ДОП Театр кукол

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной политики»
МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с.Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б, тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19- ОД от 18.06.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ТЕАТР КУКОЛ»
Направленность программы: художественная
Уровень сложности: стартовый
Адресат программы: дети 7 -15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Денежкина Анастасия Сергеевна

с. Быков
2024 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик программы……………………………….
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………
1.3.
Содержание программы……………………………………………………
1.3.1. Учебный план…………………………………………………………………
1.3.2. Содержание учебного плана…………………………………………………
1.4.
Планируемые результаты…………………………………………………
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..
2.1.
Календарный учебный график……………………………………………
2.2. Условия реализации программы………………………………………………
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ……………………………………
2.2.2. Кадровое обеспечение ……………………………………………………….
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение………………………………
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………..
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………
2.5. Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение1 (Диагностическая карта)……………………………………………
Приложение 2 (Карта контроля) ……………………………………………………
Приложение 3 (Критерии оценивания))……………………………………………
Приложение 4 (План воспитательных мероприятий)…………………………..

5
5
6
7
7
8
10
11
11
11
11
11
11
12
13
14
15
16
17
18

3
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр кукол» стартового уровня составлена в
соответствии с нормативно правовыми документами:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022);

2.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №
16;

3.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;

6.

Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности, организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

7.

Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ 976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;

8.

Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 года № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»);

9.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 года № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий");

4
10.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации»;

11.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
года № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;

12.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

13.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

14.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года N 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

15.

Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в Сахалинской
области (с изменениями на 1 июня 2022 года);

16.

Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной
общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области, согласованные
директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной работы» Сазоновой
Н.Г., директором ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской
области» Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО «Институт развития образования
Сахалинской области» им. Заслуженного Учителя РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.

17.

Устав ОО

18.

Локальные акты ОО

5

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.

Программа «Тетра кукол» имеет художественную направленность (вид деятельности:
кукольный театр)
Тип программы: одноуровневая
Уровень программы: стартовый
Направленность: художественная
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и
реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и
постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром,
копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится
строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как
будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих
кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как
долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия,
а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв
перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители –
короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и
детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть,
погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный
театр их сближает.
. Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное
состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить
правила и законы взрослых.
Актуальность.
Сегодня развитие театрального искусства является актуальным и заключается в том, что,
придя в театральное объединение «Театр кукол», ребенок через преодоление внутренних
зажимов и комплексов становится открытым и свободным. Универсальность театрального
искусства позволяет показать свои вокальные, музыкальные, литературные, физические и
актерские данные, что ведет к воспитанию конкурентоспособной личности, востребованной в
нашем регионе, в стране.
Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из
важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.
Отличительные особенности заключаются в том, что, вместе с обучением мастерству
актера-кукольника, предполагаются занятия по декоративно-прикладному искусству в области
изготовления кукол, декораций, реквизита к кукольным спектаклям.
Программа включает в себя освоение сценической речи, умения слушать и слышать музыку,
разбираться в живописи, скульптуре и т.д. Театральная педагогика включает в себя историю
театра, театрально-декоративное искусство, технические средства.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста 7- 15 лет.
Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранному
направлению.
Наполняемость групп составляет 8 человек,
Обучающиеся принимаются в творческое объединение по заявлению родителей.
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества. Набор в
творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных требований в
соответствии со способностями и наклонностями детей.

6
Группа занимается по единому учебному плану. Для разного возраста детей
предусматриваются задания различного уровня сложности, совместное выполнение заданий в
разновозрастных группах, парах.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период

1 год

Продолжительность
занятий
2 ч.

Кол-во
занятий в
неделю
3

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
недель

6

36

Итого по
программе

Кол-во
часов в год
216 ч.
216 ч.

Продолжительность академического часа: 45 минут каждое занятие, перерыв между
занятиями – 10 минут
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8 человек);
- парная;
- индивидуальная.

1.2.

Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного
театрального искусства.
Задачи:
Предметные:
1. Дать первичные знания о театральном искусстве и познакомить с традициями народного
театра: играми, обрядами, обычаями.
2. Познакомить с особенностями устройства кукольного театра, настольным и настольноплоскостным, предметным и верховым театром кукол.
3. Познакомить с понятием «фольклор», фольклорным театром, жанрами и произведениями
потешного фольклора.
4. Познакомить с этапами подготовки театрального спектакля.
5. Научить технике кукловождения, изготовления и вождения кукол.
6. Научить изготавливать театральные куклы, реквизит и декорации.
7. Познакомить с организацией кукольного театра.
8. Научить создавать сценический образ с помощью куклы.
Метапредметные:
1. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Развивать эстетические чувства и эмоциональную сферу.
3. Развивать творческие способности, навыки декоративно-прикладного искусства.
Личностные:
1. Воспитывать любовь к Родине через приобщение к народному творчеству.
2. Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.

7
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
п/п

Название темы

Всего
часов

теория

практика

92
2

16
-

76
2

1.2

Раздел 1 «Театр игрушек»
Комплектование группы. Тренинги
на сплоченность
Вводное занятие.

2

2

-

собеседование

1.3

Знакомство с театром.

2

2

-

собеседование

1.4

Настольный театр кукол.

14

2

12

1.5

Настольно-плоскостной театр.

14

2

12

1.6

Театр игрушек. Способы обновления
сказки.

14

2

12

1.7

Сочинение сказки.

6

-

6

1.8

Мини-постановки авторских сказок

8

-

8

1.9

Театр пяти пальчиков.

10

2

8

1.10

Театр теней

10

2

8

1.11

Народный театр.

10

2

8

Собеседование
Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа

124

26

88

1.1

Раздел 2. «Театр кукол»

Форма
контроля/аттес
тации

2.1

Вводное занятие.

2

2

-

Собеседование

2.2

Средства актёрской выразительности.

12

2

10

2.3

Театр предметных кукол.

26

4

22

Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа

8
2.4

Постановка кукольного спектакля.

64

10

54

2.5

Совместная театрализованная
деятельность. Календарные обряды.

12

2

10

2.6

Аттестация по итогам реализации
программы

4

2.7

Резерв
Свободная тема

4

4

-

Наблюдение
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа
Отчетный
концерт
выставка

4

* Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В
случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации творческих занятий
по выбору обучающихся
1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1 «Театр игрушек»
1.1 Набор и комплектование групп. Набор в группу, тренинги на сплоченность
1.2Вводное занятие. Общие требования безопасности при проведении занятий. Правила работы
в
театральном объединении. Знакомство с разделом.
1.3 Знакомство с театром. Этические нормы поведения в театре. Первичные знания о
театральном искусстве: слово и изображение, слово и действие, актер и зритель, актер и кукла.
История театра кукол. Основы построения кукольного театра.
1.4 Настольный театр кукол. Иллюстрация русских народных сказок. Разыгрывание сюжетов
сказок, литературных произведений.
Теория:
Оборудование. Особенности изменения сцены.
Практика:
Подготовка спектакля. Изготовление персонажей. Средства выразительности: дикция, эмоции, речь.
Действие и разговор от имени персонажа. Сочетание движений игрушек с речью.
1.5 Настольно-плоскостной театр.
Теория:
Технология изготовления картонных силуэтов. Основы манипуляции простыми куклами. Основы
сценического движения.
Практика:
Манипулирование куклами, создание простейших декораций, определение места для сцены.
Развитие артикуляции и дикции. Разыгрывание сюжетов сказок и литературных произведений.
Постановка кукольных концертов. Создание игровых образов с использованием мимики,
пантомимики, интонации.
1.6Театр игрушек. Способы обновления сказки.
Теория: Способы обновления сказок. Соединение различных персонажей в одной сказке. Пародия
на уже знакомую сказку.
Практика:
Получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев. Продолжение сказок после
окончания.
1.7Сочинение сказки.
1.8Мини-постановки авторских сказок. Проигрывание сюжетов авторских сказок с
имеющимися куклами и реквизитом.

9
1.9Театр пяти пальчиков.
Теория:
Разыгрывание сюжетов сказок и литературных произведений.
Технология изготовления персонажей различными способами (вязание, бумагопластика, мягкая
игрушка). Техника кукловождения.
Практика:
Дикция, интонация. Разыгрывание театральных спектаклей. Постановка кукольных концертов.
Исполнение стихов, песенок, текста в соответствии с игровым образом. Изготовление ширмы,
декораций, реквизита.
1.10Театр теней.
Теория:
История и происхождение театра теней.
Практика:
Создание теневых персонажей при помощи рук, тела, предметов, плоскостных кукол. Оснащение и
технические средства для театра теней. Постановка мини –спектаклей.
1.11 Народный театр.
Теория:
Знакомство с понятием «фольклор». Потешный фольклор (загадки, скороговорки, словесные
игры, поддевки, дразнилки, небылицы, перевертыши, докучные сказки). Обрядовый фольклор:
сбор урожая, зимние колядки, весенние заклички). Жанры (молчанки, скороговорки, считалки,
игры и т.д.).
Практика:
Выработка дикции и артикуляции. Сравнение, метафоры, красноречие. Технология изготовления
реквизита к обрядовым действиям (костюмы кукол) и декораций к фольклорным
представлениям. Постановка кукольного спектакля.
Раздел 2. «Театр кукол»
2.1 Вводное занятие. Общие требования безопасности при проведении занятий. Знакомство с
разделом. Составление репертуарного плана.
2.2 Средства актёрской выразительности. Игровые тренинги на выработку интонаций,
движений, жестов, мимики, темпа, ритма. Ориентирование в предлагаемых обстоятельствах, во
времени и пространстве. Знакомство с репертуарным планом. Работа над произношением, дикцией,
дыханием через упражнения, этюдный тренаж.
Игры на развитие внимания, воображения, памяти. Упражнения на творчество и
самовыражение. Чтение произведений, определение условий для их постановки в кукольном театре.
Определение характерных черт персонажей. Распределение ролей.
2.3 Театр предметных кукол.
Теория:
Трансформация предметов, сценический образ.
Практика:
Работа с предметной куклой: ведение по грядке, появление, уход и поворот, направление голоса,
сила голоса. Гимнастика рук и пальцев. Передача кульминационного момента пьесы ритмом
движения кукол, интонацией и силой голоса актеров. Поиск, подбор материала, конструирование
предметной куклы. Отработка взаимопонимания актеров за ширмой во время действия. Технология
изготовления театральной куклы.
2.4 Постановка кукольного спектакля.
Теория:
Выбор пьесы, работа над текстом, чтение по ролям.
Практика:
Разработка декораций к кукольным спектаклям. Изготовление кукол. Вождение куклы. Голос
куклы. Отработка наиболее интересных этюдов и сцен из спектаклей. Этюдная работа над
материалом. Окончательное распределение ролей. Репетиции. Подбор музыкального и шумового

10
фона. Музыкальное оформление спектакля. Декорации и их изготовление. Генеральная репетиция.
Показ спектакля зрителям.
2.5 Совместная театрализованная деятельность. Календарные обряды.
Теория: Нахождение способа демонстрации обрядового действия в кукольном представлении
(поклонение солнцу, катание по жниве, игры ряженых и т.д.).
Практика:
Разыгрывание символических, магических, демонстративных и игровых элементов обряда.
Разработка и изготовление декораций и реквизита народного театра. Постановка кукольных
спектаклей на материале праздников народного календаря. Участие в театрализованном
представлении.
2.6 Аттестация по итогам реализации программы Творческий отчёт.
2.7 Резерв. Свободная тема
1.4 Планируемые результаты обучения
Предметные результаты
По завершению обучения обучающиеся
Должны знать:
- основные понятия о театральном искусстве;
- устройство кукольного театра:настольного и настольно-плоскостного, предметного и верхового
театра, театра предметных кукол;
- технологию изготовления перчаточных кукол и кукол на штанге;
- устройство декораций и театральных ширм
- этапы подготовки театрального спектакля;
- основные жанры фольклора.
Должны уметь:
- владеть техникой кукловождения;
- изготавливать несложные театральные куклы, реквизит и декорации;
- владеть основами актерского мастерства;
- организовать кукольный спектакль;
Метапредметные результаты
- расширение общего кругозора;
- умение составлять сказки;
- знание жанров фольклора;
- знание фольклорного театра, игрового и потешного фольклора;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные результаты
- бережное и аккуратное отношение к организации рабочего процесса;
- формирование деловых качеств, таких как ответственность, активность, аккуратность,
достижение результата в работе;
- формирование потребности в саморазвитии, мотивации и интеллектуальной готовности ребёнка
к сценической деятельности;
- формирование навыков работы в коллективе, воспитание чувства товарищества и
взаимопомощи, ответственности за порученное дело.

11
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.

№ группы
1

Дата
Дата начала окончания
занятий
занятий
01.09.2024 31.05.2025

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во Кол-во Режим занятий
дней
часов
108

216

3 раз в неделю, по 2
академических часа
(продолжительность
занятия для детей: 7 лет40 минут, 8 лет и старше45 минут).
В конце каждого часа
предусмотрен
десятиминутный
перерыв (отдых,
проветривание
помещений).

2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы:
1. Кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Демонстрационное оборудование (экран, проектор, ПК).
3. Столы, стулья.
4. Ширма, куклы, реквизит.
5. Расходный материал для изготовления кукол и декораций
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Театр кукол» обеспечивается
педагогом отвечающего требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденному приказом Минтруда России от 22.09.2021 №
652н.
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
Дидактическое обеспечение образовательной программы:
1. Работы из методического фонда (творческие работы педагога, созданные куклы).
2. Библиотечный фонд (литература по основам кукольного театра).
3. Дидактические материалы для зрительного ряда (электронная картотека практических
заданий, набор исходных изображений).
4. Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме занятий.
5. Технологические карты-схемы к различным темам занятий.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная

12
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при написании
сценария, подготовке спектакля), фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы обучения (по способу организации занятий): словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный.
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные, вводные,
итоговые, репетиционные
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, конкурсы(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по декоративнохудожественному творчеству, театральному искусству), комбинированные, демонстрация,
выставка, генерация идей, экскурсия, спектакль
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной
темы, а также уровня модуля программы.
Формы занятий.
- Теоретические занятия.
Обучающимся предполагаются:
1. обобщающие теоретические знания по темам историко- культурного характера, дающие
представления об основных особенностях театрального искусства и изучении русского
фольклора;
2. теоретические сведения о различных жанрах театрального искусства;
3. теоретические сведения о круглогодичных народных календарных праздниках и обрядах.
- Практические занятия.
Занятия проводятся по следующим дисциплинам:
4. актерское мастерство;
5. освоение на практике круглогодичного календаря и народного театра;
6. освоение техники кукловождения.
- Индивидуальные занятия:
Учитывая принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, со второго года
обучения каждому ребенку требуются индивидуальные занятия по актерскому мастерству.
- Репетиционно-концертные занятия подготовка и публичное представление:
7. отдельных фрагментов из кукольных спектаклей;
8. театрализованных представлений;
9. обрядовых действий.
Это способствует закреплению изученного материала, дает ребятам возможность поделиться
своими занятиями и творческими успехами с другими людьми, доставить удовольствие им и
себе.
- Игровые занятия:
10. игры-конкурсы на лучший показ персонажа кукольного представления;
11. на лучшее придумывание загадки, частушки, сказки;
12. на лучшую импровизацию заданной мелодии;
13. актерские этюды;
14. импровизационно-игровые моменты в процессе подготовки сказок, календарно-обрядовых
действ, театрализованных представлений и т.д

13
2.3. Формы аттестации.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми кукол и декораций для тетра;
- участие в выставках и постановках, концертах;
- участие в создании сценария;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в постановке подготовленного спектакля
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде отчетного концерта.
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
2.4. Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения обучающимися
данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контрольноизмерительные и диагностические материалы представлены в виде диагностической карты для
отслеживания качества выполнения конкретного задания в (Приложение 1) и карты контроля,
для проведения промежуточного и итогового контроля (Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на
данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы на
занятиях исходя из критериев(Приложение 3)
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО «Театр кукол»
реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 4)

14
2.5.Список литературы
Список литературы
1.Андрианова-Голицина И.А. «Я познаю мир. Театр» -М: ООО «Издательство Астрель», 2000г.
2. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика 3 -е издание.- М;:ВЦХТ («Я вхожу в
мир искусств»), 2017г.
3. Витковская Ю, Оснашвили С. Театр читателя: Репертуарный сборник. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в
мир искусств»), 2017г.
4. Греф А. «Техника театра кукол» -М: Издание Всероссийского Центра художественного
творчества, 2003г.
5.Дангворт Р. « Домашний кукольный театр»-М: Издательство «Росмэн» 2005г.
6. Демакова И.Д. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного
образования», №5, 2015г.
7.Деммени Е.С. « Школьный кукольный театр»-М.: Издательство «Феникс» 1999г.
8. Каршинев - Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. М.:
ООО «Издательство Астрель», 2015г.
9. Мерзлякова С.И. Фольклор - музыкальный театр.- М.: Издательство «Феникс» , 2019г.
10.Никитина А.Б. Театр, где играют дети. М., 2017г
11.Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: «Академия
развития», 2000.
Интернет-ресурсы

12.Детская энциклопедия: обо всём на свете, о России, о живой природе, статистика и карты,
научно-популярный раздел, для души... Текст: электронный // : [сайт]. — URL:
http://www.sci.aha.ru/ (дата обращения: 15.04. 2024)
13.Детский развлекательно-развивающий сайт. Текст: электронный // : [сайт]. — URL:
http://koshki-mishki.ru/ (дата обращения: 15.04.2025)
14.«Детская площадка». Детский сайт для детей, родителей и классных руководителей. Текст:
электронный //: [сайт]. — URL: http://www.detplo.narod.ru ( дата обращения: 28.04.2024)
15.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Текст: электронный // : [сайт]. —
URL:
http://school-collection.edu.ru/ ( дата обращения: 07.05.2024)

16.История театра кукол. Текст: электронный // : [сайт]. — URL: http://www.liveinternet.ru/(дата
обращения: 07.05.2024)
17.Сценарий сказки. Текст: электронный // : [сайт]. — URL: http://pochemu4ka.ru/publ/99-1-0-634
(дата обращения: 10.06.2024)
18.Театральные куклы. Текст: электронный // : [сайт]. — URL: http://images.yandex.ru/ (дата
обращения: 10.06.2024)

Приложение 1
Диагностическая карта наблюдения

Ф. И
обучающе
гося

Теоретические
Знания (3 б.)

Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.

Практические Знания
(3 б.)

Критерии оценки

Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.

Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий

Итого
(сумма
баллов)

16
Приложение №2
Карта контроля
Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного количества
баллов; средний 60-80%;

Теория
Владеет основными понятиями о театральном искусстве
Знает устройство различных видов кукольного театра
Знает технологию изготовления перчаточных кукол и кукол на штанге
Знает устройство декораций и театральных ширм
Знает этапы подготовки театрального спектакля
Знает основные жанры фольклора.
Практика
Владеет техникой кукловождения;
Умеет изготавливать несложные театральные куклы, реквизит и
декорации;
Владеет основами актерского мастерства (знание роли, эмоциональная
окраска озвучивания персонажа)
Может организовать кукольный спектакль
Итого:

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

17
Приложение 3
Критерии оценивания
Теория:
Уровни усвоения материала
Низкий: не различают, путает виды фольклора, допускают ошибки при описании устройства
кукольного театра, не могут назвать основные виды театральных кукол; не могут описать
основные этапы технологии изготовления различных видов кукол, затрудняются в перечислении
этапов подготовки кукольного спектакля.
Средний (достаточный): различают основные виды фольклора, знают не все элементы
устройства кукольного тетра; могут назвать основные виды театральных кукол, но путаются в
хронологии этапов их изготовления; могут назвать основные этапы подготовки кукольного
спектакля, но затрудняются в названии их последовательности; могут описать устройство
декораций и театральных ширм с опорой на визуальный источник.
Высокий: различают виды фольклора, знают все элементы устройства кукольного тетра;
могут назвать основные виды театральных кукол, хронологию этапов их изготовления; могут
назвать основные этапы подготовки кукольного спектакля, описать устройство декораций и
театральных ширм.
Практика:
Уровни усвоения материала
Низкий: с трудом владеют несложными видами кукловождения; могут изготовить только
простые виды кукол при помощи педагога; слабо владеют основами актерского мастерства, не
помнят слова своего «героя», не соблюдают интонационные нормы; не могут создать
сценический образ с помощью куклы, не владеют навыками организации кукольного театра.
Средний (достаточный):
владеют несложными видами кукловождения, испытывают
затруднения в кукловождение более динамических кукол,; могут изготовить только простые
виды кукол, более сложных кукол могут изготовить только
при помощи педагога; слабо
владеют основами актерского мастерства, допускают ошибки в озвучивании своего «героя», не
соблюдают интонационные нормы; могут создать простой сценический образ с помощью куклы,
могут организовать кукольный театр с опорой на помощь со стороны.
Высокий: владеют различными видами кукловождения; могут изготовить различные виды
кукол, могут преобразовать и приспособить игрушку, предмет в театральную куклу; владеют
основами актерского мастерства, четко помнят слова своего «героя», соблюдают интонационные
нормы при его озвучивании; могут создать сценический образ с помощью куклы, владеют
навыками организации кукольного театра.

18
Приложение № 4
План воспитательных мероприятий
Дата

Мероприятия

Форма проведения

Октябрь

Куклы – персонажи
краеведческого фольклора

Выставка кукол

Ноябрь

Театр для детей

Показ кукольного спектакля
для воспитанников детского
сада

Декабрь

Новогодний театр

Постановка кукольного
спектакля для обучающихся
ДДТ и родителей на
новогоднюю тематику

Февраль

Участие в акции «По зову
сердца»

Изготовление открыток и
сувениров для УТФ и
участников СВО

Март

Подарок маме

Кукольный спектакль для
родителей

Апрель

Русская былина

Постановка кукольного
спектакля по мотивам
русских былин и сказок

Май

Театральный фестиваль

Показ мини-спектаклей
разной формы для
обучающихся других ТО

Участие в акции «По зову
сердца»

Изготовление открыток и
сувениров для УТФ и
участников СВО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».