Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культ уры, физической культ уры и спорта и
молодёжной политики» МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Быков
Долинского района Сахалинской област и
694062, Сахалинская область, Долински й район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«МАСТЕРИЛКА»
Направленность программы: техническая
Адресат программы: дети 7 -15 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Чистоусова Елена Геннадьевна
с. Быков
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел…………………………………………………………..
3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..
3
Содержательный раздел………………………………………………
9
2.1. Учебный план…………………………………………………………..
9
2.2. Содержание учебной программы……………………………………
12
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов………..
16
2.4.Календарный учебный график……………………………………….
16
1.
2.
Организационный раздел……………………………………………….
17
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программ….
17
3.2. Список рекомендуемых интернет ресурсов …………………………..
19
Приложение 1. Критерии оценивания……………………………………….
20
3.
2
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 « Об
организации осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №
831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях»( вместе с методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
программ»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2019 № 031235 «О методических рекомендациях»
3
«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме» ( утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковым
28.06.2019 № МР-81/02вн)
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.121170-з «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
- Устав МБОУДО ДДТ с. Быков
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБОУДО ДДТ с. Быков
(Рассмотрено Педагогическим советом протокол № 4 от 19.05.2022г., утверждено
Приказом директора от 20.05.2022 г. № 25- ОД)
Направленность программы: техническая
Уровень программы: Программа является модифицированной.
Общеобразовательная
программа
освящает
основные
особенности
работы
конструирования и моделирование бумажным материалом, знакомит, как с самыми
простыми поделками из бумаги, так и с изготовлением более сложных, трудоемких и
вместе с тем интересных вещей. Бумага - один из самых доступных и современных
материалов, с которым каждый из нас сталкивается ежедневно.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы направлена на
развитие у детей коммуникативных способностей. Для снятия излишней возбудимости
детей, создания непринуждённой и творческой атмосферы программа предусматривает
использование записей звуков живой природы и классической японской музыки. В
результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение
их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Конструирование из бумаги в
японских техниках необычайно интересно детям, развивают у них точность и
координацию движений, воздействуют на интеллектуальное развитие, приучает к точным
движениям пальцев под контролем сознания. Стимулирует развитие пространственной и
моторной памяти, учит концентрации внимания.
Актуальность программы состоит в том, что на занятиях по данной программе у
детей развивается мышление, пространственное воображение, память, мелкая моторика, а,
следовательно, и речь. Как известно бумага и картон являются самими
распространенными и доступными в обработке материалы. В процессе изготовления
изделий из бумаги и картона обучающиеся совершенствуют навыки работы ручным
инструментом, развивают графические знания и умения, овладевают основами
моделирования и конструирования. Кроме того работа с бумажным материалом требует
сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые помогут
ребёнку успешно учиться в школе.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она
рассчитана на освоение и использование различных техник в работе с бумагой.
Программа включает в себя не только обучению оригами, но и создание
индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых
используются изделия, выполненные в японских техниках, для украшения интерьера
помещений ДДТ, подарков-сувениров к праздникам, для ролевых и театрализованных
игр. Ими оформляют выставки, используются для оформления подарков.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в программу
включены новые педагогические технологии в проведении занятий – это технология
4
проектного обучения и технология проблемного обучения, вместе с ним остаются
традиционные технологии групповые, игровые, коллективно-творческие.
Категория обучающихся: Состав группы постоянный, разновозрастной, не менее
десяти человек. Занимаются дети в возрасте 7-15 лет. Занятия проводятся в отдельном
учебном кабинете Дома детского творчества. Прием на обучение в Образовательную
организацию проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и попавшие в трудную жизненную
ситуацию зачисляются на обучение без ограничения.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных
технологий
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при
совместной сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная,
индивидуальная, коллективная
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные,
вводные, итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ
и проектов, соревнования(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
техническому конструированию), комбинированные, демонстрация, выставка, генерация
идей
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы.
Программа составлена в соответствии с основными принципами организации
образовательно-воспитательной деятельности:
Природосообразности: отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его
воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных
особенностей;
Доступности и систематичности: информация, подаваемая ребенку должна быть
понятной, легко воспринимаемой;
Системности: обучение и усвоение знаний в определенном порядке, системе, от
простого к сложному;
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека
высшей социальной ценностью;
Гуманистический подход в воспитании: уважительное отношение между педагогами и
детьми;
Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения: предполагает
применение в процессе обучения различных вариантов групповой работы, взаимное
дополнение коллективных и индивидуальных форм, а также насыщение коллективных
форм работы элементами самостоятельной деятельности;
Целостно-смыслового равенства: дети по собственному желанию выбирают изделие,
подбирают для него необходимый материал и вместе с педагогом воплощают задумку в
жизнь.
Педагогические технологии, применяемые на занятиях:
5
Здоровьесберегающие технологии – обучение организуется с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, во время занятий проводятся физкультурные
паузы для снятия напряжения и усталости мышц различных частей тела.
Технология развивающего обучения – обучение, главной целью является не столько
приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития
психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношений между людьми.
Технология коллективно-творческой деятельности – это система условий, методов,
приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и
творческое развитие коллектива детей на принципах гуманизма. Основной
содержательной линией этой технологии является коллективно-творческое дело (КТД),
которое включает заботу о себе, о друге, о своем коллективе.
Игровые технологии используются как в организации учебных занятий, так и в
культурно -досуговой деятельности. В работе применяются различные развивающие
игры, предназначенные для формирования познавательных и коммуникативных
навыков, адаптация детей в новом коллективе.
Объем программы: 432 часа
Срок реализации:
Программа рассчитана на два учебных года:
- первый год обучения – 216 часа;
- второй год обучения – 216 часов.
Режим занятий:
-первый год обучения – три раза в неделю по два часа;
-второй год обучения – три раза в неделю по два часа или
Продолжительность академического часа- 45 минут, перерыв между занятиями- 10
минут
Целью данной общеобразовательной программы является формирование умений и
навыков через обучение детей технологий изготовления поделок из различных видов
бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление детей с различными видами поделок из бумаги и технологией их
изготовления;
- формирование представлений о способах конструирования и приемах работы с бумагой
и картоном
Развивающие:
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни,
развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи)
и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование,
планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
- развитие творческой инициативы и конструкторских способностей, желания творить
самостоятельно
Воспитательные:
6
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с
его искусственно создаваемой предметной средой.
- воспитание стремления добиваться конечного результата, аккуратность в
выполнение работы, усидчивость.
Планируемые результаты:
Результатом обученности детей по программе является определений объем знаний и
умений.
К концу первого года обучения, учащиеся должны знать:
- историю возникновения бумаги;
- элементарные понятие о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, квадрат);
терминологию: оригами, аппликация и её виды (обрывная, модульная, симметричная,
силуэтная);
- правила работы с острыми и режущими предметами.
К концу первого года обучения, учащиеся должны уметь:
- классифицировать бумагу;
- владеть первоначальными навыками обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать,
разрывать);
- складывать базовые формы;
- правильно подбирать и сочетать бумагу по цвету;
- работать по образцу;
- аккуратно выполнять работу.
К работам учащихся второго года обучения предъявляются более строгие требования к
качеству итоговой продукции и оформлению работы.
К концу второго года обучения, учащиеся должны знать:
- историю русских народных традиций;
- историю возникновения искусства оригами;
- общее понятие о геометрических телах (куб, шар, конус);
- последовательность изготовления поделок и игрушек из разных видов бумажного
материала;
- правила техники безопасности;
- правила ухода и хранения изделий.
К концу второго года обучения, учащиеся должны уметь:
- проектировать предстоящую деятельность;
- свободно и самостоятельно владеть техникой оригами;
- читать схемы и работать по ним;
- изготавливать композиционные работы;
- представлять готовые изделия;
- пользоваться дополнительной литературой при изготовлении моделей.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
7
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой
цели;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);
- синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
- осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
8
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Учебный план: первый год обучения
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
Теория
Набор и комплектование групп.
Тренинги
на
сплоченность
группы.
Вводное занятие.
Комплектование групп.
Основные рабочие операции при
обработке
бумаги.
Аппликация:
- обрывная;
- модульная;
- симметричная;
- объёмная.
Квиллинг. Простейшие элементы
(гофрированный картон).
2
2
2
2
Конструирование
моделей
игрушек из плоских деталей.
(50 час.)
10
12
10
18
9.
Цветы из креповой бумаги.
2
-
1
1
Анкетиро
вание
Наблюден
ие.
2
2
2
2
8
10
8
16
Наблюден
ие,
выставка
работ.
18
4
14
Наблюден
ие,
выставка
работ.
10
2
8
Наблюден
ие,
выставка
работ.
(60 час.)
14
18
18
10
Простейшие 10
Торцевание.
элементы (салфетки).
Формы
контроля
\аттестац
ия
и
Конструирование
простейших
объемных моделей и игрушек
«оригами»:
- базовые формы;
- простейшие модели;
- простейшие игрушки;
- летающие модели.
8.
Практика
18
Наблюден
ие,
выставка
работ.
2
4
6
2
2
12
14
12
8
8
2
16
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
9
работ.
10.
Плоские открытки.
10
2
8
11.
Игрушки из полосок бумаги.
12
2
10
12.
Проекты.
14
4
10
13.
Промежуточный контроль
4
4
-
14
Резерв. Свободная тема
4
15.
Итого.
216
49
167
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
Учебный план: второй год обучения
№
Наименование темы
1.
Вводное занятие
2.
Аппликация:
- обрывная (картины);
- объёмная (цветы).
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Анкетиро
вание,
выставка
работ.
4
2
2
-
14
2
2
8
12
(24час)
10
3.
Подарок для дома творчества.
12
2
10
4.
Квиллинг:
-цветы;
-животные;
-поздравительные открытки.
(34час)
16
12
6
4
4
2
12
8
4
Конструирование
объемных
моделей и игрушек (модульное
оригами):
-изготовление мелких игрушек;
-ваза;
-карандашница.
(48час)
5.
16
Формы
контроля
/
аттестац
ия.
Анкетир
ование.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
2
14
10
6.
Торцевание (картины).
16
16
18
7.
Конструирование
подвижных
игрушек из плоских деталей.
12
2
10
Конструирование на основе
конуса.
10
2
8
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Цветы из креповой
(Конфетные букеты).
18
4
14
Наблюден
ие,
выставка
работ.
8.
9.
2
2
2
14
14
16
бумаги
10.
Панорамные открытки.
8
2
6
11.
Макет автомобиля.
8
2
6
12.
Проекты.
13.
Аттестация
по
реализации программы.
14.
Резерв. Свободная тема
4
15.
Итого.
216
16
итогам
2
2
2
14
-
Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Анкетир
ование,
выставк
а работ.
4
40
176
*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В
случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации занятий по
творческому конструированию, созданию
обучающимися собственных моделей и
поделок
11
2.2. Содержание программы
Содержание учебного плана первого года обучения
1.Набор и комплектование групп. Тренинги на сплоченность группы.
2Вводное занятие.
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и инструменты,
необходимые для работы и правила пользования ими. Хранение материала. Выставка
поделок из различных видов бумаги. Организация рабочего места. Правильное положение
рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
3. Основные рабочие операции при обработке бумаги.
Теоретические сведения
История возникновение бумаги. Общее понятие о производстве бумаги и картона. Виды
бумаги и картона. Правила сгибания, резания и склеивание.
Практическая работа.
Знакомство с основными рабочими операциями при обработке бумаги (сгибание,
складывание, резание, смятие, разрывание, др.)
4. Аппликация:
обрывная
модульная
симметричная
объёмная.
Теоретические сведения.
Беседа «Что такое аппликация?», «Осенняя пора», «Зимняя сказка». Загадки. Виды
аппликаций. Основные приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание.
Изготовление отдельных деталей. Выполнение фона. Сборка изделия. Придание
законченного вида. Оформление рамки.
Демонстрация готовых изделий. Анализ моделей.
Практическая работа.
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала (выбор бумаги,
цветовое сочетание, схематический набросок). Изготовление отдельных деталей.
Оформление поделки.
Коллективная работа.
Повторение изученных способов выполнение аппликаций. Выбор тематики изделия.
5.Квиллинг. Простейшие элементы (гофрированный картон).
Теоретические сведения
Беседа «Что такое квиллинг?». Демонстрация готовых изделий, показ приёмов работы.
Материалы и инструменты. Основные элементы квиллинга (тугая спираль, капля, глаз).
Основные приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание. Изготовление
отдельных деталей. Выполнение фона. Сборка изделия. Придание законченного вида.
Оформление рамки.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала Изготовление
отдельных деталей. Оформление поделки.
Коллективная работа.
6. Конструирование моделей и игрушек из плоских деталей.
Теоретические сведения
Беседа «Геометрические фигуры». Технология изготовление изделия из плоских деталей.
Анализ моделей и выбор изделия.
12
Практическая работа
Изготовление отдельных деталей. Соединение деталей. Оформление изделия.
7. Конструирование простейших объемных моделей и игрушек «оригами:
базовые формы
простейшие модели
простейшие игрушки
летающие модели.
Теоретические сведения
Беседа «Японское искусство оригами?». Изучение базовых форм. Демонстрация образцов.
Изучение схемы выполнения. Показ приёмов работы.
Практическая работа
Подготовка материала к изготовлению.
Складывание базовых форм (книжка,
треугольник, блин, дом, дверь, воздушный змей, водяная бомбочка, катамаран, квадрат,
лягушка, птица, рыба). Выполнение простейших игрушек (цветы, волчок и т. д.) летающие
модели (самолеты). Оформление изделия.
8. Торцевание. Простейшие элементы (салфетки).
Теоретические сведения
Беседа «Что такое торцевание?». Демонстрация образцов. Материалы и инструменты.
Основные приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание. Выполнение фона.
Придание законченного вида. Оформление рамки.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала. Оформление картины.
Анализ работы.
9. Цветы из креповой бумаги.
Теоретические сведения
Беседа: «Многообразие цветов». Демонстрация образцов. Материалы и инструменты.
Основные приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание. Выбор изделия,
анализ. Подбор материала.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала Самостоятельное
выполнение изделия по собственному замыслу.
10. Плоские открытки.
Теоретические сведения
Беседы по теме. Выбор темы. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление открытки.
11. Игрушки из полосок бумаги.
Теоретические сведения
Загадки о животных. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление игрушки.
12. Проекты.
Теоретические сведения
Беседы по теме проекта (Новый год, 14 февраля, 23 февраля, 8марта, День рождения).
Выбор темы проекта. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление проекта. Защита.
13.Промежуточный контроль.
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
14. Резерв.
13
Свободная тема
Содержание учебного плана второго года обучения
1. Вводное занятие.
Теоретические сведении
Цели и задачи объединения. Режим работы. Материалы и инструменты, и их хранение.
Выставка поделок из бумаги. Правила по техники безопасности.
2. Аппликация:
обрывная (картины)
объёмная (цветы).
Теоретические сведения
Беседа, «Цветы, цветы…», «Золотая осень». Загадки. Основные приемы выполнения.
Демонстрация готовых изделий.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала (выбор бумаги,
цветовое сочетание, схематический набросок). Изготовление отдельных деталей.
Выполнение фона. Сборка изделия. Придание законченного вида. Оформление рамки.
Выбор тематики изделия. Анализ моделей.
3. Подарок для дома творчества.
Теоретические сведения
Беседа «День рождение!». Подготовка концертного номера (защита своей поделки) для
традиционной Шоу-программы.
Практическая работа
Выбор способа изготовления поделки. Подбор материала. Цветовое решение.
Изготовление поделки.
4. Квиллинг:
цветы
животные
поздравительные открытки.
Теоретические сведения
Беседа «Многообразие цветов», «Зоопарк», «Праздники». Демонстрация образцов.
Материалы и инструменты. Изучение новых элементов квиллинга (свободная спираль,
изогнутая капля, лист, конус и т.д.). Повторение пройденных элементов. Основные
приемы выполнения. Выбор материала. Цветовое сочетание.
Практическая работа
Демонстрация образцов, показ приемов работы. Подготовка исходного материала.
Изготовление отдельных деталей. Оформление поделки. Сборка изделия. Придание
законченного вида. Оформление рамки.
5. Конструирование объемных моделей и игрушек (модульное оригами):
изготовление мелких игрушек
ваза
карандашница.
Теоретические сведения
Беседы по теме изготовляемых моделей. Загадки.
Изучение и зарисовка схем. Демонстрация и анализ готовых изделий. Технология
изготовления.
Практическая работа
Подготовка материала к изготовлению игрушек (стрекоза, муха, елочка), ваза,
карандашница (цветовое решение, размер). Складывание отдельных модулей, сборка,
оформление.
14
6. Торцевание (салфетки).
Теоретические сведения
Беседы по теме изготовления картин. Демонстрация готовых изделий. Материалы и
инструменты. Основные приемы выполнения. Цветовое сочетание.
Практическая работа
Демонстрация образцов, показ приёмов работы. Подготовка исходного материала.
Оформление картины. Выполнение фона. Придание законченного вида. Оформление
рамки. Анализ работы.
7. Конструирование подвижных игрушек на основе плоских деталей.
Теоретические сведения
Беседы: «Русские народные традиции», «Русские народные сказки». Загадки.
Обыгрывание русских народных сказок. Демонстрация образцов, показ приёмов
работы.
Практическая работа
Изготовление игрушек из плоских деталей. Подбор материала,
изготовление
отдельных частей. Скрепление игрушки с помощью проволоки. Оформление поделки.
8. Конструирование на основе конуса.
Теоретические сведения
Общее понятие о геометрических фигурах и телах (квадрате-кубе, круге-шаре,
треугольнике-конусе). Загадки. Демонстрация и анализ готовых изделий. Изучение
технологии изготовления. Зарисовка выбранной модели.
Практическая работа
Игрушки на основе конуса. Конструирование на основе-конусе. Изготовление
отдельных деталей (лапы, ушки и т.д.). Сборка и оформление поделки, методом
аппликации.
9. Цветы из креповой бумаги (Конфетные букеты).
Теоретические сведения
Викторина «Цветы». Демонстрация образцов. Материалы и инструменты. Основные
приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание. Выбор изделия, анализ.
Подбор материала.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала Самостоятельное
выполнение изделия по собственному замыслу.
10. Панорамные открытки.
Теоретические сведения
Беседы по теме. Выбор темы. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление открытки.
11. Макет автомобиля.
Теоретические сведения
Беседы: «Как машины помогают человеку?». Загадки. Демонстрация образцов, показ
приёмов работы.
Практическая работа
Изготовление макета автомобиля. Подбор материала, изготовление отдельных частей.
Оформление поделки.
12. Проекты.
Теоретические сведения
Беседы по теме проекта. Выбор темы проекта. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление проекта. Защита.
13. Аттестация по итогам реализации программы.
15
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
14. Резерв.
Свободная тема
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Существует промежуточный и итоговый контроль за достижениями обучающихся.
Срезы проводятся в игровой форме.
Промежуточный контроль (в конце первого года обучения). Форма: выставки,
наблюдение, анализ.
Итоговый контроль (в конце второго года обучения). Форма: самостоятельная работа,
выставка, анализ.
2.4. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
обучения начала
окончания
занятий
занятий
Ко-во
учебных
недель
Кол-во
дней
Кол-во
часов
Режим
занятий
1
01.09.2023
31.05.2024
36
108
216
2х3
2
01.09.2024
31.05.2025
36
108
216
2х3
16
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
I.
Литература для педагога.
1.
Агапова И., М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона». - Москва:
«Лада», 2007г.
2.
Агапова И., Давыдова М. «Аппликация».- М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2008г.
3.
Афонькин С.Ю., Е.Ю.Афонькина «Все об оригами» Санкт-Петербург: «Кристалл»,
2005г
4.
Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и Аппликация».- ООО
(Издательство «Кристалл»), 1998г.
5.
Ботермэнс Д. «Модели из бумаги». - Москва: «Мир книги», 2004г
6.
Выгонов В.В. «Начальная школа: трудовое обучение» Москва: - «Первое
сентября», 2002г.
7.
Гарматин А. «Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги». - Ростов-на Дону:
Издательский дом «Владис», Рипол Классик, 2004г
8.
Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии – 3класс».- М: «ВАКО»,
2008г.
9.
Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии – 4класс».- М: «ВАКО»,
2009г.
10. Рей Гибсон «Поделки».- Москва: «РОСМЭН».
11. Мастерим бумажный мир. Примерное поурочное планирование по начальному
техническому моделированию. Автор-составитель: Н.П.Севастьянова. – Н. Новгород:
ООО «Педагогические технологии НН»,2013. – с. 78.
12. Приложение к журналу «Девчонки и мальчишки. Школа ремесел» 2015г.
II.
Литература для детей и родителей.
1.
Броди В. «Зверюшки из бумаги». – М.: Мой мир, 2008г
2.
Румянцева Е. «Праздничные открытки».- М: «Айрис пресс»,2005г.
3.
Соколова С.«Сказки из бумаги».- Санкт-Петербург: «Валерии СПб», 1998г.
4.
Згульская М.П. «Бумажные фантазии. Оригами. Плетение из бумаги».- Харьков:
«Фолио», 2006г.
5.
Лыкова И. А. «Мастерилка. Учебно-методическое пособие
для детского
художественного творчества». Г. Можайск: Издательский дом: «Карапуз», 2004.
6.
Рик Бич «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия».- М: «ЭКСМО»,
2005г
7.
Золотая коллекция идей. Ажурная бумага. М.: «Аст-пресс книга», 2008 г.
8.
Золотая коллекция идей. Эксклюзивные открытки. М.:«Аст-пресс книга», 2008г.
9.
Оригами. Лучшие модели/Т.Б.Сержантова. – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2009. –
144 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).
10. Китайское оригами: Цветы, животные, птицы/ Пер.с англ.У.Сапциной. – М.:
Издательская группа «Контэнт», 2014. – 96 с.; цв. ил.
11. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: «Аст-пресс книга», 2010. –
104 с.:
ил. – (Золотая библиотека увлечений).
12. Мари Шевалье. Цветы из бумаги. «20 оригинальных моделей из жатой бумаги. –
М.: ООО «Издательство группа «Конттэнт»,2004. – 80с.; цв.ил.
17
13. Красивые птицы в технике моду модульного оригами/Анна Зайцева. – М. :Эксмо,
2013. – 64 с.:ил. – (Азбука рукоделия).
14. Снежинки, гирлянды и новогодние фигурки в технике модульного оригами/ Анна
Зайцева. – М. :Эксмо, 2013. – 64 с.:ил. – (Азбука рукоделия).
15. Уолтер Х. Популярный квилинг: цветы, птицы, животные из бумажных лент/ Пер. с
англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104 с.: ил.
16. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.:Айрис-пресс, 2012.- 128 с.: ил. –
(Внимание: дети!).
17. Бумажные цветы / Надежда Васина. – М.:Айрис-пресс, 2012.- 112 с.: ил. –
(Внимание: дети!).
18. Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры, подарки / Джанет Уилсон. – М.:
Издательская группа, 2010.- 50 с.: цв.ил.
19. Поделки из бумаги и картона./Пер.с фран. А.Ю. Кабалкина. – М.: Росмен», 2008. –
34с.: - (Серия «Ребята-мастерята»).
20. Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие. – СПб.:ООО
«Издательство «Издательство «Детство-пресс», 2009. – 64с.
Материально-технические условия реализации программы
Помещение для проведения занятий: кабинет, отвечатющий санитарногигиеническим нормам, наличие удобных столов и стульев, шкафов для хранения
материалов, витрин для выставок.
Инструменты и материалы: бумага разных видов (картон цветной, картон
гофрированный, офисная бумага разных цветов, креповая, цветная, фольга ножницы,
циркуль, шило, стиплер, линейка, краски (Гуашь), простой карандаш, скотч, клей
(карандаш), клей (ПВА), лак, конструктивные детали (тонкий шнур, проволока, сизаль) и
т.д
Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран)
Кадровое обеспечение программы
Реализация
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Мастерилка»
обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющего среднее
профессиональное педагогическое образование, профессиональную переподготовку по
направлению «Дополнительное образование детей и взрослых».
18
3.2 . Перечень рекомендуемых интернет-ресурсов:
1. Электронное учебное пособие «Тайны оригами»
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/programmnoeobespechenie/elektr-uch-posobia/elektronnoe-uchebnoe-posobie-tajny-origami.html
2. Журнал «Сам себе изобретатель» (Пошаговая инструкция с картинками
для создания нужных вещей своими руками)
https://www.asusfone.ru/
3. Детские модели из бумаги
https://paper-models.ru/series/category/detskie-modeli/2
4. Бумажное моделирование и конструирование
https://mukpioner.edusite.ru/p75aa1.html
5. Паперкрафт для начинающих (бумажное моделирование, объемные
скульптуры и простые фигуры для детей)
https://podelkiruchkami.ru/paperkraft-dlya-nachinayushhix-bumazhnoe-modelirovanieobemnye-skulptury/
19
Приложение 1
К ДООП «Мастерилка»
Критерии оценивания
1 год обучения
Низкий уровень
Теория:
Слабо знают историю бумаги, путаются в элементарных геометрических фигурах,
терминологии, правилах безопасности
Практика:
Не могут классифицировать бумагу, слабое владение
первоначальными навыками обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать,
разрывать); складывать базовые формы могут только при помощи педагога, не всегда
могут правильно подбирать и сочетать бумагу по цвету, работать по образцу работу
выполняют неаккуратно
Средний (достаточный) уровень
Теория:
Знают основные моменты истории бумаги, элементарные геометрические фигуры, но
путаются в терминологии, знают основные правилах безопасности
Практика:
Могут классифицировать основные виды бумаги, владеют первоначальными
навыками обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать, разрывать); могут
складывать базовые формы, в большинстве случаев могут правильно подбирать и
сочетать бумагу по цвету, работать по образцу, работу выполняют аккуратно
Высокий уровень
Теория:
Знают историю бумаги, элементарные геометрические фигуры, терминологию, знают
правила безопасности
Практика:
Могут классифицировать виды бумаги, владеют первоначальными навыками
обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать, разрывать); могут складывать базовые
формы, могут правильно подбирать и сочетать бумагу по цвету, работать по образцу,
работу выполняют аккуратно.
20
2 год обучения
Низкий уровень
Теория:
Плохо знают историю русских народных традиций, историю возникновения искусства
оригами, слабые понятия о геометрических телах (куб, шар, конус), путаются в
последовательности изготовления поделок и игрушек из разных видов бумажного
материала, правилах техники безопасности, правилах ухода и хранения изделий
Практика:
Не могут проектировать предстоящую деятельность, не владеют самостоятельно
техникой оригами не могут читать схемы и работать по ним, изготавливать
композиционные работы, представляют готовые изделия только в общих чертах, не
могут пользоваться дополнительной литературой при изготовлении моделей.
Средний (достаточный) уровень
Теория:
Знают историю русских народных традиций, историю возникновения искусства оригами,
имеют общие понятия о геометрических телах (куб, шар, конус),могут назвать
последовательности изготовления несложных поделок и игрушек из разных видов
бумажного материала, основные правила техники безопасности, правила ухода и
хранения изделий
Практика:
Могут проектировать
основные этапы предстоящей деятельности, владеют
самостоятельно техникой оригами, могут читать несложные схемы и работать по ним,
изготавливать композиционные работы, представляют готовые изделия только в общих
чертах, могут пользоваться некоторыми видами дополнительной литературой при
изготовлении моделей.
Высокий уровень
Теория:
Знают историю русских народных традиций, историю возникновения искусства оригами,
имеют
понятия о геометрических телах (куб, шар, конус),могут назвать
последовательности изготовления поделок и игрушек из разных видов бумажного
материала, правила техники безопасности, правила ухода и хранения изделий
Практика:
Могут проектировать все этапы предстоящей деятельности, владеют самостоятельно
техникой оригами,
могут читать
схемы и работать по ним, изготавливать
композиционные работы, представляют готовые изделия, могут пользоваться
дополнительной литературой при изготовлении моделей.
21
22