ДОП Планета Рукоделия

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной политики»
МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с.Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б, тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18 .06.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ПЛАНЕТА РУКОДЕЛИЯ»
Направленность программы: художественная
Уровень: стартовый
Адресат программы: дети 7 -18 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Попова Наталья Геннадиевна

с. Быков
2024 год

2
СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик программы…………………………….
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………
1.3. Содержание программы……………………………………………………
1.3.1. Учебный план……………………………………………………………….
1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………………….
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………
2.1. Календарный учебный график……………………………………………
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ………………………………….
2.2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение…………………………….
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….
2.5. Список литературы ……………………………………………………………
Приложение 1 (Диагностическая карта)…………………………………………
Приложение 2 (Карта контроля)………………………………………………….
Приложение 3 (Критерии оценивания)…………………………………………...
Приложение 4 (План воспитательных мероприятий)…………………………..

5
5
6
7
7
9
12
14
14
14
14
15
15
16
16
17
18
19
21
22

3
Дополнительная общеразвивающая программа «Планета рукоделия» стартового уровня
составлена в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022);

2.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16;

3.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;

6.

Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности, организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

7.

Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ 976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;

8.

Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 года № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»);

9.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 года № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий");

11.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации»;

12.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
года № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;

4

13.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

14.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

15.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года N 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

16.

Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в Сахалинской
области (с изменениями на 1 июня 2022 года);

17.

Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной
общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области, согласованные
директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной работы» Сазоновой Н.Г.,
директором ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области»
Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской
области» им. Заслуженного Учителя РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.

18.

Устав ОО

19.

Локальные акты ОО

5

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Программа «Мир рукоделия» имеет художественную направленность (вид деятельности:
декоративно-прикладное творчество)
Тип программы: одноуровневая
Уровень программы: стартовый
Направленность программы: художественная
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Художественная направленность - это развитие художественно-эстетического вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого
мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого
мира (из письма Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16)
Искусство рукоделия становится все более распространенным и плодотворно развивается.
Рукоделие – это самый лучший способ украсить свой дом, привнести в него индивидуальность, а
также порадовать родных и друзей.
Работы по шитью, вышиванию, плетению привлекают детей своими результатами. Сколько
радости получает ребенок от сделанных своими руками красочных панно, веселых прихваток,
нарядных платьев для кукол! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и
сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
Перечень практических работ включает в себя изделия, которые по видам рукоделия можно
сгруппировать следующим образом: лоскутная техника, вышивка лентами, изонить, кройка и
шитье, канзаши.
Данная общеразвивающая программа всесторонне освещает различные приемы и виды
рукоделия. Изделия, выполненные учащимися служат отчетным материалом работы объединения.
Ими оформляются выставки, их представляют на конкурсы, используют как сувенирные подарки.
Перечень практических работ включает в себя изделия, которые по видам рукоделия можно
сгруппировать следующим образом: лоскутная техника, вышивка лентами, изонить, кройка и
шитье, работа с кожей.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что настоящее время педагоги
сталкиваются с другой проблемой- развитие мелкой моторики.
Занятия в творческом объединении развивают способности, психологическая способность к
труду, ответственное и осознанное отношение к выбору профессии.
Данная общеразвивающая программа всесторонне освещает различные приемы и виды
рукоделия. Изделия, выполненные обучающимися, служат отчетным материалом работы
объединения. Ими оформляются выставки, их представляют на конкурсы, используют как
сувенирные подарки.
В программу включены современные педагогические технологии в проведении занятий это
технология проектного обучения и технология проблемного обучения, вместе с ними остаются
традиционные технологии групповые, игровые, коллективно-творческие. Особое внимание в
программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся знакомятся с
рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия,
учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; овладевают отдельными
технологическими операциями; осваивают проектную деятельность.
Педагогическая целесообразность образовательной программы. На современном этапе
развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций
образовательных учреждений-социализация ребенка. Образовательная программа призвана
расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития

6
личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную
почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как
субъекта собственной жизни.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс
различных структурных компонентов личности(интеллектуального, эмоционально-эстетического,
духовно- нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации
развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Адресат программы:
Программа объединения «Планета рукоделия» рассчитана на обучающихся 7–18 лет.
Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранному направлению.
Наполняемость групп первого года обучения составляет 8-10 человек,
Обучающиеся принимаются в творческое объединение по заявлению родителей.
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества. Набор в
творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных требований в
соответствии со способностями и наклонностями детей.
Группа занимается по единому учебному плану. Для разного возраста детей
предусматриваются задания различного уровня сложности, совместное выполнение заданий в
разновозрастных группах, парах.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период
Продолжительность Кол-во
Кол-во
занятий в
часов в
занятий
неделю
неделю

Кол-во
недель

Кол-во
часов в
год

1 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

2 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

Итого по
программе

432 ч.

В течении 2-х лет обучения, ребята учатся: создавать аппликации, изготавливать открытки и панно
из фетра, фоамирана и лоскутов, вышивать шелковыми лентами, шить мягкие игрушки.
Продолжительность академического часа: 45 минут (для обучающихся 7 лет, первое
полугодие- 30 минут)
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8-10);
- парная;
- индивидуальная.

1.2.

Цель и задачи программы.

Целью данной общеразвивающей программы является освоение детьми традиционных
видов декоративно - прикладного искусства и развитие их творческих способностей.
Задачи программы:
Предметные:

7
Научить азам декоративно – прикладного искусства, работе со схемами и текстами – описаниями.
- обучить технологии и последовательности изготовления изделий;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- научить читать схемы;
- научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
- научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
- научить подбирать материал для изготовления изделия;
- научить выбирать последовательность операций по изготовлению изделия .
Метапредметные:
-Развивать эстетический вкус и художественные способности через элементы народного
творчества.
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать алгоритмическое мышление у обучающихся;
- формировать умение работы в команде и публичной презентации
- развивать моторику рук во время занятий;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Личностные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием
-воспитывать нравственно-эстетические качества личности.

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
№

Наименование темы

всего
часов

теория

практик
а

1

Набор группы. Знакомство.
Вводное занятие.

2

2

2

Материаловедение.

10

4

6

3

Ручные стежки и виды работ

20

6

14

4

Швейная машина и виды работ.

20

6

14

5

Лоскутное искусство.

20

4

16

6

Панно из фетра

16

4

12

7

Плоские игрушки-аппликации.

24

4

20

8

Изготовление подарка Дому
детского творчества.

24

4

20

Форма
аттестации/конт
роля
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа

8

Изготовление игрушек в технике
мокрое валяние
Панно из шелковых лент.

12

4

8

20

6

14

22

4

18

12

Тряпичная кукла в народном
костюме.
Проектная деятельность.

18

4

14

13

Резервные часы

6

2

4

14

Промежуточный контроль
(Отчетная выставка и концерт)

2

2

216

56

160

Кол-во
часов

Теория

Практик
а

9
10
11

ИТОГО

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Учебный план 2-го года обучения
№

Тема

Форма
аттестации/конт
роля
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Народный костюм (рубаха, юбка,
передник, кокошник)

40

6

34

3.

Лоскутное искусство России:
-матик « Листопад»
-прихватка « Осенний лист»
-диванная подушка в технике
«спираль»

14
8
14

2
2
2

12
6
12

Практическая
работа
Творческая
работа

4

Изготовление объемной
бескаркасной игрушки.

28

6

22

Практическая
работа

5

Изготовление «Рождественского
чулка», выполнение в технике
«вольный лоскут» с элементами
декоративной вышивки.
Аппликационные узоры по
выбору. Панно «Яблонька».

30

6

24

24

4

20

Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа

Проектная деятельность.

28

6

22

6.

7

Практическая
работа

9
8

Вышивка шелковыми лентами.
Дамские аксессуары (сумочки,
перчатки, косметички)

20

4

16

9

Резервные часы

6

2

4

Итоговый контроль (Отчетная
выставка, концерт)

2

2

10.

Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

ИТОГО
216
50
166
Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного материала в
случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В случае отсутствия
таковых, данные часы реализуются для организации занятий по творческому рисованию,
созданию обучающимися собственных рисунков и работ.
1.3.2. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана первого года обучения
1. Набор группы. Знакомство. Вводное занятие.(2 часа)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и инструменты,
необходимые для работы. Организационные вопросы. Знакомство с правилами по технике
безопасности.
2.Материаловедение.(10 часов)
Теоретические сведения.(4 ч)
Как ткани ткут и нити прядут, из истории. Общие сведения хлопчатобумажных и
льняных тканях. Нить основы и утка.
Практическая работа. (6ч).
Переплетение нитей основной и долевой. Демонстрация образцов. Различие ткани путем
жжения в лабораторных условиях.
3.Ручные стежки и виды работ. (20 часов)
Теоретические сведения(6ч)
Терминология и технология ручных операций. Виды ручных швов: сметочный, стачной,
обметочный, потайной. Беседа на тему: «Барби – кукла моей мечты». Демонстрация журналов
«Барби».
Практическая работа (14ч)
Пошив платья на любимую куклу с применением ручных стежков. Отделка бисером и
тесьмой. Выставка в объединении.
4.Швейная машина и машинные швы.(20 часов)
Теоретические сведения (6ч)
История появления первых швейных машинок. Устройство швейной машины. Заправка
верхней и нижней нитей. Терминология и технология машинных операций.
Практическая работа (14ч)
Выполнение краевых швов. Изделие с применением машинных швов по выбору
обучающихся.
5. Лоскутное искусство
Пошив подставки под горячее « Рыбка» .(20часов)
Теоретические сведения(4ч).
Беседа на тему « Гармония цвета». Эскиз изделия, подбор ткани по цвету и по структуре.
Зарисовка схемы. Повторение значения и сочетания цветов в изделии. Просмотр CD по данной
теме.

10
Практическая работа(16ч).
Выкройка по лекалу. Заутюживание уголков. Сметка по схеме.
Притачивание.
Оформление головки. Заготовка хвоста. Окончательное оформление.
6.Панно из фетра(16ч)
Теоретические сведения(4ч).
Беседа о качестве фетра и его применении в творчестве. Выбор композиции.
Практическая работа(12ч).
Перенос деталей выкроек на фетр, вырезание, приклеивание. Окончательное оформление
панно.
7.Плоские игрушки-аппликации.(24 часов).
Теоретические сведения (4ч)
Беседа на тему « Плоская игрушка-в чем ее преимущество». Беседа о декоративноприкладном искусстве народов Крайнего севера, о русской народной кукле. Анализ моделей и
выбор игрушки. Правила работы с искусственным мехом.
Практическая работа (20ч).
Заготовка каркаса. Подбор ткани. Раскрой ткани и меха. Сметывание и сшивание деталей.
Оформление игрушки. Зарисовка элементов северного орнамента и русской народной отделки.
8. Изготовление подарка Дому детского творчества. (24 часов).
Теоретические сведения(4ч).
Беседа на тему « Подарок, сделанный своими руками-это лучший подарок».
Демонстрация предлагаемых изделий по выбору. Подбор ткани по цвету и структуре. Эскиз.
Практическая работа(20ч).
Раскрой. Сметка. Обработка краевых срезов. Пришивание фурнитуры. Окончательное
оформление.
9.Изготовление игрушек в технике мокрое валяние(12ч)
Теоретические сведения(4ч).
Беседа: «Что такое шерсть? Ее производство. Виды шерсти»
Практическая работа(8ч)
Изготовление шариков в технике мокрое валяние. Процесс валяния в мыльной горячей
воде. Процесс высыхания. Изготовление различных игрушек из шариков разной величины.
Окончательное оформление.
10.Панно из шелковых лент(16часов).
Теоретические сведения(4ч)
Беседа на тему «Полевые цветы». Рассмотрение и подбор композиций. Подбор лент по
цвету и структуре. Повторение значения и сочетания цветов в изделии. Просмотр CD по данной
теме.
Практическая работа(12ч)
Нанесение контуров по схеме. Изучение швов: ленточный, петля вприкреп узелковый на
примере панно. Окончательное оформление.
11.Тряпичная кукла в народном костюме(22 часов).
Теоретические сведения(4ч)
Беседа на тему « История русского костюма». Традиции и обряды. Просмотр журналов.
Эскиз. Подбор материала по структуре и цвету.
Практическая работа(18ч)
Изготовление тряпичной куклы. Пошив русского костюма: рубаха, сарафан, кокошник.
Раскрой. Сметка. Примерка. Стачивание. Отделка тесьмой и бисером. Окончательное оформление.
12. Проектная деятельность.(18ч)
Теоретические сведения(4ч)
Выбор темы по усмотрению обучающихся.

11
Практическая работа(14ч). Выбор материала, картона, лент. Зарисовка эскиза. Вышивка
лентами. Заготовки цветов в технике «Канзаши». Оформление открытки на цветном картоне.
Совместная проектная деятельность. Защита проекта.
13.Резервные часы (6 ч)
Резервные часы предусмотрены на случай форс-мажорной ситуации.
14. Промежуточный контроль(2 часа).
Отчетный концерт. Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение
результатов выставки. Подведение итогов, награждение.
Содержание программы второго года обучения
1.
Вводное занятие. (2ч)
Теоретические сведения. (2ч)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и инструменты,
необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
Практическая работа.
Повторение и закрепление изученных раннее ручных стежков и машинных строчек.
2. Народный костюм (рубаха, юбка, передник, кокошник). (40 часа.)
Теоретические сведения.(6ч).
Беседа на тему « Культура и традиции России», «Из истории русского костюма». Работа с
журналами, выбор фасона, эскиз.
Практическая работа.(34ч).
Выкройка. Раскрой на ткани. Сметка. Примерки. Стачивание на машинке. Вышивка
шелковыми лентами, отделка бисером и тесьмой. ВТО готового изделия.
3.Лоскутное искусство России.(36 часов).
Теоретические сведения(6ч).
Беседа на тему « Какого цвета осень». Подбор ткани по цвету и структуре. Работа с
журналами.
Практическая работа (30ч).
Эскиз. Раскрой. Сметка. Стачивание. Обработка краевых швов. Декоративное оформление.
4.Изготовление объемной бескаркасной игрушки (28ч).
Теоретические сведения (6ч).
Беседа на тему «История массового производства мягкой игрушки».
Практическая работа (22ч).
Выбор игрушки. Подбор ткани, меха. Выполнение выкройки-лекало. Раскрой деталей.
Сшивание деталей. Набивка. Соединение деталей с туловищем. Оформление игрушки.
5. « Рождественский чулок» (техника «вольный лоскут» с элементами декоративной
вышивки) (30 часа).
Теоретические сведения (6ч).
Беседа «Сочетание цветов». Подбор материала по структуре. Работа с журналами.
Просмотр CD по данной теме.
Практическая работа (24ч).
Эскиз. Сметка деталей их стачивание. Отделка тесьмой и декоративной вышивкой.
Оформление бубенчиками или кисточками.
6.Аппликационные узоры по выбору. Панно «Яблонька». (24 часа)
Теоретические сведения (4ч).
Беседа «Добро творить, себя веселить». Работа с журналами. Выбор рисунка. Подбор
ткани. Эскиз.
Практическая работа (20ч)).

12
Нанесение рисунка. Расклад выкроек на ткани, приметка. Притачивание декоративным
швом или ручным обметочным. Изготовление рамки. Окончательное оформление панно.
7.Проектная деятельность. (28ч)
Теоретические сведения.(4ч). Учащимся предлагаются темы по пройденному материалу.
Выбор темы. Обсуждения.
Практическая работа (26ч). Подбор материала. Эскиз. Раскрой. Заготовка деталей.
Оформление. Защита проекта.
8.Вышивка шелковыми лентами (сумочки, перчатки, косметички). (20часа).
Теоретические сведения (4ч).
Беседа « Как украсить обычное изделие». Работа с журналами. Подбор лент по цвету и
структуре.
Практическая работа(16ч).
Зарисовка выбранного рисунка, нанесение его на изделие. Вышивка. Окончательное
оформление.
9. Резервные часы (6ч)
10. Итоговый контроль. (2 часа).
Отчетный концерт. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение
результатов выставки, подведение итогов, награждение.
1.4

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать:
 историю возникновения тканей;
 ручные и машинные стежки;
 устройство швейной машинки и основы работы на ней;
 правила переноса схемы, выкройки на материал;
 технологию лоскутного шитья;
 технологию мокрого валяния;
 технологию вышивки шелковыми лентами;
 правила составления и оформления панно;
 технологию пошива народной тряпичной куклы;
 основы работы в технике «Канзаши»
 ТБ при работе с режущими, колющими предметами и электрооборудованием
К концу 1-го года обучения, обучающиеся должны уметь:
 выполнять различные ручные и машинные стяжки;
 владеть первоначальными навыками изготовления изделий в различных техниках: лоскутное
шитье, вышивка шелковыми лентами, канзаши, мокрое валяние, пошив(изготовление)
тряпичной куклы
 правильно подбирать и сочетать разные по структуре материалы;
 работать по образцу;
 аккуратно выполнять работу;
 читать схемы;
 соблюдать ТБ при работе с режущими, колющими предметами и электрооборудованием
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны знать:


основные культурные традиции России, виды народных костюмов, их элементы;

13







традиционные русские промыслы;
технологию использования смешанной техники при изготовлении изделий;
технологию создания эскиза изделия;
способы сочетания различных техник в одном изделии;
способы декорирования готовых изделий
основы проектной деятельности

К концу 2-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

рассказывать об основных народных традициях России;
 называть виды народных костюмов, их элементы и предназначение;
 создавать изделия, используя различные техники;
 разрабатывать собственные эскизы изделий;
 грамотно подбирать материал, сочетать различные техники в одном изделии;
 владеть способами декорирования готового изделия;
 создавать несложные проекты;
 соблюдать ТБ при работе с режущими, колющими предметами и электрооборудованием
Личностные результаты:







развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
творческая активность, инициативность и любознательность.
добросовестное отношение к выполнению работы, к инструментам и материалам;
доброжелательные отношения со сверстниками

Метапредметные результаты
 умение планировать свои действия;
 ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
 расширение общего кругозора;
 развитие чувства вкуса и гармоничного цветовосприятия

14
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Кол-во Кол-во
дней
часов

Режим занятий

Дата
Кол-во
№ Дата начала окончания учебных
группы занятий
занятий
недель
1 год 01.09.2024 31.05.2025 36

108

216

3 раза в неделю, по 2
академических часа
(продолжительность
занятия -45 минут, для
обучающихся 7 лет
первое полугодие- 30
минут)
В конце каждого часа
предусмотрен10- 15
минутный перерыв
(отдых, проветривание
помещений).

2 год

108

216

3 раза в неделю, по 2
академических часа
(продолжительность
занятия -45 мину)
В конце каждого часа
предусмотрен10минутный перерыв
(отдых, проветривание
помещений).

01.09.2025

31.05.2026

36

2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы:
Помещение для проведения занятий: кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим
нормам, наличие удобных столов и стульев, шкафов для хранения материалов, витрин для
выставок.
- Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран)
-стандартные учебные столы и стулья;
- универсальные швейные машины;
- утюги;
- гладильные доски;
- комплекты лекал;
- швейные принадлежности и инструменты - иглы, нитки швейные, фурнитура, - -вспарыватели,
ножницы, клей;
- картон, цветная бумага;
- природный и бросовый материал;
- шерсть, фоамирам, пряжа, фетр, шелковые ленты и др.

15
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Электроник» обеспечивается
педагогом отвечающего требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденному приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н.
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных технологий
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при совместной
сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная, индивидуальная, коллективная
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные, вводные,
итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, конкурсы(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по декоративнохудожественному творчеству), комбинированные, демонстрация, выставка, генерация идей
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной
темы.
В ходе выполнения практических работ, обучающиеся работают не только с
технологической картой, в зависимости от уровня овладения обучающимися навыками
изготовления изделий, возможны следующие варианты работы:
- конструирование по образу (Умение создать изделие с опорой на готовый образец);
- конструирование по модели (В качестве образца предъявляется модель, в которой
составляющие ее элементы скрыты от ребенка);
-конструирование по условиям (Без образца, рисунков и способов возведения дети должны
создать эскиз по заданным условиям, подчеркивающим ее практическое назначение);
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Результатом обученности детей по программе является определенный объем знаний и умений.
Учебно-методическое обеспечение
1.Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины.- М.: ООО ИКТЦ «Лада»,
2008 г.
2.Андреева И.А. и др. Шитье и рукоделие: Энциклопедия. - М: БРЭ, 1998.
3. Амирова Э.К., Сакулина Б.С., Труханова А.Т.: Конструирование одежды. М.:Академия, 2012.
4.Лыкова И.А. Мастерилка: Учебно-методическое пособие для детского художественного
творчества.- Можайск: Карапуз, 2004г.
5.Сергеева Н.М. Программа «Юный кутюрье» // Авторские образовательные программы
дополнительного образования детей, выпуск 2. – М.: 2007.
6.Хобби клуб: Декоративное окрашивание. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2013г. – 34с. цв. ил.
7.Хобби клуб: Пасхальные поделки с детьми. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2015г. – 18с. цв. ил.
8.55 поделок из пластиковых бутылок /Т.Б. Ткаченко. – ростов н/Д: Владис, 2013. – 144с.: ил. –
(Чудеса своими руками).

16
2.3.Формы аттестации.
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде выполнения практического
(творческого) задания по основным разделам программы.
Механизм оценки получаемых результатов:
• Осуществление снятия мерок;
• Построение чертежа;
• Создание коллективного выставочного проекта;
• Участие в выставках и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться
следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки работ, тестирование, опрос.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельных моделей, проектов;
- участие в выставках и соревнованиях на базе ОО;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
Оценка качества усвоения ДОП включает в себя:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в создание собственного произведения в рамках
изученных разделов, по окончанию 1-го года обучения
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде выставки рисунков
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
2.4.Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения обучающимися
данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контрольноизмерительные и диагностические материалы представлены в виде диагностической карты для
отслеживания качества выполнения конкретного задания в рамках изученного раздела
(Приложение 1) и карты контроля, для проведения промежуточного и итогового контроля
(Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на данного
ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы на
занятиях.(Приложение 3)
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО «Планета
рукоделия» реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 4)

17
2.5.Список литературы
Список литературы
Дженет Шипли Хокс «Искусство скульптуры из нитей». – М.: «Кристина – новый век»,
2007г.
2. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. «Рукоделие» Москва «Учпедгиз», 1995г.
3. Зуевская Е. Журналы «Полный курс шитья» Москва «Контент», 2007г.
4. Кренц Джен «Мотивы ромбов в квадрате» Москва «Ниола-Пресс», 2007г.
5. СД «Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт» Москва ЗАО, 2007г.
6. CD «Вышивка шелковыми лентами».
10. ГринМ.Э. «Шитьё из лоскутов» Москва «Просвещение», 1981г.
11. ИвановаЛ.В., Полторак Л.П. «Лоскуты в дело» Запорожье «Берегиня», 1991г.
12. Максимова М., Кузьмина М. «Лоскутики» Москва «Эксмо-пресс», 1998г.
13. Максимова М., Кузьмина М. «Девичьи хлопоты». - М.: «Эксмо-пресс», 2004г.
14. Митепилло К., «Аппликация. Дом из ткани» Москва «Культура и традиция», 2008г.
15 Митепилло К., «Аппликация. Дом из ткани» Москва «Культура и традиция», 2008г.
15. ЧиотиД.«Украшение из шелковых лент» Москва «Мир книги», 2007г.
1.

Интернет ресурсы
15. Творческая студия «Мастерица». Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://skortg.blogspot.ru/ (дата обращения: 13.06.2024)
16. «Страна мастеров». Текст: электронный //: [сайт]. — URL:http://stranamasterov.ru/ (дата
обращения: 13.06.2024)
17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Культурно-историческое наследие.
Музыка, живопись) . Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://schoolcollection.edu.ru/(дата обращения: 14.06.2024)
18. Банк видеоуроков педагогов дополнительного образования «Диалог». Текст: электронный //:
[сайт]. — URL:https://dopobr.68edu.ru/about-us/structure/otdel-od/bank-videourokov-dialog/hudbank-videourokov (дата обращения: 15.06.2024)
19. «Страна Мастеров» Мастер-классы, on-line курсы по изготовлению
творческих продуктов в различных техниках (лепка, аппликация, мозаика, оригами, вышивка и
др.) Текст: электронный //: [сайт]. — URL:https://stranamasterov.ru/technics (дата обращения:
16.06.2024)
20. Журнал «Сам себе изобретатель» (Пошаговая инструкция с картинками
для создания нужных вещей своими руками. Текст: электронный //: [сайт]. —
URL:)https://www.asusfone.ru/(дата обращения: 16.06.2024)

18
Приложение 1
Диагностическая карта наблюдения

Ф. И
обучающе
гося

Теоретические
Знания (3 б.)

Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.

Практические Знания
(3 б.)

Критерии оценки

Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.

Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий

Итого
(сумма
баллов)

19
Приложение 2
Карта контроля

Теория
Знают историю возникновения тканей
Знают ручные и машинные стежки
Знают устройство швейной машинки и основы работы на ней
Знают правила переноса схемы, выкройки на материал
Знают технологию лоскутного шитья
Знают технологию мокрого валяния
Знают технологию вышивки шелковыми лентами
Знают правила составления и оформления панно
Знают технологию пошива народной тряпичной куклы
Знают основы работы в технике «Канзаши»
Знают ТБ при работе с режущими, колющими предметами и
электрооборудованием
Практика
Умеют выполнять различные ручные и машинные стежки
Владеют первоначальными навыками изготовления изделий в
различных техниках: лоскутное шитье, вышивка шелковыми лентами,
канзаши, мокрое валяние, пошив(изготовление) тряпичной куклы
Умеют правильно подбирать и сочетать разные по структуре
материалы
Умеют работать по образцу
Аккуратно выполняют работу
Умеют читать схемы
Соблюдают ТБ при работе с режущими, колющими предметами и
электрооборудованием
Итого:

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного количества
баллов; средний 60-80%;
1 год обучения
Критерии оценки

20
2-й год обучения

Теория
Знают основные культурные традиции России, виды народных
костюмов, их элементы
Знают традиционные русские промыслы
Знают технологию использования смешанной
изготовлении изделий
Знают технологию создания эскиза изделия

техники

при

Знают способы сочетания различных техник в одном изделии
Знают способы декорирования готовых изделий
Знают основы проектной деятельности
Практика
Умеют рассказывать об основных народных традициях России
Называют виды народных костюмов, их элементы и предназначение
Умеют создавать изделия, используя различные техники
Умеют разрабатывать собственные эскизы изделий
Умеют грамотно подбирать материал, сочетать различные техники в
одном изделии
Владеют способами декорирования готового изделия
Умеют создавать несложные проекты
Соблюдают ТБ при работе с режущими, колющими предметами и
электрооборудованием
Итого:

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

21
Приложение 3
Критерии оценивания
№ о/ Фамилия,
п
имя,
возраст
ребенка

Ознакомление
со
материалов
для
изделий
Умение
определять
направление
применения
материала

свойствами Умение
изготовления работать со
схемами

Умение различать
свойства
и
характеристики
материалов

Умение
переносить
схемы на
собственное
изделие,
создавать
собственные
схемы и
изделия

Уровни усвоения материала
Низкий: не различают ткани и материалы для изделий
по структуре, не владеют
цветоведением, помощь педагога используют во всем; допускают ошибки при снятии мерок; не
принимают условленную пространственную позицию: не различают детали чертежа; не могут
самостоятельно придумать тему конструирования, предварительную схематическую зарисовку не
используют; осуществляют поиск конструктивного решения с опорой на практические действия с
материалом.
Средний (достаточный): дети узнают детали кроя; используют помощь педагога; допускают
ошибки, но самостоятельно их исправляют; при самостоятельном выполнении заданий допускают
ошибки, которые исправляют с помощью взрослого; самостоятельно создают эскиз; способы
конструктивного решения находят в результате практических поисков.
Высокий: дети узнают детали кроя; самостоятельно создают эскизы, делают первые
шаги к конструированию, умеют снять мерки и правильно перенести на собственную схему; с
помощью педагога начертить чертеж,
изготовить изделие, придерживаясь технологии и
алгоритма выполнения работы, могут подобрать и создать декор изделия, сочетать в одном
изделии различные техники.

22
Приложение 4
План воспитательных мероприятий

Дата
Октябрь
Ноябрь

Мероприятия
Что мы знаем о народных
промыслах и ремеслах?
Конкурс мастеров

Декабрь

Новогодние подарки

Февраль

Акция «Письмо солдату».
«Подарок солдату»

Март

Подарок маме

Апрель

Командный квест

Май

Победный май

Форма проведения
Викторина
Конкурс поделок
Изготовление(декор)
открыток и подарков для
близких.
Акция «По зову сердца»
(открытки и сувениры к
Новому году для УТФ и
участников СВО)
Открытки и сувениры для
УТФ и участников СВО.
Написание писем.
Подарок для близких.
Квест-игра по
декоративно-пикладному
творчеству
Акция «По зову сердца»
(открытки, письма,
сувениры для УТФ и
участников СВО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».