документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022);
2.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16;
3.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности, организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ 976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;
8.
Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 года № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»);
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 года № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий");
10.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации»;
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
года № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
12.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
4
13.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года N 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
15.
Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в Сахалинской
области (с изменениями на 1 июня 2022 года);
16.
Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной
общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области, согласованные
директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной работы» Сазоновой Н.Г.,
директором ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области»
Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской
области» им. Заслуженного Учителя РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.
17.
Устав ОО
18.
Локальные акты ОО
5
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка.
Программа «Я- Сахалинец» имеет социально-гуманитарную
деятельности: краеведение)
Тип программы: одноуровневая
Уровень программы: стартовый
Направленность программы: техническая
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
направленность
(вид
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю,
окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к
родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о
родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре
своего народа.
Программа состоит в том, что она является пропедевтическим курсом перед началом реализации
ДООП по туристическому краеведению. Призвана дать стартовые знания о родном крае, помочь
обучающимся определиться с выбором направления в дополнительном образовании.
Отличительные особенности программы.
В содержание курса данной программы интегрированы основные содержательные блоки
«История», «География и Биология», «Литература и народное творчество» и «Декоративноприкладное творчество».
Адресат программы:
Программа объединения «Я- Сахалинец» рассчитана на обучающихся 7–12 лет. Приоритетным
основанием для зачисления в группу является интерес к выбранному направлению.
Наполняемость групп составляет 8-10 человек,
Обучающиеся принимаются в творческое объединение по заявлению родителей
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества. Набор в творческое
объединение производится на добровольной основе, без определенных требований в соответствии с
наклонностями детей.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период
Продолжительность Кол-во
Кол-во
занятий
занятий в
часов в
неделю
неделю
1 год
Итого по
программе
1 ч.
3
3
Кол-во
недель
36
Кол-во
часов в
год
108 ч.
108 ч.
Продолжительность академического часа: 45 минут(для обучающихся 7 лет первое полугодие30 минут) перерыв между занятиями – 10-15 минут
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8-10 человек);
- парная;
- индивидуальная.
6
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы- формирование стартовых знаний об истории, культуре, природе родного края.
Задачи программы:
Предметные:
овладение основами знаний о природе, историческом пути и культурном развитии народов
родного края;
овладение основами изготовления изделий декоративно-прикладного творчества,
национального танца.
Метапредметные:
развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе
полученных знаний;
преемственность исторической памяти и исторического опыта поколений, воспитание
патриотизма;
Личностные:
интеграция личности в социокультурную среду региона;
сохранение этнических корней и культуры;
овладение опытом содружества народов в современных условиях, образцов толерантного
поведения и межкультурного взаимодействия.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
Наименование темы
Кол-во
часов
Теория
Форма
Практика аттестации/конт
роля
Тест,
педагогическое
наблюдение
практических
умений, беседа
Блок-1
«Историческое краеведение»
25
25
2
Блок – 2
«Литература и народное
творчество»
25
15
10
Тест,
педагогическое
наблюдение
практических
умений, беседа
3
Блок -3
«География и Биология»
33
18
15
Тест,
педагогическое
наблюдение
практических
умений, беседа
1
7
4
Блок- 4
«Декоративно -прикладное
творчество»
25
10
15
ИТОГО:
108
68
40
Тест,
педагогическое
наблюдение
практических
умений, беседа
1.3.2. Содержание учебного плана:
Историческое краеведение
Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных
условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей. Занятия, орудия труда
первобытных людей. Первобытные верования. Зарождение искусства.
«Великие географические открытия». Присоединение к России.
Наш край в новое время (XVI – XVIII в. в). Европейские мореплаватели в северной части
Тихого. Японские экспедиции и поселения на островах. Продвижение русских людей на Восток.
Освоение русскими людьми Камчатки, Курил и Русской Америки. Народы Сибири и Дальнего
Востока в ХVП-ХVIII в.
Сахалин и Курилы в XIX - начале XX в.в. Русские экспедиции на Дальнем Востоке.
События на Дальнем Востоке в середине XIX в. Переселенческая и колониальная политика
царского правительства в регионе. Внешняя политика России и других стран мира в
Дальневосточном регионе.
Поездка А. П. Чехова на Сахалин. Экскурсия в музей книги А. П. Чехова «Остров
Сахалин». Туристический маршрут «По чеховским местам»
Сахалин и Курилы в XX - XXI в. в. Изменения на карте мира на рубеже XIX- XX в.в.
Сахалин и Курилы в 1905-1925 г.г. Северный Сахалин н Курильские острова в составе СССР.
Сахалин и Курилы в годы Великой Отечественной войны. Сахалинская область после II мировой
войны. Сахалин и Курильские острова в конце 80-х г.г. XX в. - начале XX в. Сахалинская область субъект РФ.
Литература и народное творчество
Мифы, легенды, предание народов Сахалина и Курил. В. Санги «Человек Ых-мифа».
Фольклор. Сказки коренных малочисленных народов Севера.
Человек и природа в произведениях сахалинских авторов. В. Санги. Рассказ «У истока».
О.Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане». A. Ткаченко. Повесть «Праздник большой рыбы».
А.Василевский. «Небесный огонь».
Романтика моря в поэзии сахалинских авторов.
Человек и война в произведениях сахалинских поэтов.
Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов.
Музыка в жизни древних народов.
Народные танцы народов региона.
Национальные и религиозные праздники коренных народов
География и Биология
Удивительные острова в океане. Сахалинская область - единственная островная область в
России. Состав, географическое положение. Малая родина. Место Сахалинской области на карте
России. Происхождение наименований островов, входящих в Сахалинскую область, водных
объектов, населенных пунктов, улиц.
8
Опасные природные явления (вулканизм, землетрясения, оползни, лавины).
Геологические памятники природы.
Внутренние воды Сахалинской области (реки, озера, минеральные источники). Эпоха
географических открытий в России, на Дальнем Востоке. Открытия Сахалина и Курильских
островов. Географические исследования И.Ю.Москвитина и В.П.Пояркова, В.В.Атласова ,
И.П.Козыревского, Ж.Ф.Г.Лаперуза, В.М.Головнина, Г.И.Невельского.
Происхождение названия (населенного пункта, улицы, реки, озера, горы, хребта).
Исследование источников о прошлом своего населенного пункта.
Моря, омывающие берега Сахалинской области. Охотское море - это сад и огород
Сахалинской области. Японское море. Рельеф и полезные ископаемые Сахалина и Курил.
Структура хозяйства. Угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика.
Природа Сахалинской области.
Многообразие и значение дикорастущих растений. Лекарственные и ядовитые растения
Сахалинской области и Д.В.
Жизнь в морях и океанах ДВ.
Заповедные уголки Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области.
Заповедники (Курильский и Поронайский), заказники, памятники природы.
Грибы Сахалинской области.
Плодовые и ягодные дикорастущие пищевые растения. Ядовитые растения Сахалинской
области. Редкие и охраняемые растения Сахалинской области.
Редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области. Промысловые животные
Сахалинской области.
Лекарственные растения Сахалинской области.
Экологические проблемы Сахалинской области.
Декоративно - прикладное творчество
Этносы Сахалина и Курил. Материальная и духовная культура Сахалина и Курил.
Религиозные верования.
Древние орнаменты и декоративные рисунки народов Сахалина и Курил
История развития декоративно-прикладного искусства. Культурные связи островных
народов.
Применение национального (русского, корейского, японского, нивхского) орнамента в
быту. Быт и обрядовая культура народов региона и стран. Художественно - творческая
деятельность.
Культура и религия.
Культурная жизнь островной области.
1.4
Планируемые результаты обучения
Овладение основными представлениями об историческом пути Сахалинской области;
Способность применять понятийный аппарат краеведческого знания;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и жителей в истории области;
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей области и страны в целом.
Обучающиеся должны знать:
географическую, территориально-административную карты Сахалинской области;
природные ресурсы Сахалинской области;
этнический состав населения Сахалинской области;
характерные черты образа жизни и культуры коренных малочисленных народов;
9
основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий
Дальнего Востока;
основные события истории региона (дипломатические договора, военные конфликты,
факты позитивного культурного взаимодействия дальневосточных народов и государств);
имена известных ученых, путешественников, деятелей культуры, внесших вклад в
открытие и освоение региона;
фольклор коренных народов Дальнего Востока, Сахалина;
современные произведения авторов Сахалина;
государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;
Обучающиеся должны уметь:
ориентироваться по географической, физической, территориально-административной
картам Сахалинской области;
распознавать, описывать животных и растения региона;
характеризовать важнейшие события истории региона;
определять особенности дальневосточного фольклора и литературы, традиционной
культуры коренных народов;
создавать несложные декоративно-прикладные изделия региональной тематики
Личностные результаты:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план формулировать и обосновывать
выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, презентация, мини-проект и др.);
Активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в
повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме.
10
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Дата
Кол-во
№ Дата начала окончания учебных
группы занятий
занятий
недель
1
01.09.2024 31.05.2025 36
Кол-во Кол-во
дней
часов
108
108
Режим занятий
3 раз в неделю, по
21академическому часу
(продолжительность
занятия для детей: 7 лет30 минут, ( первое
полугодие), 8 – 12 лет- 45
минут)В конце каждого
часа предусмотрен
десятиминутный
перерыв (отдых,
проветривание
помещений).
2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы:
Учебный кабинет, оборудованный соответствующей мебелью
- ПК, проектор, экран;
- настольные игры;
- образцы полезных ископаемых
- гербарии;
- интерактивные карты
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Роботёнок» обеспечивается
педагогом отвечающего требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденному приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н.
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Издания СОИПиПКК к УМК по кравеведению
1..Краеведение. История. 5 класс./ сост. Булавинцева М.Г. – Ю - С: СОИПиПКК, 2006.
2. Краеведение. История. 6 класс./ сост. Булавинцева М.Г. – Ю - С: СОИПиПКК, 2007.
3. Краеведение. История. 7 класс. 1 и 2 ч./ сост.Кобец Н.В. – Ю - С: СОИПиПКК, 2008.
4. Краеведение. История. 8 класс../ сост.Кобец Н.В. – Ю - С: СОИПиПКК, 2009.
5. Краеведение. История. 9 класс../ сост.Кобец Н.В. – Ю - С: СОИПиПКК, 2009.
6. Рабочая тетрадь «История Сахалинской области». – Ю - С: СОИПиПКК, 2006.
- Подборка фотографий из архива Областного краеведческого музея;
11
- Серия фильмов «Сахалин периода Карафуто»
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных технологий
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при совместной
сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная, индивидуальная, коллективная
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные, вводные,
итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, соревнования(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
техническому конструированию), комбинированные, демонстрация, выставка, генерация идей
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной
темы.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в
выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это
обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами
творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества
2.3.Формы аттестации.
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности
обучения по программе «Я - Сахалинец» проводится контроль по окончанию изучения каждого
блока.
Контроль возможен в следующих формах:
- тест;
- беседа;
- педагогическое наблюдение практических умений;
- тренинг;
- творческое дело;
-проект
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в прохождении теста по теоретическому материалу
и выполнение практического задания;
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения.
12
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
2.4. Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения обучающимися
данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контрольноизмерительные и диагностические материалы представлены в виде диагностической карты для
отслеживания качества выполнения конкретного задания в (Приложение 1) и карты контроля, для
проведения промежуточного и итогового контроля (Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на данного
ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы на занятиях.
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО «Я- Сахалинец»
реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 3).
2.5. Список литературы
1.Анкудинов Ф.С. «Сахалин и Курилы: природа, здоровье, жизнь». – Ю – С.: Сахалинское
издательство, 1992
2.Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области.- Южно-Сахалинск:
Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1983.
3. Булавинцева М.Г. «Коренные народы Сибири и Дальнего Востока» . – Ю - С: СОИПиПКК,
2006.
4 . Булавинцева М.Г. «История Сахалина и Курил в хронологическом изложении» . – Ю - С:
СОИПиПКК, 2006.
5 . Булавинцева М.Г. «Дальний Восток сквозь призму международного права». Краткий
справочник в помощь учителю». – Ю - С: СОИПиПКК, 2006.
6.Высоков М.С. История Сахалина и Курил в самом кратком изложении. - Южно- Сахалинск:
Сахалинский центр новейшей истории, 1994. - 96 с.
7. Дорошевич В. Сахалин (Каторга). Избранные очерки. - Южно-Сахалинск: Всероссийский фонд
культуры Сахалинское отделение. Литературно- объединение «Лик», 1991.-222 с.
8. Каталог «Декоративно – прикладное искусство народов Дальнего Востока». – Ю – С.:
Сахалинское издательство, 2002.
9. Костанов А. «Освоение Сахалина русскими людьми» – Ю – С.: Сахалинское издательство, 1991.
10.Материалы к своду памятников истории и культуры Сахалинской области.- Ю-С: ДВ
издательство, 1983
11. Реки Сахалина/ «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.-Владивосток- «Апельсин», 2013
12.Рыжков А. Н. «Памятники и памятные места Сахалинской области»- Ю-С: ДВ издательство, 197
13. Самарин И. А. «Сохраненная память». Памятники истории и достопримечательные места в зоне
работ по проекту «Сахалин-2».-Ю – С: Лукоморье, 2008
14.Сборник: Земля, которую люблю. -Ю-С – ДВ издательство, 1975
15. Смирнов В. «Дальневосточный федеральный округ. Шаг в XXI век»,.- Хабаровск ИД
«Приамурские ведомости», 2001
16. Тарасов А. В., Иванова Е. А. «Путешествие на самый лучший остров»/путеводитель по ЮжноСахалинску и югу Сахалина» - Хабаровск ИД «Приамурские ведомости», 2008
17.Тарасов А. В., Иванова Е. А «Острова в океане туманов». -Хабаровск ИД «Приамурские
ведомости», 2005
18.Федорчук С.П. «Чужая память» – Ю – С.: Сахалинское издательство, 2008.
13
19. Федорчук С.П. «Историческая скульптура Южно - Сахалинска» – Ю – С.: Сахалинское
издательство, 2009.
20.Федорчук С.П. Южно-Сахалинск: взгляд сквозь годы/фотоальбом- Владивосток- ИПК
«Дальпресс», 2017
21.Федорчук С.П. «Русские на Карафуто»- Владивосток- ИПК «Дальпресс», 2015
22. Чехов А.П. «Остров Сахалин» - М.: Прогресс, 1985.
Интернет- ресурсы
23. 70 лет свободы. История Сахалина и Курильских островов (К 70-летию Победы) Текст:
электронный //: [сайт]. — URL: http://70let.sakhalin.info/?div=menu.(дата обращения: 02.06.2024)
24. Главы из книги «Южно-Сахалинск. Три цвета времени» Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://3colors.sakh.com/Vladimirovka/(дата обращения: 02.06.2024)
25. Заповедные территории. Особо охраняемые природные территории Сахалинской области.
Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/prirodasakhalina-i-kuril/multemediinie-diski/OOPT/2%20sakh.htm(дата обращения: 17.05.2024)
26. Обитаемый остров. Топонимический словарь Сахалинской области Текст: электронный //:
[сайт]. — URL: http://www.balonline.ru/a.html (дата обращения: 17.05.2024)
27. Определитель растений on-line. Открытый атлас растений России и сопредельных стран. Текст:
электронный //: [сайт]. — URL: http://www.plantarium.ru/ (дата обращения: 04.06.2024)
28. Официальный сайт ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». Текст: электронный
//: [сайт]. — URL: http://sakhalinmuseum.ru/ru( дата обращения: 07.06.2024)
29. Официальный сайт ГБУК Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа»
Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://pobeda-sakhalin.ru/( дата обращения: 07.06.2024)
30. Официальный сайт исторического парка «Россия – моя история» ГБУК Сахалинской области
«Музейно-мемориальный комплекс «Победа» Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
https://myhistorypark.ru/(дата обращения: 07.06.2024)
31.Сахалин и Курилы. Писатели Сахалина. Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
https://skr.su/news/?rubric=75&page=0( дата обращения: 07.06.2024)
14
Приложение 1
Диагностическая карта наблюдения
Ф. И
обучающе
гося
Теоретические
Знания (3 б.)
Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.
Практические Знания
(3 б.)
Критерии оценки
Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.
Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий
Итого
(сумма
баллов)
15
Приложение 2
Карта контроля
Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла –высокий уровень
2 балла –средний уровень(достаточный)
1 балл – низкий уровень
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного количества
баллов; средний 60-80%;
Теория
Знает географическую, территориально-административную карты
Сахалинской области
Знает основные природные ресурсы Сахалинской области
Знает этнический состав населения Сахалинской области, характерные
черты образа жизни и культуры коренных малочисленных народов
Знает основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил,
сопредельных территорий Дальнего Востока
Знает основные события истории региона (дипломатические договора,
военные конфликты, факты позитивного культурного взаимодействия
дальневосточных народов и государств);
Знает имена известных ученых, путешественников, деятелей культуры,
внесших вклад в открытие и освоение региона;
Знает фольклор коренных народов Дальнего Востока, Сахалина
Знает современные произведения авторов Сахалина
Знает государственные символы Сахалинской области, символы городов
проживания
Практика
Умеет ориентироваться по географической, физической, территориальноадминистративной картам Сахалинской области
Умеет распознавать, описывать животных и растения региона
Умеет характеризовать важнейшие события истории региона
Умеет определять особенности дальневосточного фольклора и
литературы, традиционной культуры коренных народов
Умеет создавать несложные декоративно-прикладные изделия
региональной тематики
Итого:
ФИО ребенка
ФИО ребенка
ФИО ребенка
ФИО ребенка
Критерии оценки
16
Приложение 3
План воспитательных мероприятий
Дата
Мероприятие
Форма проведения
Сентябрь
«Твое свободное время»
Октябрь
Экологическая
«Чистый двор»
Ноябрь
Экскурсионный маршрут
Экскурсии в музейные комнаты села
(МБОУ «СОШ» с. Быков, МБДОУ
детский сад «Родничок»
Декабрь
«Моя семья
моя
крепость»
«Здоровый я - здоровая
страна!»
«Армейский калейдоскоп»
Беседа «История моей семьи в истории
региона»
Игра-квест «Здоровые» традиции
коренных народов региона»
Спортивная игра
Март
«Мой край родной»
Квест-игра
Апрель
«Туристская тропа»
Маршрутная игра
Апрель
«Мы - команда!»
Январь
Февраль
Май
«Мы живы,
память»
Беседа
акция Уборка территории ДДТ
пока
Тимбилдинг.
жива Беседа, экскурсии к памятным местам
села