Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной
политики» МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с.Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18.06.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЭЛЕКТРОНИК»
Уровень программы: базовый
Направленность программы: техническая
Адресат программы: дети 8-14 лет
Срок реализации: 1год
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Темербекова Анна Александровна
с. Быков
2024 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик программы…………………………….
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………
1.3. Содержание программы……………………………………………………
1.3.1. Учебный план……………………………………………………………….
1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………………….
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………
2.1. Календарный учебный график……………………………………………
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ………………………………….
2.2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение…………………………….
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….
2.5. Список литературы ……………………………………………………………
Приложение 1 (Входная диагностика)…………………………………………….
Приложение 2 (Диагностическая карта наблюдений) …………………………
Приложение 3 (Карта контроля)……………………………………………
Приложение 4 (Примерные темы для творческих работ)………………………
Приложение 5 (Критерии)…………………………………………………………..
Приложение 6 (План воспитательных мероприятий)…………………………..
5
5
6
7
7
9
14
15
15
15
15
16
16
17
18
19
21
23
24
25
26
27
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Электроник» базового уровня
составлена в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022);
2.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16;
3.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий осуществления образовательной деятельности, организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ 976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
8.
Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 года № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»);
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 года №
ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
"Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
10.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
4
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату представления информации»;
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 года № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
12.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006
№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
13.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
года N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
15.
Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в
Сахалинской области (с изменениями на 1 июня 2022 года);
16.
Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной
общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области,
согласованные директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной
работы» Сазоновой Н.Г., директором ГБУ «Региональный центр оценки качества
образования Сахалинской области» Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО
«Институт развития образования Сахалинской области» им. Заслуженного
Учителя РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.
17.
Устав ОО
18.
Локальные акты ОО
5
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка.
Программа «Электроник» имеет техническую направленность (вид деятельности:
конструирование и программирование)
Тип программы: одноуровневая
Уровень программы: базовый
Направленность программы: техническая
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Актуальность программы: Научно-технический прогресс связан с интенсивным
развитием и использованием робототехники и других перспективных технологий требует
формирование в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного
современным вызовам мирового технологического развития.
Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач может
начинаться с изучения курса робототехники и программирования в системе
дополнительного образования и продолжаться в учреждениях профессионального
образования. При изучении курса, обучающиеся получат исходные представления и
умения моделирования, конструирования и программирования роботов и
робототехнических систем, представления о мире науки, технологий и техносферы,
влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой
деятельности и общественного производства.
Важную роль в курсе играет самостоятельная проектно-исследовательская
деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий,
специально разработанных Всероссийским учебным методическим центром
образовательной
робототехники
(ВУМЦОР)
для
обучения
техническому
конструированию на основе образовательных конструкторов. Настоящий курс предлагает
использование конструкторов нового поколения: Технолаб (ROBOTIS DREAM) и LEGO
WeDo-2, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию.
Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями,
позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет
поставленную задачу.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через
совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.
Отличительные особенности программы
Курс предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков
совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство
управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление
управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об
особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов,
моделировании работы систем.
6
Адресат программы: программа актуальна для обучающихся 8- 14 лет (2-7 классы).
Обучающиеся с ОВЗ также в состоянии освоить базовые знания и умения в рамках
программы.
На программу зачисляются обучающиеся при условии успешного завершения
обучения по программе стартового уровня «Роботенок», либо показавшие
достаточной уровень для обучения по данной программе при входной диагностике.
На данную программу могут быть зачислены обучающиеся, ранее обучавшиеся по
данной программе и проявивший интерес к совершенствованию навыков и умений. В
процессе работы данные обучающиеся прикрепляются к вновь зачисленным
обучающимся для совместной работы, консультирования и наставничества.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период
Продолжительность Кол-во
занятий
занятий в
неделю
1 год
2 ч.
Кол-во
часов в
неделю
3
6
Кол-во
недель
Кол-во
часов в
год
36
Итого по
программе
216 ч.
216 ч.
Продолжительность академического часа: 45 минут
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8-10 человек);
- парная;
- индивидуальная.
1.2.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Формирование и развитие у учащихся системы технологических
знаний и умений, необходимых для осваивания разнообразных способов и средств
работы с образовательными конструкторами для создания роботов и робототехнических
систем и их программирования.
Задачи:
Предметные:
-научить соблюдать технику безопасности при работе с конструктором;
- научить определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям, заданным преподавателем, по образцу, по схеме;
7
- научить пользоваться необходимым программно-аппаратным комплексом;
- научить создавать собственные модели по замыслу, по определенной тематике;
- научить основам проектной деятельности
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;
развитие способностей к решению проблемных ситуаций;
- умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи,
планировать решения и реализовывать их;
- выявление и развитие у обучающихся технические природные задатки и способности
(восприятие, воображение, мышление, память и т.п.).
Личностные:
- умение работать в паре;
- формирование умения работать над проектом в команде, распределять обязанности
(конструирование и программирование);
- воспитание устойчивый интерес к методам технического моделирования,
проектирования, конструирования, программирования;
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
N
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
Занятия на базе конструкта «Технолаб»
Введение в программирование
1
Набор групп.
Тренинги на сплочение
группы.
2
2
2
Набор групп. Вводное
занятие.
2
2
3
Техника безопасности
Основы работы с
ТехноЛаб (введение в
программирование)
2
1
1
Опрос
4
Среда конструирования.
Знакомство с деталями
2
1
1
Опрос
Практическая
8
конструктора.
работа
5
Общее представление о
роботе
4
2
2
Опрос
Практическая
работа
6
Основные понятия
(теоретически занятия и
практические работы)
22
9
13
Опрос
Практическая
работа
7
Контролер. Сенсорные
системы.
6
3
3
Опрос
Практическая
работа
8
Системы передвижения
роботов
22
1
21
Опрос
Практическая
работа
9
Резерв*
2
Итого:
60
2
17
37
Занятия на базе конструктора «LEGO WeDo-2»
1
Введение в робототехнику 2
1
1
Опрос
Практичес
кая работа
2
Введение в
конструирование и
программирование
10
2
8
Опрос
Практичес
кая работа
3
Первые шаги
22
22
Опрос
Практичес
кая работа
4
Проекты с пошаговой
инструкцией и сборкой по
образцу
44
44
Опрос
Практичес
кая работа
5
Проекты на основе
изученных механизмов
38
38
Опрос
Практичес
кая работа
6
Проекты с открытым
решением
40
40
Опрос
Практичес
кая работа
Резерв*
2
2
9
Итого:
156
3
153
Итого за год
216
20
196
*
Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение
учебного материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным
обстоятельствам. В случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для
организации занятий по творческому конструированию, созданию обучающимися
собственных моделей роботов, написанию новых программ для уже имеющихся
моделей.
1.3.2. Содержание программы
«Технолаб» Введение в программирование
1.Набор групп.
Тренинги на сплочение группы.
2.Набор групп. Вводное занятие.
3. Техника безопасности
Основы работы с ТехноЛаб(введение в программирование)
4.Среда конструирования. Знакомство с деталями конструктора.
5. Общие представления о роботе
ТЕМА «РОБОТЫ ВОКРУГ НАС»
Общее представление о современных роботах и робототехнических системах. Обзор
современных профессий связанных с робототехникой. Робототехнический конструктор
ROBOTIS DREAM: основные элементы, особенности соединения деталей. Техника
безопасности при работе с конструктором ROBOTIS DREAM.
Практическая работа: Конструирование по технологической карте модель «Белка».
ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ РОБОТ?»
Общее представление понятий «Робототехника», «Робот», Функциональная схема
робота. Основные правила при создании робота. Особенности работы с контроллером
СМ-150, установка примера программы на контроллер. Электронные элементы
конструктора ROBOTIS DREAM.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робота «Слон».
6. Основные понятия
ТЕМА «ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ»
Общее представление понятия «Электрическая цепь». Взаимодействие механической
передачи.
Практическая работа: Конструирование по технологической карте модель «Ветряная
мельница».
ТЕМА «ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Вращательное и поступательное движение.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Кит».
ТЕМА «ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО»
Общее представление понятий: «Скорость», «Шестерня», «Редуктор», «Передаточное
число».
10
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Пара стрекоз».
ТЕМА «СКОРОСТЬ»
Скорость. Единицы измерения скорости.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робот «Жук».
ТЕМА: «ЭНЕРГИЯ»
Энергия. Источники энергии. Напряжение.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робототехническую модель «Цветок и
светлячок».
ТЕМА «СОХРАНЕНИЕ ЭНЕРГИИ»
Закон сохранения и превращения энергии в механических процессах.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робот «Енот».
Игра-соревнование: «Катапульта».
ТЕМА «ИНЕРЦИЯ»
Общие представления понятия «Инерция».
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робота «Щенок».
ТЕМА: «УСКОРЕНИЕ»
Общие представления понятия «Ускорение».
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робота «Белка».
ТЕМА «СИЛА»
Общие представления понятия «Сила». Сложение сил.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робота «Быка».
Творческий проект «Я и мой робот» Выставка роботов
7. Контроллер. Сенсорные системы
ТЕМА «ОБНАРУЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ДАТЧИКА СВЕТА»
Устройство и принцип работы датчика света. Преимущества применения инфракрасных
сенсоров. Датчик света в наборе ROBOTIS DREAM.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте маневрирующий робот
Игра-соревнование: «Кто первый доедет до указанной точки?».
ТЕМА «ДАТЧИК СВЕТА В РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ»
Инфракрасное излучение. Примеры использования датчика света в робототехнических
проектах.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робота «Крокодила».
ТЕМА «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗВУКА»
Общие представления понятия «Звуковые волны». Принцип работы датчика звукового
сигнала.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте робота «Тюленя».
Игра: «Кто хлопает в ладоши громче?».
11
8. Система передвижения робота
ТЕМА «ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ»
Центр тяжести. Устойчивость.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Брахиозавра».
ТЕМА «ХОДЬБА НА ЧЕТЫРЕХ НОГАХ»
Особенности одного из способов передвижения животных – движение на четырех ногах.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Телёнок».
ТЕМА «КАКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО У ХОДЬБЫ НА ШЕСТИ НОГАХ?»
Особенности одного из способов передвижения животных – движение на шести ногах.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Божья коровка».
ТЕМА «РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ»
Различные способы передвижения животных.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Кенгуру».
ТЕМА «ПРЫЖКИ»
Особенности одного из способов передвижения животных – прыжки.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Кролик».
ТЕМА: «ХОДЬБА В РАЗВАЛКУ»
Особенности одного из способов передвижения животных – ходьба в развалку.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Цыплёнок».
Игра-соревнование: «Цыплячьи бега»
ТЕМА «УГОЛ»
Особенности одного из способов передвижения животных – движение без использования
ног.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Гусеница».
Игра-соревнование: «Боулинг»
ТЕМА «ХОДЬБА НА ДВУХ НОГАХ»
Особенности одного из способов передвижения животных – движение на двух ногах.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Тираннозавр».
ТЕМА «КОЛЕСНЫЕ И ШАГАЮЩИЕ РОБОТЫ»
Общее представления о различных системах передвижения роботов: колесные,
шагающие.
Практическая работа:
Конструирование по технологической карте модель «Скорпион».
ТЕМА «ИСПОЛЬЗУЙ ВООБРАЖЕНИЕ!» Промежуточный контроль
Практическая работа:
1. Конструирование собственного робота в форме животного по замыслу.
2. Защита проекта.
«LEGO WeDo-2»
12
1.Введение в робототехнику
Инструктаж по технике безопасности. Идея создания роботов. История робототехники.
Что такое робот.
Виды современных роботов. Применение роботов в современном мире. Конкурсы,
состязания в мире робототехники.
2.Введение в конструирование и программирование
Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора. Выработка
навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога.
Исследование деталей конструктора и видов их соединения. Прочность соединения –
устойчивость конструкции. Практическая работа «Сборка набора LEGO Education
WeDo»
ROBO-программирование и конструирование. Мотор и ось.
Зубчатые колёса. Понижающая и повышающая зубчатая передача.
Перекрёстная и ременная передача. Снижение и увеличение скорости.
Коронное зубчатое колесо. Червячная зубчатая передача
Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.
3.Первые шаги
Практическая работа № 1«Улитка-фонарик»
Практическая работа № 2 «Вентилятор»
Практическая работа № 3 «Движущийся спутник»
Практическая работа № 4 «Робот-шпион»
Практическая работа № 5 «Майло- научный вездеход»
Практическая работа № 6 «Датчик передвижения Майло»
Практическая работа № 7 «Датчик наклона Майло»
Практическая работа № 8 «Совместная работа»
Творческое конструирование
4.Проекты с пошаговой инструкцией и сборкой по образцу
Тяга
Практическая работа № 1 «Робот -тягач».
Практическая работа №2 «Дельфин»
Скорость.
Практическая работа № 3 «Гоночный автомобиль»
Практическая работа № 4 «Вездеход»
Прочные конструкции: рычаг
Практическая работа № 5 «Симулятор землетрясения»
Практическая работа № 6 «Динозавр»
Ходьба
Практическая работа № 7 «Головастик»
Практическая работа № 8 «Лягушка»
Практическая работа № 9 «Горилла»
Вращение.
Практическая работа № 10 «Цветок и пчела»
Практическая работа № 11 «Подъемный кран»»
Изгиб
Практическая работа № 12 «Паводковый шлюз»
Практическая работа № 13 «Рыба»
Катушка
13
Практическая работа № 14 «Вертолёт»
Практическая работа № 15 «Паук»
Подъем.
Практическая работа № 16 «Погрузчик для сбора отходов»
Практическая работа № 17 «Мусоровоз»
Творческое конструирование
5.Проекты на основе изученных механизмов
Захват.
Практическая работа № 1«Роботизированная рука»
Практическая работа № 2 «Змея»
Толчок.
Практическая работа № 3 «Гусеница»
Практическая работа № 4 «Богомол»
Поворот.
Практическая работа № 5 «Устройство оповещения»
Практическая работа № 6 «Мост»
Рулевой механизм.
Практическая работа № 7 «Вилочный подъемник»
Практическая работа № 8 «Снегоочиститель»
Трал.
Практическая работа № 9 «Очиститель моря»
Практическая работа № 10 «Подметально-уборочная машина»
Движение.
Практическая работа № 11 «Измерение»
Практическая работа № 12 «Детектор»
Наклон.
Практическая работа № 13 «Светлячок»
Практическая работа № 14 «Джойстик»
Поворот.
Практическая работа № 15«Луноход»
Практическая работа № 16«Робот- сканер»
Творческое конструирование
6.Проекты с открытым решением
Проект «Хищник и жертва»
Проект «Язык животных»
Проект «Экстремальная среда обитания»
Проект «Исследование космоса»
Проект «Предупреждение об опасности»
Проект «Очистка океана»
Проект «Мост для животных»
Проект «Перемещение материалов»
Творческое конструирование. Аттестация по итогам реализации программы
14
1.4
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- простейшие основы механики;
- виды конструкций, соединение деталей;
- последовательность изготовления конструкций;
- целостное представление о мире техники;
- последовательное создание алгоритмических действий;
- начальное программирование;
- технику безопасности при работе в кабинете робототехники.
Обучающиеся должны уметь:
- реализовать творческий замысел;
- использовать термины области «Робототехника»;
- конструировать механизмы для преобразования движения;
- конструировать модели, использующие механические передачи, редукторы;
- конструировать мобильных роботов, используя различные системы передвижения;
- программировать микроконтроллер СМ-150 и сенсорные системы; программировать
при помощи планшета и специального ПО;
- составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на
выбранном языке программирования;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в
выбранной среде программирования;
- использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной
специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
Иметь представление:
- о базовых конструкциях;
-о правильности и прочности создания конструкции;
- о техническом оснащении конструкции систем.
Личностные результаты:
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности;
- самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
Метапредметные результаты
- работать по предложенным инструкциям;
- излагать мысли в чёткой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- планирование технологического процесса в процессе создания роботов и
робототехнических конструкций;
15
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и технологий;
- уметь работать в паре и коллективе;
- уметь рассказывать о постройке;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности
- формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, учебноисследовательской, игровой деятельности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Дата
№ Дата начала окончания
группы занятий
занятий
1
01.09.2024
31.05.2025
Кол-во
учебных
недель
36
Кол-во Кол-во
дней
часов
108
216
Режим занятий
2 раз в неделю, по 2
академических часа
(продолжительность
занятия - 45 минут)
В конце каждого часа
предусмотрен
десятиминутный
перерыв (отдых,
проветривание
помещений).
2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы:
Учебный кабинет, оборудованный соответствующей мебелью
Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран), детали для конструирования
Образовательный робототехнический модуль Технолаб(ROBOTIS DREAM) – введение в
программирование и LEGO WeDo-2.
УМК для организации занятий с конструктором «Технолаб» : технолгичские карты,
методические рекомендации. (бумажный и электронный варианты)
УМК для организации занятий с конструктором LEGO WeDo-2:
технологические карты по сборке моделей, рабочие тетради(электронный вариант)
Планшеты для программирования.
Стол для проведения выставок и соревнований с элементами препятствий.
16
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Электроник»
обеспечивается педагогом отвечающего требованиям профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом
Минтруда России от 22.09.2021 № 652н.
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Дураченко О.А., Журова С.В., и др. Конструктор Lego Wedo (формирование
универсальных учебных действий в начальной школе) /Учебно-методическое пособие. Н:
ОЦИТ-2013
2. Каширин Д. А. Введение в программирование /Учебно-методическое пособие по
организации занятий с образовательным робототехническим конструктором ROBOTIS
DREAM . Образовательный робототехнический модуль(введение в программирование)
М: Экзамен- 2016
3. Колосов Д. Г. Технология. Робототехника 5 класс/учебное пособие . М: Бином- 2017
4. Корягин А. В., Смольянинова Н. М. Образовательная робототехника (LEGO WeDo)/
Сборник методических рекомендаций и практикумов. М: ДМК-пресс-2016
5. Корягин А. В., Смольянинова Н. М. Образовательная робототехника (Lego
WeDo)/рабочая тетрадь М:ДМК-пресс-2016
6. Материалы для составления планов занятий к конструктору Технолаб (ROBOTIS
DREAM)
7.ПервоРобот LEGO WeDo/ книга для учителя. LEGO Group -2008 (электронный
вариант)
8. WeDo 2.0 Проекты MAKER для начальной школы. LEGO Group-2018(электронный
вариант)
9. Схемы сборки различных конструкций(электронный вариант)
10. Соревновательный пакет Национальных образовательных STEAM соревнований по
робототехнике.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных
технологий
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при
совместной сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная,
индивидуальная, коллективная
17
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные,
вводные, итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих
работ и проектов, соревнования(практическое участие детей в разнообразных
мероприятиях по техническому конструированию), комбинированные, демонстрация,
выставка, генерация идей
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той
или иной темы.
В соответствии с наличием рабочих мест и оборудования, количественный состав
группы не должен превышать 10 человек. Организованная образовательная деятельность
предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы
работы для отработки пропусков по болезни.
В ходе выполнения практических работ, обучающиеся работают не только с
технологической картой сборки, в зависимости от уровня овладения обучающимися
навыками конструирования, возможны следующие варианты работы по сборке моделей:
- конструирование по образу (Постройка из деталей строительного материала и
конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления);
- конструирование по модели (В качестве образца предъявляется модель, в
которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка);
-конструирование по условиям (Без образца, рисунков и способов возведения
дети должны создать конструкцию по заданным условиям, подчеркивающим ее
практическое назначение);
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
2.3.
Формы аттестации.
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде выполнения
практического (творческого) задания по основным разделам программы.
Механизм оценки получаемых результатов:
• Осуществление сборки моделей роботов;
• Создание индивидуальных конструкторских проектов;
• Создание коллективного выставочного проекта;
• Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут
использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки
рисунков, тестирование, опрос.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельных моделей, проектов;
- участие в выставках и соревнованиях на базе ОО;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
18
контроля:
1. Входной контроль ( для обучающихся, не обучавшихся по программе
стартового уровня «Роботенок»
2. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в
контроле правильности выполнения учебного задания.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого
занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного
задания (справился или не справился).
3.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит
в создании обучающимися
собственной модели по замыслу.
4. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде соревнований по
конструированию.
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
Механизм оценки получаемых результатов:
• Осуществление сборки моделей роботов;
• Создание индивидуальных конструкторских проектов;
• Создание коллективного выставочного проекта;
• Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельных моделей, проектов;
- участие в выставках и соревнованиях на базе ОО;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
2.4. Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения
обучающимися данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Контрольно-измерительные и диагностические материалы представлены в
виде:
1. Перечень заданий для входной диагностики(Приложение 1)
2. Диагностическая карта для отслеживания качества выполнения конкретного
задания в (Приложение 2)
3. Карта контроля, для проведения промежуточного и итогового контроля
(Приложение 3).
4. Примерные темы для творческого конструирования «Электроник»(Приложение 4)
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных
на данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его
работы на занятиях исходя из критериев(Приложение 5)
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО
реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 6)
19
2.5.Список литературы
Список литературы
1.Грошева Е. С., Кузьмина К. П., Сазонова И. А., Уханова Я. А. Методическая разработка
по применению разных видов передач для создания моделей и конструкций Lego Wedo
«Крутящий момент».СПб- 2020
2. Дураченко О.А., Журова С.В., и др. Конструктор Lego Wedo (формирование
универсальных учебных действий в начальной школе) /Учебно-методическое пособие. Н:
ОЦИТ-2013
3. Каширин Д. А. Введение в программирование /Учебно-методическое пособие по
организации занятий с образовательным робототехническим конструктором ROBOTIS
DREAM . Образовательный робототехнический модуль(введение в программирование)
М: Экзамен- 2016
4.Колосов Д. Г. Технология. Робототехника 5 класс/учебное пособие . М: Бином- 2017
5.Конструктор LegoWedo 2.0 .Учебно-методическое пособие к дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программе «Занимательная
робототехника»/Автор-составитель: С. А. Прокопив. Обоянь: ОБПОУ «ОГТК»-2019
6. Корягин А. В., Смольянинова Н. М. Образовательная робототехника (LEGO WeDo)/
Сборник методических рекомендаций и практикумов. М: ДМК-пресс-2016
7. Корягин А. В., Смольянинова Н. М. Образовательная робототехника (Lego
WeDo)/рабочая тетрадь М:ДМК-пресс-2016
8. Материалы для составления планов занятий к конструктору Технолаб (ROBOTIS
DREAM)
9.ПервоРобот LEGO WeDo/ книга для учителя. LEGO Group -2008 (электронный
вариант)
10. WeDo 2.0 Проекты MAKER для начальной школы. LEGO Group-2018(электронный
вариант)
Интернет-ресурсы:
11.Ассоциация работников и организаций технического творчества. Текст: электронный
//: [сайт]. — URL: https://www.раор.рф/inzhenernye-kadry-rossii/ (дата обращения
11.06.2024)
12. Международные состязания роботов. Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://wroboto.ru (дата обращения: 10.06.2024)
20
13. Международные образовательные STEAM-соревнования по робототехнике «ЛИГА»
Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://future-engineers.ru/ (дата обращения:
13.06.2024)
14.Робототехника. Инженерные кадры инновационной России. Текст: электронный //:
[сайт]. — URL: www.russianrobotics.ru (дата обращения: 10.06.2024)
15.Роботы лего и робототехника. Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://www.prorobot.ru/(дата обращения: 11.06.2024)
21
Приложение 1
Входная диагностика
Тест по "Робототехнике"
Задание 1.
Выберите правильное определение робота:
А) Автоматическое или автоматизированное устройство, включающее в себя систему
датчиков, контроллер и исполняющее устройство, выполняющее некоторые операции по
заранее заданной программе, самостоятельно или по команде человека.
Б) Система, оснащенная искусственным интеллектом для принятия решения.
В) Системы климат-контроля
Задание 2.
Какое название имеет автоматическая машина, состоящая из исполнительного
устройства в виде манипулятора?
А) Управляющий робот
Б) Мобильный робот
В) Манипуляционный робот
Задание 3.
Кем было придумано слово "робот"?
А) Айзеком Азимовым в его фантастических рассказах в 1950 году
Б) Чешским писателем Карелом Чапеком и его братом Йозефом в 1920 году
В) Это слово упоминается в древнегреческих мифах
Задание 4.
Как называется человекоподобный робот?
А) Киборг
Б) Андроид
В) Механоид
Задание 5.
Выполнение каких задач пока еще нельзя передать роботам?
А) Исследования вулканов и поверхности морского дна
Б) Заполнение и обработка данных из заявлений
В) Назначение медицинских препаратов и диагностика состояния больного
Задание 6.
Роботы какого класса могут быть летающими, шагающими, плавающими и
ползающими?
А) Промышленные роботы
Б) Манипуляционные роботы
В) Мобильные роботы
Задание 7.
Выберите из списка устройства, которые являются роботами:
А) Микроволновка
Б) Компьютер
В) Беспилотный летающий аппарат
Г) Промышленный манипулятор
Д) Робот-пылесос
Задание 8.
Кто придумал три закона робототехники?
22
А) Решение было выработано международной комиссией по робототехнике
Б) Айзек Азимов
В) Жюль Верн
Успешное выполнение не менее 60% теста
Практическая часть
А) Технолаб
- Инструктаж по ТБ, демонстрационный показ принципа соединения и разъединения
деталей конструктора;
- выполнение сборки модели по инструкции
Б) UARO
- Инструктаж по ТБ, демонстрационный показ принципа соединения и разъединения
деталей конструктора;
- выполнение сборки модели по инструкции
Успешное выполнение практической части на уровне не ниже среднего
( см. «Диагностическая карта наблюдения»)
23
Приложение 2
Диагностическая карта наблюдения
Ф. И
обучающе
гося
Теоретические
Знания (3 б.)
Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.
Практические Знания
(3 б.)
Критерии оценки
Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.
Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий
Итого
(сумма
баллов)
24
Приложение 3
Карта контроля
Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла –высокий уровень
2 балла –средний уровень(достаточный)
1 балл – низкий уровень
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного
количества баллов; средний 60-80%;
Теория
Знает правила ТБ при работе с конструктором
Знает понятие робот, виды роботов
Знает название деталей конструктора и их предназначение
Знает этапы работы над проектом при конструировании модели по
замыслу
Практика
Умеет конструировать роботов различного назначения;
Умеет придумывать свои конструкции роботов
Умеет конструировать индивидуально, в сотворчестве со взрослыми и
коллективно по образцу, по условию, по наглядным схемам, по замыслу.
Умеет определять число деталей в простейшей конструкции модели и их
взаимное расположение;
Умеет планировать этапы создания собственного робота
Итого:
ФИО ребенка
ФИО ребенка
ФИО ребенка
ФИО ребенка
Критерии оценки
25
Приложение 4
Примерные темы для творческих работ
Творческий проект «Мой робот» ( на базе набора «Технолаб. Введение в
программирование»)
- «Моё любимое животное»;
- «Необычное животное»
- «Угадай животное»
Творческий проект на базе конструктора «LEGO WeDo-2», Первые шаги)
- Мой Майло;
- Мое животное;
- Мой научный робот;
Творческий проект на базе конструктора «LEGO WeDo-2», Проекты с пошаговой
инструкцией и сборкой по образцу)
- сказочный персонаж;
- спецтехника;
- мир природы;
Творческий проект на базе конструктора «LEGO WeDo-2», Проекты на основе
изученных механизмов)
- скоростной транспорт;
- мое животное;
- научный робот
Творческий проект на базе конструктора «LEGO WeDo-2», Проекты с открытым
решением
- техника;
- роботы для дома;
- роботы- животные;
- роботы-спасатели;
-роботы спортсмены
26
Приложение 5
Критерии оценивания
№ о/ Фамилия, Ознакомление
со Конструирование по замыслу
п
имя,
свойствами конструктора
возраст
Воспроизведен
Конструирован
Написание
ребенка
Создание ие без схемы Коснтруир собственных
ие
конструкции типовых
сборки
с ование
программ
по
схеме- программ по опорой
на собственн для
образцу или готовый
развертке
ой модели собранных
подборка
образец
конструкций
заданных
конструкции
программ
Уровни усвоения материала
Низкий: не узнают детали по их изображениям на схемах - развертках, дополняют их
случайно выбранными фигурками, помощь педагога используют во всем; допускают
ошибки в выборе и расположении деталей в постройке; не принимают условленную
пространственную позицию: при изображении предмета путают «вид сверху» с
изображением верхней части схемы представленной как «вид сбоку»; самостоятельно
придумывают тему конструирования, предварительную схематическую зарисовку не
используют; осуществляют поиск конструктивного решения с опорой на практические
действия с материалом, программу создают, используя программные блоки методом
подбора.
Средний: дети узнают на развертках 2-3 детали и находят недостающую фигурку для
развертки; используют помощь педагога; допускают ошибки, но самостоятельно их
исправляют; при самостоятельном выполнении заданий допускают ошибки, которые
исправляют с помощью взрослого; самостоятельно находят тему конструирования,
используют общую схему предмета; способы конструктивного решения находят в
результате практических поисков; самостоятельно пишут типовые программы для
конструкций.
Высокий: дети узнают на схемах-развертках все детали и правильно дополняют эти
схемы недостающими элементами; воспроизводят конструкцию правильно и без помощи
со стороны, умеют занять разные позиции по отношению к объекту изображения;
самостоятельно создают развернутые замыслы конструкций; создают развернутые
программы для конструкций или усложняют и усовершенствуют типовые программы.
27
Приложение № 6
План воспитательных мероприятий
Дата
Октябрь
Мероприятия
Конкурс «Юные техники и изобретатели»
Ноябрь
Соревнования юных конструкторов
Декабрь
Конкурс мини-проектов
Февраль
Конкурс «На страже Родины»
Март
Подарок маме
Апрель
Мой робот
Май
Мой проект
Форма проведения
Соревнования по сборке
собственных моделей в
рамках тематики ДВ
научно-технического
чемпионата
Групповые соревнования по
конструированию на базе
ранее изученного материала
Групповые соревнования по
созданию мини-проектов и
их защите в рамках
тематики
соревновательного сезона
национальных
образовательных STEAM
соревнований. (Лига
исследований)
Участие в ДВ чемпионате
Создание моделей по
военной тематике
Участие в региональном
этапе национальных
образовательных STEAM
соревнований
Создание подарков для мам
и бабушек
Творческое
конструирование в рамках
тематики регионального
этапа соревнований
«РобоФинист».
Творческое
конструирования по теме
«Космос»
Создание и защита минипроектов по теме,
выбранной обучающимися.
Участия в региональном
этапе соревнований
«РобоФинист»