ДОП Туристы-краеведы

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной политики»
МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с.Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б, тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18 .06.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
_______________ М.А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ТУРИСТЫ – КРАЕВЕДЫ»
Уровень программы: стартовый
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы: дети 8-17 лет
Срок реализации: 1год
Составитель:
Денежкина Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования

с. Быков
2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик программы……………………………….
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………
1.2.Цель и задачи программы……………………………………………………
1.3. Содержание программы……………………………………………………
1.3.1. Учебный план…………………………………………………………………
1.3.2. Содержание учебного плана…………………………………………………
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..
2.1. Календарный учебный график……………………………………………
2.2. Условия реализации программы………………………………………………
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ……………………………………
2.2.2. Кадровое обеспечение ……………………………………………………….
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение………………………………
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………..
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………
2.5. Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение1 (Диагностическая карта)……………………………………………
Приложение 2 (Карта контроля) ……………………………………………………
Приложение 3 (Тестирование)……………………………………………
Приложение 4 (План воспитательных мероприятий)…………………………..

5
5
6
7
7
8
15
17
17
17
17
18
18
20
20
21
24
25
27
37

3

Дополнительная общеразвивающая программа «Туристы-краеведы» стартового уровня составлена
в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022);
2.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16;

3.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;

6.

Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности, организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

7.

Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ 976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;

8.

Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 года № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»);

9.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 года № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий");

10.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации»;

11.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
года № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;

12.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

4

13.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

14.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года N 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

15.

Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в Сахалинской
области (с изменениями на 1 июня 2022 года);

16.

Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной
общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области, согласованные
директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной работы» Сазоновой Н.Г.,
директором ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области»
Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской
области» им. Заслуженного Учителя РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.

17.

Устав ОО

18.

Локальные акты ОО

5

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.

Программа «Тетра кукол» имеет туристско-краеведческую направленность (вид деятельности:
краеведение, практические основы пешего туризма)
Тип программы: одноуровневая
Уровень программы: стартовый
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.

.
Актуальность программы:
Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс образовательновоспитательных
и научно-познавательных задач. Туристско-краеведческая деятельность
является комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся, и в тоже время
очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Следовательно, туристскопознавательная деятельность учащихся является весьма актуальной для их всестороннего
развития, занимает важное место в общей системе обучения учащихся и остается педагогически
целесообразной. Более чем столетний опыт России в применении краеведения в обучении
подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность туристско - краеведческих
программ и этой формы деятельности учащихся. В последние годы развитию детского туризма в
Российской Федерации уделяется значительное внимание. Постановлением Правительства от 4
ноября 2014 г №1163 образован Координационный совет по развитию детского туризма в России,
одними из приоритетных задач которого являются развитие и увеличение объемов детского
туризма в границах страны и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно
туристско - краеведческая деятельность детей способствует выполнению этих задач и является
весьма актуальной для нашего времени, для современных детей и их родителей.
Особенность программы заключается в том, что отдельные темы знакомят детей с
основными направлениями краеведения в Сахалинской области, при этом взаимосвязь их
осуществляется за счет внедрения полевого туристского компонента. Большое внимание в
учебном процессе уделяется межпредметным связям, позволяющим на практике применять
знания, умения и навыки. Неотъемлемый поисково-исследовательский компонент туристскокраеведческой деятельности позволяет развивать и совершенствовать универсальные учебные
действия, предпринимаемые обучающимися в процессе самостоятельного поиска информации, её
анализа и синтеза, перевода теории в практическую плоскость. Походы и экскурсии в рамках
программы способствуют социализации детей, укреплению их здоровья, формированию
положительных личностных качеств.
Отличительной особенностью программы от уже существующих программ данной
направленности является то, что в нее внесены добавления краеведческого характера,
раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории Сахалинской
области и Долинского района. Программа является практико-ориентированной. Члены детского
объединения
приобретают
основы
экологических
знаний,
элементарные
навыки
самообслуживания и ведения поисково-исследовательской работы в полевых условиях, участвуют
в различных туристско-краеведческих и естественнонаучных мероприятиях: викторинах,
конкурсах, соревнованиях и др. Курс может быть реализован как в системе дополнительного
образования, так и в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий.
Занятия в помещении чередуются с туристско-краеведческими и естественнонаучными
экскурсиями, походами, практикумами. При проведении занятий по темам курса часто
используется игровой методологический подход, при котором игра понимается не как средство
коммуникации, а как одна из наиболее эффективных форм передачи и усвоения информации.
Большое внимание уделяется вопросам безопасности при занятиях в помещении, на улице и в
полевых условиях.
Каждое занятие курса является комплексным - на нем используется до нескольких
различных видов учебно-воспитательной деятельности. Разнообразие видов деятельности делает
занятия привлекательными для детей, а умелое чередование этих видов деятельности позволяет

6

педагогу постоянно удерживать внимание детей и дает возможность учащимся усвоить большой
объем информации.
Адресат программы. Возраст обучающихся в объединении предлагается от 8 до
17лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. Обучение по данной программе будет актуальным для активных детей,
проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края. С
учетом имеющегося МТБ и площади кабинета, с целью обеспечения соблюдения техники
безопасности,
количество детей в группе 8 человек. Состав постоянный, набор детей –
свободный.
Группа занимается по единому учебному плану. Для разного возраста детей
предусматриваются задания различного уровня сложности, совместное выполнение заданий в
разновозрастных группах, парах.
Примерный портрет члена объединения –обучающийся, любящий свой край и свое
Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и
принимающий
ценности
человеческой
жизни,
семьи,
гражданского
общества,
многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий
мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные
знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои
поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом,
Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий
правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и
окружающей его среды.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период

1 год
Итого по
программе

Продолжительность
занятий
2 ч.

Кол-во
занятий в
неделю
3

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
недель

6

36

Кол-во
часов в год
216 ч.
216 ч.

Продолжительность академического часа: 45 минут каждое занятие, перерыв между занятиями
– 10 минут
Форма обучения: очная.
Программа реализуется в форме сетевого сотрудничества с МБОУ СОШ с. Углезаводск.
Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические
занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая
обучение в малых группах.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8 человек);
- парная;
- индивидуальная.

7

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы : формирование личности ребенка, направленное на его развитие,
самореализацию и привитие позитивных жизненных ценностей в процессе комплексной
туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
 получение базовых знаний, умений и навыков по основам туристско-краеведческой
деятельности, краеведения Сахалинской области;
 расширение кругозора и повышение уровня краеведческих знаний учащихся;
Метапредметные:
 развитие творческой, познавательной и созидательной активности учащихся;
 расширение знаний об окружающем мире, по географии, биологии, истории, культуре,
полученных в средней школе;
 укрепление здоровья;
 развитие устной речи и умения выступать перед аудиторией.
Личностные:
 воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;
 воспитание экологической культуры;
 воспитание культуры совместного труда;
 воспитание чувства коллективизма, ответственности за состояние окружающей среды и
стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению;
 формирование умения видеть красоту окружающего мира;
 воспитание потребности в здоровом образе жизни;
 воспитание культуры общения.
1.3. Содержание программы

№
п/п

1.3.1. Учебный план
Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Общее
кол-во
часов
2

Теория

Практика

2

-

1.

Введение
в
туристскокраеведческую деятельность

2.

Основы туристкой подготовки

60

16

44

3.

Топография и туристское
ориентирование на местности

56

10

46

4.

Основы медицинской
подготовки

18

6

12

Диагностика
уровня
подготовки
учащихся
тестирование
творческие
задания
Учебно
–
тренировочная
прогулка и поход
Контрольные
упражнения
творческие
задания
Творческие
задания
Тестирование

8

5.

Краеведение Сахалинской
области

78

30

48

6.

Подведение итогов.
Аттестация по итогам
реализации программы

2

2

-

216

46

98

Итого

Тестирование
фронтальный
опрос
тестирование
Краеведческое
задание
Учебнотренировочный
поход
собеседование

1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение (2 часа)
1.1. Введение в туристско-краеведческую деятельность
Теория (2 часа)
Сбор сведений о группе, знакомство, обсуждение плана и расписания занятий, организация
рабочего процесса, дисциплина и субординация в группе. Знакомство с учебной программой.
Общие правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Определение
понятий туризм и краеведение. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный,
велосипедный, спелеотуризм. Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный.
Понятие о спортивном туризме. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для
оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Ее роль в
формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.
Входной контроль знаний (опрос, мини-викторина)
Раздел 2. Основы туристской подготовки (60 часов)
2.1. Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов (10 часов)
Теория (4 часа)
Правила поведения юных туристов на экскурсиях, туристских прогулках и походах.
Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Необходимость выполнения
требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Основы безопасности в природной
среде. Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк
(лес). Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности юных
туристов, их соблюдение в процессе занятий, традиции туристов. Взаимопомощь в туристской
группе.
Практика (6 часов) Общественно полезная работа туристов -краеведов. Проведение теста.
2.2. Организация и проведение туристских прогулок и походов (14 часов)
Теория (4 часа)
Поход - основная форма туристско-краеведческой деятельности. Правила организации и
проведения туристских походов. Планирование нитки маршрута и разработка плана–графика
похода. Формирование туристской группы. Основные туристские должности и обязанности в
группе, распределение обязанностей. Походная документация. Подведение итогов похода,
путешествия. Разбор действий группы. Требования к отчету. Обработка собранных
материалов. Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе.
Ритм и темп движения туристской группы, организация привалов. Взаимопомощь в
туристской группе. Распорядок дня юного туриста в походе. Характеристика естественных
препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Меры
предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте. Обеспечение

9

безопасности при проведении полевого лагеря. Способы безопасного преодоления препятствий с
туристским рюкзаком. Техника преодоления препятствий. Основные туристские узлы, их
назначение и применение.
Практика (10 часов):
Туристская прогулка (экскурсия). Построение в походную колонну, отработка движения
группы. Работа направляющего и замыкающего. Строевой и походный шаг. Выбор пути
движения, передвижение в составе группы. Отработка техники движения и практических умений
и навыков преодоления естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Узлы: простой и
двойной проводник, восьмерка, прямой, булинь, схватывающие узлы, встречный и др. Техника
вязания узлов.
Сбор группы и прогулка по микрорайону в межсезонье для проверки умений готовиться к
туристским мероприятиям.
2.3. Подготовка к походу (6 часов).
Теория(2 часа):
Туризм – средство познания родного края, физического и духовного развития, способ
привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Виды туризма: пешеходный,
лыжный, водный, горный, велосипедный и т.д. Виды походов: походы выходного дня, степенные,
категорийные. План подготовки к походу. Определение цели и района похода. Подбор туристской
группы, права и обязанности участников похода. Подбор литературы и картографического
материала. Разработка маршрута похода. Оформление маршрутной документации. Маршрутный
лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Составление сметы расходов. Закупка продуктов и
их расфасовка. Подготовка снаряжения. Изучение краеведческих достопримечательностей в
районе похода. Отчетная документация.
Практика (4 часа):
Работа
с
краеведческой
литературой,
отчетами
о
походах,
материалами
специализированных интернет-сайтов. Настольная игра по терминам и понятиям темы.
Составление нитки маршрута, плана-графика движения в походе. Учебные проекты по разработке
2-3-дневных маршрутов (работа в подгруппах). Упражнения «Веревочного курса» на сплочение
детского коллектива.
2.4. Туристское снаряжение (6 часов)
Теория (2 часа)
Личное и групповое снаряжение юного туриста. Основные требования к снаряжению:
легкость, прочность, удобство, гигиеничность, эстетичность. Требования к одежде и обуви.
Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток, тентов и правила ухода за
ними. Рюкзак: виды рюкзаков, основные требования ним; правила укладки рюкзака. Костровое и
кухонное оборудование. Хранение и переноска режуще-колющих инструментов. Оборудование
для краеведческой исследовательской работы: фотоаппарат, бинокль, видеокамера. Уход за
снаряжением, его хранение и ремонт. Состав ремонтного набора. Назначение предметов
ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы.
Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии). Завхоз
туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.
Практика (4 часа)
Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за
личным снаряжением. Подготовка группового снаряжения к походу, ремонт туристского
снаряжения. Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для
туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения
его во время туристской прогулки.: установка и снятие палатки, натягивание тента, приемы
обращения с костровым оборудованием и режуще-колющими инструментами. Подготовка
оборудования для наблюдений и исследовательских работ. Упаковка продуктов для
перекуса. Укладка рюкзака, игра «Собери рюкзак к туристской прогулке». Игра-состязание
«Ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания дыр, пришивания
пуговиц и пр.).

10

2.5. Организация туристского быта (12 часов)
Теория (2 часа)
Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов. Организация мест отдыха и
туристской стоянки. Требования к туристской стоянке: наличие питьевой воды, дров,
безопасность при различных природных явлениях, эстетические и гигиенические требования.
Типовая планировка территории туристской стоянки. Правила разведения костра. Типы костров и
их назначение. Организация питания и питьевой режим в походе. Требования к упаковке
продуктов для перекуса, соблюдение гигиенических требований. Необходимый запас воды для
питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практика (10 часов)
Планирование и организация места отдыха на местности во время туристской прогулки.
Полевые практики и походы выходного дня. Устройство и оборудование туристской стоянки:
места для установки палаток, кострища, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора
воды и мытья посуды, туалеты. Уборка мест привалов и стоянок. Заготовка дров, разведение
костра и соблюдение мер безопасности. Приготовление пищи на костре. Соблюдение правил
гигиены при заборе воды для питья, рациональное расходование воды и соблюдение питьевого
режима во время туристской прогулки (тренировки).
2.6. Питание в походе (10 часов).
Теория (2 часа)
Значение правильного питания и его режима в походе. Калорийность и весовые нормы
продуктов. Туристское меню и раскладка (список) продуктов. Фасовка, упаковка и хранение
продуктов в пути. Пополнение продуктов на маршруте. Техника приготовления пищи на костре.
Питьевой режим на маршруте.
Практика (8 часов):
Составление меню и продуктовой раскладки для 1–2-х- и многодневного походов
(самостоятельно, в подгруппах). Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Полевые практики,
туристские прогулки и походы выходного дня с приготовлением пищи на костре.
2.7. Подведение итогов похода (2 часа).
Практика(2 часа):
Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача снаряжения. Значение полевых дневников,
их обработка. Репортаж о проведенном походе. Оформление фотоотчетов о прогулках и походах.
Знакомство с составлением и описанием музейных коллекций, экспозиций материалов полевых
сборов.
Раздел 3.Топография и туристское ориентирование на местности (56 часов)
3.1. Топографическая подготовка и ориентирование (12 часов)
Теория (2 часа)
Рисунок и простейший план местности. Изображение местности на рисунке, фотографии,
схеме или плане. Простейшие условные знаки. Знакомство с топографической картой, масштаб,
условные знаки. Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута.
Горизонт и стороны горизонта. Компас, правила пользования им. Определение сторон
горизонта по компасу, Солнцу, объектам растительного и животного мира и по местным
признакам. Ориентирование с помощью карты в походе. Разведчик туристской группы, его
обязанности и действия на туристской прогулке (экскурсии).
Практика (10 часов)
Рисовка плана кабинета. Знакомство с планом улицы и поселка. Зарисовка топографических
условных знаков. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на местности, в парке.
Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) на местности. Рисовка условными знаками
поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии. Овладение навыками чтения легенды
маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными
знаками. Выработка навыков определения сторон горизонта по компасу, солнцу, объектам
растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса). Ориентирование
на местности. Ориентирование по описанию (легенде).

11

3.2. Топографическая карта (12 часов)
Теория (2 часа)
Понятие «карта», значение и виды карт по теме, содержанию, масштабу. Понятие и
основные отличия топографической карты. План местности и его отличия от топографической
карты. Номенклатура карты: обязательные и необязательные элементы. Масштаб и его виды.
Условные знаки топокарты. Изображение рельефа на карте.
Практика(10 часов):
Определение вида карты по масштабу. Решение учебных задач по использованию масштаба.
Изучение форм рельефа на карте и на местности. Упражнения по чтению топографической карты.
Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности, карты
или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).
3.3. Измерение расстояния на карте местности (12 часов)
Теория (2 часа)
Способы измерения расстояний на карте. Измерение кривых линий на карте с помощью
нитки, курвиметра. Глазомерный способ определения расстояний. Определение расстояний
шагами, по времени движения. Способы определения расстояния до недоступного предмета,
определение высоты объекта.
Практика (10 часов) :
Измерение расстояний на карте. Измерение средней длины шага. Определение расстояния
до недоступного предмета, ширины реки, оврага. Определение высоты дерева. Применение
знаний на практике.
3.4. Способы ориентирования на местности (12часов)
Теория (2 часа)
Ориентирование на местности в теории. Определение сторон света. Природные ориентиры.
Ориентирование по карте.
Практика (10 часов):
Ориентирование по местным объектам и признакам, небесным светилам. Ориентирование в
полевых условиях по карте и с помощью компаса.
Мини-соревнования «Ориентирование на местности». Полевая практика по
ориентированию карты на местности, ориентированию на местности по карте. Упражнения по
азимутальным измерениям с компасом.
3.5. Съемка местности (6 часов)
Теория (2 часа)
Понятие о съемке местности. План местности, его значение для туристов и краеведов,
элементы плана и общие правила его исполнения. Глазомерная и инструментальная съемка:
методы, простейшее оборудование.
Практика (4 часа):
Азимутальный ход группы по маршруту и оформление схемы азимутального хода.
Дополнение схемы топознаками. Оформление плана местности в выбранном масштабе.
Составление плана условного археологического или геологического шурфа (работа в подгруппах).
3.6. Подведение итогов похода (2 часа)
Практика (2 часа) Репортаж о проведенном походе. Оформление фотоотчетов о прогулках и
походах.
Раздел 4. Основы медицинской подготовки (18 часов)
4.1. Правила санитарии и гигиены в походе (6 часов).
Теория (2 часа)
Гигиенические требования в походе. Личная гигиена юного туриста. Гигиена обуви и
одежды. Профилактика заболеваний и травматизма. Самоконтроль туриста. Использование
химических средств защиты от кровососущих насекомых, бытовой химии. Профилактика
клещевых заболеваний. Умывание, купание и закаливание в походе. Защита окружающей среды
от загрязнения (умывание, мытье посуды, утилизация бытовых отходов). Санитарногигиенические правила сбора и применения дикоросов, рыбы, морепродуктов в походе.

12

Практика(4 часа):
Составление тематических памяток или агитационных плакатов (индивидуально, в
подгруппах).
4.2. Основные приемы оказания доврачебной медицинской помощи (12 часов).
Теория (4 часа)
Обязанности санитара туристской группы. Состав медицинской аптечки.
Организация первой доврачебной помощи. Помощь при различных травмах, тепловом и
солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих. Остановка
кровотечений и обработка ран. Виды и функции повязок. Правила транспортировки
пострадавшего.
Практика (8 часов):
Комплектование медицинской аптечки (определение срока годности медикаментов и
составление аптечки из предложенных материалов). Упражнения по оказанию первой помощи
утопающему, непрямому массажу сердца. Наложение простейших повязок и шин, сооружение
носилок из подручных средств и переноска пострадавшего. Игра «Айболит» (первая доврачебная
помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
Раздел 5. Краеведение Сахалинской области (78 часов)
5.1.Общая характеристика Сахалинской области (6 часов)
Теория (4 часа)
Знакомство с картой Сахалинской области. Работа с физической картой, атласами
Сахалинской области, контурной картой, фотоматериалами походов и образцами полезных
ископаемых. Территория и географическое расположение области. Особенности природы края:
климат, растительность, животный мир, полезные ископаемые. Туристские возможности области
и района.
Практика (2 часа)
Определение границ области и района на карте, просмотр фото, видео материалов, обзорная
экскурсия. Настольная игра «Географическое лото». Полевая метеорологическая практика (работа
с метеоприборами, ведение дневника наблюдений за погодой и составление графиков).
Тематическая экскурсия в Сахалинский областной краеведческий музей, Долинский историкокраеведческий музей. Географические экскурсии в природу. Мини-викторина по географии
Сахалинской области.
5.2. Топонимика Сахалина и Курильских островов (4 часа)
Теория (2 часа)
Понятие «топонимика», его связь с географией и историей. Особенности топонимики на
топографических картах Сахалинской области. Виды топонимов: антропонимы, ойконимы,
дромонимы, гидронимы, оронимы, урбанонимы, годонимы. Происхождение названий островов
региона, Охотского моря. Имена знаменитых путешественников, ученых, писателей, героев
военных лет на карте Сахалинской области. Память переселенцев о родных местах в сахалинских
и курильских топонимах.
Запечатление особенностей живой и неживой природы в названиях на карте области.
Практика(2 часа):
Доклады обучающихся о происхождении топонимов заданной группы или тематики; минивикторина; групповая работа с проектами карты области; прогулка по улицам, примечательным и
памятным объектам Долинского района.
5.3. Растительный и животный мир Сахалинской области (6 часов)
Теория (2 часа)
Понятие о флоре и растительности. Лесообразующие породы деревьев Сахалинской
области: ель, пихта, лиственница. Типичные кустарниковые и травянистые виды растений (на
примере растений окрестностей Долинского района и юга Сахалина). Лианы, мхи, лишайники.
Понятие о ярусности растительного сообщества. Раннецветущие растения области. Хозяйственное
значение растений. Дикорастущие лекарственные, съедобные и ядовитые растения и грибы
Сахалина. Заносные виды растений. Красная книга растений и грибов Сахалинской области.

13

Роль животных в природе. Условия существования животных на территории и в акватории
Сахалинской области. Типичные представители современной наземной и морской фауны региона:
млекопитающие (хищники, ластоногие, парнокопытные, грызуны и др.), птицы, рептилии,
амфибии, рыбы, насекомые. Понятие об интродуцированных и акклиматизированных видах.
Сезонные изменения в жизни животных. Взаимоотношения между животными одного вида,
отношения между животными разных видов. Экологические взаимоотношения человека и
животных в Сахалинской области. Охрана животных. Красная книга животных Сахалинской
области. Знакомство с экспозициями Сахалинского областного краеведческого музея, питомцами
Сахалинского областного зооботанического парка.
Практика(4 часа):
Работа с определителями, атласами растений, фотоматериалами. Ботаническая экскурсия в
городской парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина или в природу с определением ядовитых и
лекарственных растений, ядовитых и съедобных грибов на местности. Составление презентаций,
докладов о растениях Сахалинской области. Краеведческая эколого-биологическая викторина
«Биосфера: островные экосистемы». Работа с определителями, атласами животных,
фотоматериалами. Составление презентаций, докладов о животных Сахалинской области.
Экологические игры, настольные игры по биоразнообразию Сахалинской области. Тематические
экскурсии в Сахалинский областной краеведческий музей, зооботанический парк.
5.4. Наблюдение за живой природой (8 часов)
Теория (2часа)
Знакомство с основными понятиями экологии: «среда обитания», «окружающая среда»,
«экологические факторы», «сообщества организмов (биоценозы)», «биотоп», «экологическая цепь
питания» и т.д. Место экологии в системе естественных наук, ее значение и сущность.
Взаимосвязь живых организмов друг с другом и с условиями среды обитания. Понятие
природного комплекса (экосистемы). Виды и формы наблюдений за живой природой. Значение
фенологических наблюдений для человека. Использование фенологических наблюдений при
изучении родного края. Народный календарь природы. Изучение сезонных явлений природы.
Этологические наблюдения за поведением животных. Организация наблюдений, фиксирование и
обработка материалов.
Практика (6 часов):
Сезонные экологические экскурсии в природу (лесные, луговые, приречные и приморские
сообщества), в парк. Полевая практика на местности (ведение дневника фенологических
наблюдений с календарем погоды, составление простейшего отчета о наблюдениях).
5.5. История родного края (6 часов)
Теория (4 часа)
Понятия «археологическая стоянка», «археологическая культура», «артефакт», «раскопки»,
«археологическая разведка». Основные этапы истории, прослеживающиеся в сахалинской
археологии: палеолит, неолит, железный век. Археологические данные о древнем населении
Сахалина и Курильских островов: его происхождение, знаменитые стоянки, культуры, хозяйство и
быт древних племён. Основные сведения о средневековой истории края в I-начале II тысячелетия
н.э. Расселение древних айнов на Сахалине и Курильских островах. Появление на Сахалине
нивхов, ороков, эвенков. Исторические свидетельства появления мохэсцев, чжурчжэней, их
взаимоотношения с местными племенами. Влияние «Золотой империи», Китая и Японии на
население средневекового Сахалина. Монгольское завоевание в истории островов. Наиболее
известные археологические объекты и особенности артефактов периода сахалинского
средневековья. Первые путешествия европейцев на Дальний Восток и накопление сведений об
островах Охотского моря с XIII в. Экспедиция М.Г. Фриса в сахалино-курильских водах. Выход
русских первопроходцев к Тихому океану: экспедиции В.Д. Пояркова, О.С. Кузнеца, В.В.
Атласова. «Полуостров Сахалин»: экспедиции Ж.Ф. Лаперуза и В. Броутона. Изучение Сахалина в
кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна. «Остров Сахалин»: исследования Г.И. Невельского.
Освоение Сахалина и Курильских островов русскими людьми, период сахалинской каторги.
Изучение ресурсов и населения острова в экспедициях Л.И. Шренка, Ф.Б. Шмидта, М.С. Мицуля,

14

Б.О. Пилсудского и др. Послевоенное устройство жизни на Сахалине и Курильских островах.
Объединение земель, переименование топонимов. Основные события сахалинской истории во
второй половине XX века. Сахалинская область на современном этапе истории.
Практика(2 часа):
Работа с историческими картами и полевыми материалами (археологическими артефактами
и т.д.). Оформление «ленты времени» (работа в подгруппах). Экскурсии в Сахалинский областной
краеведческий музей, музейно-мемориальный комплекс «Победа», Долинский историкокраеведческий музей, литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин».
5.6. Военная история островов (12 часов).
Теория (2 часа)
Японская колонизация и научное исследование Южных Курильских островов и Сахалина.
От военных экспедиций XIX в. – к Русско-японской войне на территории Сахалина: причины,
участники, основные события, результаты. Русские партизанские отряды на Южном Сахалине, их
командиры, бои, судьбы. Установление японского владычества и период губернаторства Карафуто
на Южном Сахалине (1905-1945 гг.). Открытие дальневосточного фронта Второй мировой войны в
Сахалино-Курильском регионе. Южно-Сахалинская наступательная и Курильская десантная
операции по освобождению островов от японцев: основные действия, имена военачальников и
героев, результаты. «Территориальный вопрос» в современных отношениях России и Японии.
Практика (8 часов):
Экскурсии в Музей Победы или Сахалинский областной краеведческий музей. Оформление
«ленты времени» (работа в подгруппах). Доклады обучающихся о героях военных лет. Поход
выходного дня на маршрут с историческими достопримечательностями или экскурсия по местам
боевой славы Сахалинской области.
5.7. Культура и народные традиции Сахалинской области (4 часа)
Теория (2 часа)
Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники. Население
Сахалинской области, этнический состав. Культура и традиции коренных жителей Сахалина.
Народные традиции и обряды, праздники и гуляния. Искусство, выдающиеся деятели культуры.
Практика (2 часа)
Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Составление древа рода. Народные игры
наших предков и правила их проведения, игры на местности. Изучение культурных
достопримечательностей Сахалинской области.
5.8. Литературно-художественное краеведение Сахалинской области (6 часов).
Теория (4)
Сущность литературно-художественного краеведения – эмоциональное восприятие и
осознание окружающего мира через призму творчества. Наиболее известные писатели и поэты
Сахалинской области – В. Санги, А. Тоболяк, А. Мандрик, М. Финнов, Е. Намаконова, О. Асеева и
др.: краткие биографии, произведения, основные темы и сюжеты. Образы Сахалина и Курильских
островов в художественных произведениях писателей и поэтов, не проживавших в регионе:
«Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Сахалин» В.М. Дорошевича, «Каторга» В.С. Пикуля,
«Карафуто» О. Донченко и др. Сахалинские авторы и музыкальные коллективы, жанры их
творчества. Имена, особенности сюжетов и техники известных художников области: И.
Антощенко, В. Милославского, Н. Кирюхиной, Е. Астаховой, Н. Наумовой, А. Ким и др.
Практика (2 часа) :
Экскурсия на тематическую выставку в Литературно-художественный музей книги А.П.
Чехова «Остров Сахалин». Доклады обучающихся о выбранных авторах или литературнохудожественных произведениях.
5.9. Природа и экология ( 12 часов)
Теория (2 часа)
Природные сообщества. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Заповедники
Дальнего Востока. Экология и охрана природы. Правила поведения на природе. Охрана природы

15

на туристской прогулке, при организации привалов и туристских стоянок. Природоохранная
деятельность туристов.
Практика (10 часов).
Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране
природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) в своем
микрорайоне (населенном пункте). Экологические игры. Посадка зеленых насаждений. Очистка
лесов, родников. Охрана памятников природы. Изготовление и установка кормушек для
зимующих птиц.
5.10. Сбор краеведческого материала в походе (10 часов)
Теория (2 часа)
Краеведческая работа - один из видов общественно-полезной деятельности. Ведение
краеведческой работы в походе. Методы сбора краеведческого материала: наблюдение,
фотографирование, ведение дневника и путевых записей, описание экскурсионных
объектов. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Проведение
наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности.
Практика (8 часов).
Организация наблюдений во время туристских прогулок, экскурсий и походов, ведения
календаря наблюдений. Метеорологические наблюдения, изучение народных примет и местных
признаков погоды. Зоологические наблюдения: наблюдение за обитателями леса, степи, гор, рек и
водоемов в разные времена года. Наблюдение и исследование растительного мира своей
местности, сезонных изменений в природе. Фотографирование и ведение дневника наблюдений.
Посещение краеведческого музея в г. Южно-Сахалинск, г. Долинск, памятников истории и
культуры своей местности, памятников природы и мест, интересных своеобразным проявлением
природы. Составление описаний экскурсионных объектов. Встречи со старожилами-краеведами, с
ветеранами и интересными людьми. Оформление туристко - краеведческой газеты. Подготовка,
организация и выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск
и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.) по ходу
экскурсии или туристской прогулки.
5.11. Организация туристско-краеведческого похода (4 часа)
Практика (4 часа)
Туристическая прогулка/поход с выполнением заданий по краеведению.
6. Подведение итогов
6.1. Итоговое занятие. Аттестация по итогам реализации программы
Теория (2 часа)
Обсуждение прошедшего учебного года, мероприятий, экскурсий и походов, в которых
приняли участие члены объединения, и пожеланий обучающихся к следующему учебному году.
Собеседование. Планирование летнего сезона.
1.4 Планируемые результаты обучения
1) Предметные:
Обучающиеся овладеют начальными теоретическими знаниями по основам туристской
подготовки, топографии и туристского ориентирования, доврачебной медицинской помощи и
основным направлениям краеведения Сахалинской области. Дети приобретут практические
умения и навыки, необходимые для самообслуживания в полевых условиях и ведения
краеведческих работ.
Знать:
 правила техники безопасности в походе и на занятии;
 особенности личного и группового снаряжения для однодневных и многодневных
туристских путешествий в разное время года;
 правила организации туристского бивака и ведения бивачных работ;
 виды препятствий на маршруте и способы их преодоления;
 виды, назначение и элементы топографических карт;

16

 основные приемы работы с топокартами;
 способы ориентирования по сторонам горизонта на местности;
 значение гигиены и профилактики заболеваний в походе;
 приемы оказания доврачебной медицинской помощи;
 состав стандартной аптечки, назначение медикаментов и правила их безопасного
использования;
 географические особенности Сахалинской области;
 представителей флоры и фауны окрестностей Долинского района;
 основные этапы истории Сахалинской области;
 коренные народы региона и особенности их культуры и быта;
 виды и местоположение основных памятников истории и культуры Долинского района и
области;
 известные произведения писателей, поэтов, музыкантов, художников Сахалинской области
Уметь:
 подбирать личное снаряжение для экскурсий и походов выходного дня в различные сезоны;
 соблюдать меры техники безопасности во время занятий, в т.ч. в природной среде;
 оборудовать стоянку на маршруте и безопасно выполнять бивачные работы;
 ориентироваться по географическим картам Сахалинской области и на местности в
пределах с. Быков и городского округа «Долинский», используя различные способы
ориентирования;
 составлять план местности;
 комплектовать медицинскую аптечку;
 оказывать доврачебную медицинскую помощь средствами стандартной аптечки;
 распознавать представителей флоры и фауны Сахалинской области;
 характеризовать важнейшие события истории региона;
 ориентироваться в особенностях традиционной культуры коренных народов и
национальных элементов населения Сахалинской области;
Метапредметные:
 формирование интереса к туристско-краеведческой деятельности, истории и культуре
родного края;
 развитие внимания, самостоятельности, ответственности;
 формирование навыков групповой и коллективной работы.







Личностные результаты:
научатся бережно и аккуратно относится к туристическому снаряжению, природе;
смогут развить такие качества, как ответственность, активность,
аккуратность, взаимопомощь;
получат мотивацию к изучению родного края;
толерантно относиться к представителям любых национальностей, проживающих в
области;
бережно относиться к историко-культурному наследию родного края

17

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Кол-во Кол-во Режим занятий
Дата
Кол-во
часов
№
Дата начала окончания учебных дней
группы занятий
занятий
недель
1
01.09.2024 31.05.2025 36
108
216
3 раз в неделю, по 2
академических часа
(продолжительность з
академического часа: 45
минут) конце каждого
часа предусмотрен
десятиминутный
перерыв (отдых,
проветривание
помещений).

2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы:
1. Кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Демонстрационное оборудование (экран, проектор, ПК).
Отдельные занятия, экскурсии или мероприятия проводятся также в помещениях музейномемориального комплекса «Победа», исторического парка «Россия – моя история», литературнохудожественного музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин», Сахалинского областного
краеведческого музея, Долинского историко-краеведческого музея, а также на местности
(туристские прогулки или походы, экскурсии в природу, полевые практики).
Перечень необходимого оборудования и снаряжения
Географическая карта Сахалинской области
Карты топографические учебные
Спортивные карты местности
7Компасы
Условные знаки карт
Учебные плакаты
Секундомер
Часы.
Палатки
Туристские коврики
Рюкзаки
Тенты
Костровое оборудование: котлы, тросик
Рукавицы костровые (брезентовые)
Лопата саперная в чехле
Пила походная
Топор в чехле
Аптечка медицинская в упаковке
Ремонтный набор
Навигатор
Рулетка 15–20 м
Лента мерная
Фотоаппарат

18

Видеокамера
Бинокль
Термометр наружный
Термометр водный
Веревки
Маршрутные документы (маршрутные листы)
Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося
1.
Рюкзак для туристских походов.
2.
Коврик туристский.
3.
Спальный мешок.
4.
Накидка от дождя
5.
Фонарик
6.
Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.
7.
Обувь спортивная (типа шиповки).
8.
Сапоги резиновые.
9.
Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).
10.
Головной убор.
11.
Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).
12.
Спортивный тренировочный костюм.
13.
Свитер шерстяной.
14.
Брюки ветрозащитные.
15.
Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).
16.
Блокнот и ручка.
17.
Перчатки рабочие.
18.
Носки шерстяные.
19.
Сидушка походная.
20.
Индивидуальный медицинский пакет
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Театр кукол» обеспечивается
педагогом отвечающего требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденному приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н.
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
 Личное и групповое туристское снаряжение;
 Приборы для ориентирования на местности (компасы, курвиметры, устройства GPS);
 Фотоаппараты;
 Простейшие метеорологические приборы (барометр, термометр, гигрометр, психрометр,
анемометр и др.);
 Оборудование и расходные материалы для разметки учебных площадок по геоботанике
(маркировочная лента, колышки, капроновая нить, рулетки 5-10 м);
 Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении, выполнения
рисунков и картографических заданий (тетради, альбомы, миллиметровая и мелованная
бумага, ручки, карандаши, линейки, ластики, транспортиры, циркули, фломастеры).
 Наглядные пособия (фотографии, схемы, учебные плакаты, карты, планы местности,
рисунки, гербарии, экспонаты краеведческих коллекций, иллюстрации справочников и
т.д.);
 Настольные игры производства Сахалинской областной общественной организации «Клуб
«Бумеранг»»: «Фиторазминка», «Зооследопыт», «Подводное мемори», «Птицы Сахалина»,
«Заповедные территории Сахалинской области».
 Местные краеведческие печатные издания (периодика, сборники статей, монографии,
альбомы, справочники, художественная литература и т.д.)

19

 Электронные средства обучения: мультимедийные энциклопедии и определители,
слайдовые презентации, видеоматериалы, аудиозаписи.
Типы и формы проведения занятий:
Реализация данной программы предусматривает использование различных типов занятий:
 традиционного;
 теоретического;
 практического;
 комбинированного.
Комбинированный тип занятия является основным для данной программы. В его ходе
сочетаются разные места и условия работы с детьми (например, помещение и местность),
различные темы программы и педагогические цели, крупные формы обучения, значительные
объемы теории и практики
Формы занятий и виды учебной деятельности:
 Теоретические занятия – беседы, познавательные и просветительские лекции, экскурсии в
помещениях с экспозициями, дискуссии, творческие встречи, зачеты, собеседования,
круглые столы, мини-конференции, мини-викторины и др.;
 Индивидуальные практические занятия – самостоятельное выполнение учащимися
проверочных, творческих, конкурсных заданий;
 Групповые практические занятия – тренировочная работа в звеньях или с полным составом
объединений для формирования и закрепления туристских навыков, навыков
топографических работ, учебные проекты для освоения и закрепления новой теоретической
информации и т.д.;
 Полевые практические занятия – туристские прогулки, учебно-тренировочные походы,
полевые краеведческие экскурсии, стационарные полевые практики, включающие
проведение маршрутных краеведческих наблюдений и экологических акций в природе и на
территории населенных пунктов;
 Лабораторные (камеральные) работы – аудиторная обработка полевых краеведческих
сборов и полевых дневников наблюдений, занятия со специальной
литературой,
специальным естественнонаучным оборудованием, с учебными коллекциями,
техническими рисунками, фотографиями, определителями, планами, картами и др.;
 Игровые формы обучения и воспитания – получение новой информации, ее изучение и
закрепление знаний, умений и навыков в процессе настольных, подвижных,
интерактивных, интеллектуальных, ролевых игр, учебных квестов.
Методы обучения и воспитания:
 Словесный – рассказ, беседа, объяснение, убеждение, спор, диспут, поощрение и т.д.;
 Наглядный (визуальный, объяснительно-иллюстративный) – демонстрация элементов
работы, коллекций полевых материалов, показ технических рисунков, карт и планов,
фотографий, аэрофотоснимков, дневниковых и отчётных записей, просмотр тематических
видеофильмов, электронных презентаций и т.д.;
 Практический – закрепительные и практические упражнения по темам занятий,
выполнение камеральных и полевых работ;
 Аналитический – наблюдение, опрос, сравнение, самоконтроль, самоанализ;
 Поисково-исследовательский – самостоятельная и групповая творческая работа учащихся в
соответствии с методикой учебно-исследовательской деятельности;
 Метод проектной деятельности – изучение нового материала или закрепление
образовательных результатов в ходе создания учебного проекта;
 Дистанционный – выполнение тестовых и конкурсных заданий, самообразование с
использованием Интернет-ресурсов.

20

2.3.Формы аттестации.
Для проверки знаний, умений и навыков в течение учебного года могут быть использованы
следующие формы педагогического контроля:
 педагогическое наблюдение;
 фронтальный опрос;
 взаимоопрос и взаимопроверка учащихся;
 тестирование;
 собеседование;
 проверочные задания (письменные или устные) для выявления результатов теоретического
освоения программы;
 контрольные упражнения (для контроля освоения практических умений и навыков);
 творческие задания (доклады учащихся на различные темы, поделки для тематических
конкурсов, сочинения, рассказы об экскурсиях и походах, гербарии, фотоотчеты и т.д.);
 защита тематического проекта;
 контрольная работа или срез знаний (комплексная проверка знаний учащихся посредством
набора различных заданий – тестов, учебных задач, контрольных упражнений и т.п.);
 результаты внутри- и межгрупповых конкурсов, соревнований, мини-викторин;
 результаты массовых мероприятий туристско-краеведческой и естественнонаучной
тематики, используемых в учебном процессе в соответствии с направленностью программы
(викторин, конкурсов творческих работ, олимпиад, соревнований и др.);
 зачет (по результатам освоения теоретического материала, зачетной полевой практики или
зачетного учебно-тренировочного похода).
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в прохождении теста по теоретическому
материалу и выполнение практического задания;
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде итогового теста и практики
в полевых условиях.
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
2.4. Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения
обучающимися данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Контрольно-измерительные и диагностические материалы представлены в виде
диагностической карты для отслеживания качества выполнения конкретного задания в
(Приложение 1) и карты контроля, для проведения промежуточного и итогового контроля
(Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на
данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы
на занятиях.
Теоретические знания проверяются тестами для промежуточного и итогового контроля
( Приложение 3)
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО «Туристыкраеведы» реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 4).

21

2.5. Список литературы
Перечень литературы:
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника:
Методическое пособие для учителя. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная
литература», 2005. – 80 с.
3. Атлас береговой зоны Сахалина / Проект атласа и спец. содерж. разраб. Дальневост. гос. ун-том,
НИИ рыбного хоз-ва и океанографии; Сост. и подгот. к изд. ФГУП «ПриморАГП» в 2002 г.;
Картограф. Основа – Роскартография; Ред.: Е.Б. Дятлова и др.; Картографы, компьютерная
верстка: Е.Е. Бобырь и др. – Владивосток: ПриморАГП, 2002. – 51 с.
4. Атлас Сахалинской области. Часть I: Северная часть острова Сахалин. Масштаб 1:100 000. –
Хабаровск, Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие, 2007.
5. Атлас Сахалинской области. Часть II: Южная часть острова Сахалин. Масштаб 1:100 000. –
Хабаровск, Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие, 2007.
6. Баркалов В.Ю. Флора Курильских островов. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 468 с.
7. . Баркалов В.Ю., Таран А.А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин //
Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы международного сахалинского
проекта). – Владивосток: Дальнаука, 2004. – С. 37-66.
8. Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С.
Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
9. Берлянт А.М., Гедымин А.В., Кельнер Ю.Г. и др. Справочник по картографии. – М.: Недра,
1988. – 428 с.
10. Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1983.
– 144 с.
11. Браун В. Настольная книга любителя природы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 280 с.
12. Васильевский Р.С., Голубев В.А. Древние поселения на Сахалине. Сусуйская стоянка. –
Новосибирск: Наука, 1976.
13. Веднева С.А. Литература Сахалина и Курильских островов: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 45.03.01 «Филология», профиль
«Отечественная филология (русский язык и литература)» / Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский
государственный университет»; [С.А. Веднева и др.]; отв. ред. Е.А. Иконникова. – ЮжноСахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. – 257 c.
14. Гальцев-Безюк С.Д. Топонимический словарь Сахалинской области. – Южно-Сахалинск:
Дальневосточное книжное издательство, 1992. – 218 с.
15. География Сахалинской области: учебное пособие / под ред. Н.Л. Литенко. – ЮжноСахалинск. 1992. – 161 с.
16. Голубев В.А., Лавров Е.Л. Сахалин в эпоху камня. – Новосибирск: Наука, 1988.
17. Елисеева К.Н., Челноков А.С. Естественнонаучная подготовка школьников к туристскокраеведческим соревнованиям (методические рекомендации). – Южно-Сахалинск: ОАО
«Сахалинская областная типография», 2016. – 20 с.
18. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Геологическое прошлое острова
Сахалин / Сост. Матюшков Г.В., Соловьёв А.В., Мельников О.А. - Южно-Сахалинск:
Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной краеведческий
музей», 2014. – 124 с.
19. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Коренные народы / Сост. Т.П. Роон. –
Южно-Сахалинск: Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной
краеведческий музей», 2010. – 67 с.
20. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Насекомые / Авторы-составители
Клитин А.К., Вертянкин А.В. – Южно-Сахалинск: Государственное бюджетное учреждение
культуры «Сахалинский областной краеведческий музей», 2011. – 196 с.
21. Зориков П.С Ядовитые растения леса: учеб. пособие. – Владивосток: Дальнаука, 2005. – 120 с.

22

22. Иконникова Е.А. Литературное краеведение Сахалинской области: «восточный компонент». –
Южно-Сахалинск, 2007. – 176 с.
23. Исследователи Сахалина и Курил: Сборник статей / Сост. И.А. Сенченко. – Южно-Сахалинск:
Сахалинское книжное издательство, 1961. – 131 с.
24. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «история» /
М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И. Ищенко. Ответственный редактор д.и.н.
М.С. Высоков. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – 712 с.
25. Клитин А.К. Вновь открывая Сахалин: С рюкзаком по Сахалину и Курильским островам. –
Южно-Сахалинск: Издательство «Приамурские ведомости», 2015. – 304 с.
26. Красная книга Сахалинской области: Животные / Отв. ред. д.б.н., проф. В.Н. Ефанов. – М.:
Буки Веди, 2016. – 252 с.
27. Красная книга Сахалинской области: Растения и грибы / Отв. ред. д.б.н. В.М. Еремин, к.б.н.
А.А. Таран. – Кемерово, 2019. – 351 с.
28. Куприн А.М. На местности и по карте. – М.: Недра, 1982. – 111 с.
29. Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 1987. – 143 с.
30. Мамонтов С.Г. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1993.
31. Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской области. – ЮжноСахалинск: Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение, 1983. – 144 с.
32. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов выходного
дня / Сост. К.Н. Елисеева. – Южно-Сахалинск, 2016. – 24 с.
33. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с
обучающимися (Текст) / Под общ. ред. М.М. Бостанджогло. – Министерство образования и науки
Российской Федерации, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и
краеведения Российской Федерации». – М.: Изд-во «Канцлер», 2015. – 24 с.
34. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. – Вып. 3. – Ч. I: Метеорологические
наблюдения на станциях. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 300 с.
35. Наставление по оказанию первой помощи раненым и больным. – М.: Военно-медицинская
академия, 2000.
36. Недра Сахалинской области. – Южно-Сахалинск: ООО «Издательство «Приамурские
ведомости»», 2013. – 120 с. 28
37. Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии. – М.: ЦДЮТиК, 2004. –
72 с.
38. Ономастика Сахалинской области / Составитель А.М. Пашков. – Южно-Сахалинск: ГУП
«Сахалинская областная типография», 2012. – 192 c.
39. Панфилов А.И. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. – М.: Изд-во Центра
Детско-Юношеского Туризма РФ, 1999. - 48 с.
40. Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов. Из истории русских географических
открытий на Тихом океане в XVIII в. – Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство,
Сахалинское отделение, 1982. – 207 с.
41. Птицы островного края: атлас-определитель птиц Сахалинской области. Часть I / В.А. Нечаев,
Л.Г. Устинова. – Южно-Сахалинск, 2013. - 96 с.
42. Птицы островного края: атлас-определитель птиц Сахалинской области. Часть II / В.А. Нечаев,
Л.Г. Устинова. - Южно-Сахалинск, 2015. - 102 с.
43. Птицы Сахалина / «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД.». – Владивосток:
Издательство «Апельсин», 2010. – 156 с.
44. Самые-самые: методическое пособие по изучению топонимики в начальной школе / Сост.
Коршунова Ю. В. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008. – 34 с.
45. Сахалин: литературно-художественный сборник / Сост. А.В. Морозов. – Южно-Сахалинск:
Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение, 1983. – 189 с.

23

46. Сахалин и Курильские острова в литературе и периодической печати. Сборник статей / Под
ред. Е.А. Иконниковой, А.А. Степаненко. – Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный
университет, 2013. – 158 с.
47. Сахалинская область: географический очерк. Приложение к «Атласу Сахалинской области.
Ресурсы и экономика». – Южно-Сахалинск, 1994. – 233 с.
48. Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З. Хоменко. – ЮжноСахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. – 111 с.
49. Федорчук С.П. Русские на Карафуто. – Южно-Сахалинск, 1996. – 128 с.
50. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 320 с. 29
51. Хрестоматия по физической географии Сахалинской области. Учебное пособие для учителей и
учеников средней школы / Сост. З.Н. Хоменко. – Южно-Сахалинск: Издательство ЮжноСахалинского педагогического института, 1994. – 131 с.
52. Шевякова Н.Н. Сахалинская область (Методическая разработка уроков по теме «Своя
область»). – Южно-Сахалинск, 1993. – 46 с.
Ресурсы сети Интернет:
53. 70 лет свободы. История Сахалина и Курильских островов (К 70-летию Победы). Текст:
электронный//: [сайт]. — URL: http://70let.sakhalin.info/?div=menu. 30 (дата обращения: 10.06.2024)
54. ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». Текст: электронный // : [сайт]. — URL:
http://sakhalinmuseum.ru/ru.дата обращения 03.06.2024)
55. ГБУК Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа». Текст: электронный
//: [сайт]. — URL: https://pobeda-sakhalin.ru/.(дата обращения 04.06.2024)
56. Главы из книги «Южно-Сахалинск. Три цвета времени». Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://3colors.sakh.com/Vladimirovka/(дата обращения: 11.06.2024)
57. Заповедные территории. Особо охраняемые природные территории Сахалинской области.
Текст: электронный //: [сайт]. — URL:: http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/prirodasakhalina-i-kuril/multemediinie-diski/OOPT/2%20sakh.htm(дата обращения 06.06.2024)
58.Обитаемый остров. Топонимический словарь Сахалинской области. Текст: электронный //:
[сайт]. — URL: http://www.balonline.ru/a.html.(дата обращения: 06.06.2024)
59. Определитель растений on-line. Открытый атлас растений России и сопредельных стран. Текст:
электронный //: [сайт]. — URL:: http://www.plantarium.ru/. (дата обращения: 10.06.2024)
60.Сахалин и Курилы. Писатели Сахалина. Текст: электронный //: [сайт]. — URL::
https://skr.su/news/?rubric=75&page=0.(дата обращения: 10.06.2024)
.

24

Приложение 1

Диагностическая карта наблюдения

Ф. И
обучающе
гося

Теоретические
Знания (3 б.)

Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.

Практические Знания
(3 б.)

Критерии оценки

Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.

Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий

Итого
(сумма
баллов)

25

Приложение №2
Карта контроля

Теория
Знает правила техники безопасности в походе и на занятии
Знает особенности личного и группового снаряжения для однодневных и
многодневных туристских путешествий в разное время года
Знает правила организации туристского бивака и ведения бивачных работ
Знает виды препятствий на маршруте и способы их преодоления
Знает виды, назначение и элементы топографических карт, основные
приемы работы с топокартами;
Знает способы ориентирования по сторонам горизонта на местности
Знает значение гигиены и профилактики заболеваний в походе
Знает приемы оказания доврачебной медицинской помощи, состав
стандартной аптечки, назначение медикаментов и правила их безопасного
использования
Знает географические особенности Сахалинской области
Знает представителей флоры и фауны окрестностей Долинского района
Знает основные этапы истории Сахалинской области
Знает коренные народы региона и особенности их культуры и быта.
Знает виды и местоположение основных памятников истории и культуры
Долинского района и области;
Знает известные произведения писателей, поэтов, музыкантов,
художников Сахалинской области.
Практика
Умеет подбирать личное снаряжение для экскурсий и походов выходного
дня в различные сезоны
Соблюдает меры техники безопасности во время занятий, в т.ч. в
природной среде
Умеет оборудовать стоянку на маршруте и безопасно выполнять
бивачные работы

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного количества
баллов; средний 60-80%;
Критерии оценки

26

Умеет ориентироваться по географическим картам Сахалинской области
и на местности в пределах с. Быков и городского округа «Долинский»,
используя различные способы ориентирования
Умеет составлять план местности
Умеет комплектовать медицинскую аптечку;
Умеет оказывать доврачебную медицинскую помощь средствами
стандартной аптечки
Умеет распознавать представителей флоры и фауны Сахалинской облас
Умеет характеризовать важнейшие события истории региона;
Умеет ориентироваться в особенностях традиционной культуры
коренных народов и национальных элементов населения Сахалинской
области
Итого:

27

Приложение 3
Материалы тестирования
ТЕСТИРОВАНИЕ
(Промежуточное)
Тема «Введение».
1. Напиши 3 фамилии исследователей нашего края:
______________________________________________________________________________
2. Объясни, что значит для туриста здоровый образ жизни:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Тема « Туристско-бытовые навыки юного туриста».
1. Перечисли основные требования для обустройства бивуака:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Обведи букву ответа, в котором перечислено только личное снаряжение:
a) Ботинки, спальник, аптечка, ремнабор, коврик, альпеншток
b) Палатка, котел, веревка, тент, аптечка, ремнабор
c) Ботинки, спальник, коврик, альпеншток, дождевик, фонарик
3. Назови три основные требования к снаряжению туриста:__________
___________________________________________________________
4. Обведи букву ответа, в котором перечислено только групповое снаряжение:
a) Ботинки, спальник, аптечка, ремнабор, коврик, альпеншток
b) Палатка, котел, веревка, тент, аптечка, ремнабор
c) Ботинки, спальник, коврик, альпеншток, дождевик, фонарик
5. Перечисли виды костров (не менее 5):_____________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________
Тема «Основы топографии»
1. Выбери правильный ответ:

28

2. Что такое азимут, обведи букву правильного ответа:
a) Краткое описание КП относительно его ориентира
b) Угол между направлением на север и на какой-либо предмет
c) Конечный ориентир, помогающий выйти на КП
3.На какую сторону горизонта указывает красная стрелка компаса?
a) Запад
b) Север
c) Юг
d) восток
Тема «Основы гигиены и первая доврачебная помощь»
1. Напротив группы медицинских препаратов напиши 2 названия лекарственных препаратов:
a) Болеутоляющие:_________________________________________
b) Успокоительные:_________________________________________
c) Антисептические:_________________________________________
d) Перевязочный материал:___________________________________
2. Заполни пропуски:
Тепловой удар.
Причины: ____________________________________________________
Признаки:___________________________________________________
_____________________________________________________________Первая помощь,
лечение: Уложить пострадавшего в тень,
______________________________________________________________________________
____________________________________________
Тема «Техника и тактика пешеходного туризма»
1. Напиши, какие ты знаешь способы преодоления естественных препятствий с
использованием снаряжения (веревки):
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
___________________________
2. На рисунке изображен узел. Дано описание этого узла.
Напиши его название:_____________________________.
Применяется для связывания веревок одинакового и разного
диаметров. Хорошо держит и не подвержен самопроизвольному
развязыванию, поэтому применяется без контрольных узлов.
Под нагрузкой сильно затягивается.
3. Напиши правильный ответ:
a) Этот
узел
применяется
для
самостраховки
при
спусках
и
подъемах_____________________________
b) Этот узел применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Вяжется с 2
двумя контрольными узлами._____________
4. Напиши названия туристских узлов (не менее
5):_________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

29

Тема «Краеведение»
1. Перечисли экскурсионные объекты Сахалинской области :
a) Природные(не менее 3):
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__
b) Архитектурные (не менее 3):
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
___
c) Культовые и исторические (не менее 3):
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

30

ТЕСТИРОВАНИЕ
(Итоговое)
«Краеведение»
Вопросы для оценивания знаний по пройденным опорным темам
1. Каково географическое положение Сахалинской области?
2. Какова площадь Сахалинской области?
3. Какова протяженность Сахалинской области?
4. Назовите основные реки Сахалинской области.
5. Назовите основные характеристики сезонов года.
«Топография и ориентирование»
1. Распределите наименование носителей информации о местности всоответствии с
изображениями:

А ____________ Б ___________________ В ________________ Г ________________
Наименования: Топографическая карта, спортивная карта, космический фотоснимок,
аэрографическая схема.
2. Какой масштаб используется для топографических карт:
а) 1:1 000 000 - 1:100 000
в) 1:100 000 000 - 1:100 000 000 000
б) 1:15 000 - 1:5 000
3. Найдите на рисунках соответствующие названиям формы рельефа:

А. __________ Б. _______________ В. ____________________ Г. ________________
Варианты: хребет и лощина, котловина, гора, седловина.

31

32

«Основы туристической подготовки»
1) Соедините стрелками виды туризма с соответствующими определениями:
Вид туризма
Определение.
Пеший туризм
Преодоление протяженного горного пространства: прохождение
маршрута от точки А к точке В, при этом маршрут включает в себя
набор локальных препятствий
Водный туризм
Один из видов туризма, в котором главным или единственным
средством передвижения служит механическое 2-колесное
транспортное средство
Горный туризм
Походы по рекам, озерам, морям и водохранилищам на судах
Конный туризм
Пешее преодоление группой маршрута по слабопересеченной
местности
Спелеотуризм
Вид туризма, в котором в качестве средства преодоления
естественных препятствий используются туристские лыжи
Лыжный туризм
Путешествия по естественным подземным полостям с преодолением
в них различных препятствий с использованием специального
снаряжения
Велотуризм
Вид активного отдыха и спортивного туризма с использованием
животных верхом или в упряжи в качестве средства передвижения
Парусный туризм
Путешествия на судах по морю или акваториям больших озер.
Основной задачей является выполнение плана похода судна в
соответствии с правилами плавания во внутренних водах и в
открытом море
2) Из предложенного списка разделите походное снаряжение на:
«личное», «групповое» и «лишнее»
Солнцезащитные очки, кружка, рюкзак, спальник, палатка, коврик, тент для кухни, спички, хобба,
лыжи, поварешка, мочалка, котел, дождевик, рукавицы, шуба, веревка, гантели, фонарик
налобный, сухое горючее, термос стеклянный, ботинки, нож, фонарики (бахилы), тросик, тарелка,
карта, термос металлический, ложка, треккинговые палки, куртка, штаны, накомарник, косынка,
шапка теплая, губка для посуды, бинокль.

3)Форма одежды туриста должна:
а) Максимально обеспечивать комфорт при передвижении.
б) Максимально защищать участников от неблагоприятных климатических, погодных и других
условий.
в) Максимально соответствовать последней моде.

33

4) Выберите тип палатки, используемой в пешеходном туризме:

а). Штурмовая

б). Треккинговая

г). Армейская

в). Экспедиционная

д). Кемпинговая

5) О каком снаряжении идет речь:
«Специализированная сумка для переноски на спине снаряжения, продуктов питания,
личных вещей и т. п., снабжённая двумя лямками».
Ответ

«Основы гигиены и первой доврачебной помощи»
1)
Гигиена это:
а) Поддержание здорового образа жизни
б) Поддержание чистоты

в). Наращивание мускулатуры

34

2)

Подпишите названия лекарственных растений:

1. ____________

2. ____________

3. ______________

4. _____________

3)
Признаки ушиба:
а) Припухлость, кровоподтек, боль, нарушение работы данной части тела.
б) Отсутствие активного движения в этой части тела, ее «вынужденное» положение.
в) Нарушение целостности наружных покровов, кровотечение, боль.

5. _____________

6. ____________

7. _______________

8.______________

35

4) При каком кровотечении накладывают давящую повязку?
а) Артериальном
в) Венозном
б) Капиллярном
г) Паренхиматозном
5) Жгут накладывают:
а) Непосредственно на открытый участок тела
б) Поверх легкой ткани, не имеющей складок

в) Поверх куртки

6) Выберите материалы для изготовления носилок: ___________________

а) Каремат

б) Котел

в) Веревка

г) Лыжи

д) Лыжные палки

е) Куртка

ж) Рюкзак

з) Брюки

36

«Физическая подготовка»
1) Выберите 3 основных физических качества туриста-спортсмена:
Сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость, координация движений.
2) Подберите названия описанным ниже физическим качествам:
Названия

Описания
Способность двигательно выйти из любого
положения, справиться с любой возникшей
двигательной задачей
Способность человека выполнять упражнения
с большой амплитудой
Процессы согласования активности мышц тела,
направленные на успешное выполнение
двигательной задачи
Способность человека преодолевать внешнее
сопротивление или противостоять ему за счёт
мышечных усилий (напряжений)
Способность к длительному перенесению
нагрузок
Способность выполнять то или иное
упражнение в кратчайшее время

Названия физических качеств: Гибкость, быстрота, координация, сила, выносливость,
ловкость.
3) Как необходимо ставить ногу на землю при движении по пересеченной местности:
а) На носок
в) На пятку
б) На ребро
г) На всю ступню

37

Приложение 4
План воспитательных мероприятий
Дата

Мероприятие

Форма проведения

Сентябрь

«Твое свободное время»

Октябрь

Экологическая акция «Чистый Уборка территории ДДТ
двор»

Ноябрь

Экскурсионный маршрут

Декабрь

«Моя семья
крепость»

Январь

«Здоровый я страна!»
«Армейский калейдоскоп»

Спортивная игра

Март

«Мой край родной»

Квест-игра

Апрель

«Туристская тропа»

Маршрутная игра

Апрель

«Мы - команда!»

Февраль

-

Беседа

Экскурсии в музейные комнаты села
(МБОУ «СОШ» с. Быков, МБДОУ детский
сад «Родничок»
моя
Беседа «История моей семьи в истории
региона»
здоровая Мини-поход на лыжах

Тимбилдинг.

Май

«Мы живы, пока жива память» Беседа, экскурсии к памятным местам села

Май

«Ура, каникулы!»

Беседа, викторина по безопасному
поведению в период летних каникул


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».