ДОП Сувенир

Муниципальное казенное учреждение
Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики
МО Долинский МО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 28.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 24- ОД от 28 .07.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«СУВЕНИР»
Направленность программы: художественная
Уровень сложности: стартовый
Адресат программы: дети 7 -17 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Чистоусова Елена Геннадьевна

с. Быков
2025 год

3.1.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик программы…………………………….
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………….
1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………
1.3.Содержание программы……………………………………………………
1.3.1.Учебный план……………………………………………………………….
1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………………….
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………
2.1.Календарный учебный график……………………………………………
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ………………………………….
2.2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение…………………………….
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….
2.5. Список литературы ……………………………………………………………
Приложение 1 (Диагностическая карта)…………………………………………
Приложение 2 (Карта контроля)………………………………………………….
Приложение 3 (Критерии оценивания)…………………………………………...
Приложение 4 (План воспитательных мероприятий)…………………………..

5
5
6
7
7
9
13
14
14
15
15
15
15
17
17
18
20
21
23
25

2

Дополнительная общеразвивающая программа «Сувенир» составлена в соответствии с
нормативно правовыми документами:



Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;



Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304ФЗ (ст. 1, 2);



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;



Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;



Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;



Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»);



Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;



Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;



Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;

3



Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в
Сахалинской области;



Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г.
№ 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного
образования детей в Сахалинской области».



Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в
Сахалинской области»;



Устав ОО



Локальные акты ОО

4

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка.
Направленность программы: художественная
Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество
Тип программы: одноуровневая
Уровень сложности: стартовый
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Программа является модифицированной.
Художественная направленность - это развитие художественно-эстетического вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к
постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию
чувственного образа воспринимаемого мира (из письма Министерства образования РФ от
18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Она освещает основные особенности изготовления сувенира, знакомит, как с простыми, так
и более сложными, трудоемкими в изготовлении изделий. Изготовление сувенира из
природного материала, из соленого теста, бросового материала - эта не только осязаемый
результат увлекательных занятий с красивыми, благодатными, отзывчивыми материалами,
но и не видимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения. А творческое
воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы нацелена на
формирование личности инициативной, самостоятельной, толерантной, способной к
успешной социализации и активной адаптации на рынке труда, ориентированной на
культурные ценности. Одной из целевых установок, обеспечивающих эффективную
интеграцию ребёнка в общество, является предоставление максимальных возможностей для
формирования у него установки на творческую деятельность.
Актуальность данной программы состоит в том, что в настоящее время педагоги
сталкиваются с проблемой развития у детей творческого мышления и воображения.
Данная общеобразовательная программа всесторонне освещает различные виды и приёмы
прикладного творчества, развивая творческие способности. Изделия, выполненные
учащимися, служат отчетным материалом работы объединения. Ими оформляют выставки
и представляют на конкурсы, используются как сувенирные подарки.
Программа дает возможность не только изучить различные техники декоративноприкладного искусства, но и применить их, используя комплексно при изготовление
сувенирных изделий, и всего, что, так или иначе, окружает нашу жизнь.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в неё включены
новые педагогические технологии в проведении занятий – это технология проектного
обучения и технология проблемного обучения, вместе с ним остаются традиционные
технологии групповые, игровые, коллективно-творческие. Особое внимание в программе
отводиться практическим работам, при выполнении которых, учащиеся знакомятся с
рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении
изделий, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; овладевают
отдельными технологическими операциями; осваивают проектную деятельность.
Адресат программы:
Состав группы постоянный, разновозрастной, в количестве десяти человек. Занимаются
дети в возрасте 7-17 лет. Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского
творчества. Прием на обучение в Образовательную организацию проводится на принципах
5

равных условий приема для всех поступающих. Дети с ограниченными возможностями
здоровья и попавшие в трудную жизненную ситуацию зачисляются на обучение без
ограничения.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период

Продолжительность
занятий

Кол-во
занятий в
неделю

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
недель

Кол-во
часов в
год

1 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

2 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

Итого по
программе

432 ч.

Объем программы: 432 часа
Программа рассчитана на два учебных года:
 первый год обучения – 216 часа;
 второй год обучения – 216 часов.
Занятия проходят 3 раза в неделю- по 2 сдвоенных часа. Перерыв между занятиями – 10
минут
Продолжительность академического часа: 45 минут (для обучающихся 7 лет, первое
полугодие- 30 минут)
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8-10);
- парная;
- индивидуальная.
1.2. Цель и задачи параграммы
Целью данной программы является обучение детей технологиям изготовления
сувениров из различных бросовых материалов и развитие их творческих способностей.
Задачи:
Предметные:
- познакомить детей с различными видами сувениров;
- научить обрабатывать разные виды материалов.
Метапредметные:
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие
художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование,
планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
6

- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
- развитие творческой инициативы и конструкторских способностей, желания творить
самостоятельно.
Личностные:
-формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его
искусственно создаваемой предметной средой;
- воспитание стремления добиваться конечного результата, аккуратность в
выполнение работы, усидчивость:
- воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремлённости, стремления добиваться
конечного результата.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
№

Наименование темы

1.

Набор и комплектование групп.
Тренинги на сплоченность
групп.
Вводное занятие.

6

2

4

2

2

-

3.

Изготовление сувениров
природных материалов.

из

14

2

12

4.

Сувениры из ватных дисков
(простейшие технологии)

8

2

6

Наблюдение,
выставка
работ.

.
Изготовление сувениров
соленого теста:

30

10

20

Наблюдение,
выставка
работ.

2.

5.

6.

7.

8.

9.

всего
часов

из

Сувениры
из
макаронных
изделий
(простейшие
технологии)
Витраж:
Простейшие элементы росписи
на
плоской
поверхности
(пластилин)
Торцевание
(простейшие
технологии).
Декупаж

(декорирование

теория

практи
ка

24

4

20

36

6

16

2

14

14

2

12

30

Формы
контроля/ат
тестация.

Анкетирован
ие.
Наблюдение,
выставка
работ.

Наблюдение,
выставка
работ.
Наблюдение,
выставка
работ.
Наблюдение,
выставка
работ.
Наблюдение,
7

плоской поверхности).
10. Декорирование
«Пейп-арт»

в

технике

30

4

11. Скрапбукинг:

20

2

18

12. Проекты.

10

2

8

13. Промежуточный контроль

2

2

-

42

4
174

14. Резерв. Свободная тема
15. Итого.

4
216

Учебный план 2-го года обучения
№
Наименование темы
Всего
часов
1. Вводное занятие.
2

26

Теория

Практика

2

-

выставка
работ.
Наблюдение,
выставка
работ.
Наблюдение,
выставка
работ.
Наблюдение,
выставка
работ.
Анкетировани
е, выставка
работ.

Формы
контроля/аттестация.
Анкетирование.

Аранжировка
(флористика)
из
природных материалов:
-составление букетов
-картины
Сувениры из ватных
дисков.

14

2

12

Наблюдение, выставка
работ.

6

2

4

Наблюдение, выставка
работ.

Витраж.

36

6

30

Наблюдение, выставка
работ.

Изготовление
сувениров из соленого
теста.
Декорирование
в
технике «Пейп-арт»

42

34

Наблюдение, выставка
работ.

18

2

7.

Изготовление
сувениров
из
макаронных изделий.

16

2

14

Наблюдение, выставка
работ.

8.

Торцевание.

12

2

8

9.

Плетение
(бумага).

28

4

24

Наблюдение, выставка
работ.
Наблюдение, выставка
работ.

2.

3.

4.
5.

6.

10. Декупаж.

из

лозы

28

8

4

16

24

Наблюдение, выставка
работ.

Наблюдение, выставка
работ.
8

11. Проекты.

8

2

6

12. Аттестация по итогам
реализации программы
13. Резерв. Свободная тема
14. Итого:

2

-

3

4
216

36

4
180

Наблюдение, выставка
работ.
Анкетирование,
выставка работ.

*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В
случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации занятий по
творческому конструированию, созданию обучающимися собственных моделей и поделок
1.3.2.Содержание учебного плана
Содержание учебного плана первого года обучения
1. Набор и комплектование групп. Тренинги на сплоченность групп.
2. Вводное занятие.
Цель и задачи объединения. Режим. План занятий. Материалы и инструменты, необходимые
для работы. Хранение материала. Правила пользования инструментами и материалами.
Демонстрация сувениров и поделок. Организация рабочего места. Правильное положение
рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Общее понятие о сувенире.
Происхождение отдельных сувениров.
3. Изготовление сувениров из природных материалов:
 сувениры из шишек
 сувениры из ракушек
 сувениры из сухоцветов
Теоретические сведения.
Беседы «Окружающий мир», «Лесные зверюшки», «Цветочная живопись». Демонстрация
готовых изделий. Подготовка исходных материалов. Основные приемы обработки. Анализ
композиции. Изучение технологии изготовления.
Практическая работа.
Изготовление сувениров из шишек, ракушек, сухоцветов. Оформление рамки для картин,
придание законченного вида.
4. Сувениры и ватных дисков (простейшие технологии).
Теоретические сведения.
Беседа «Секреты красоты». Демонстрация готовых изделий. Подготовка исходных
материалов. Основные приемы обработки.
Практическая работа.
Изготовление отдельных деталей. Сборка сувениров. Придание законченного вида.
5. Изготовление сувениров из соленого теста:
 мелкие орнаментальные изделия
 хлебобулочные изделия
 венки
Теоретические сведения
Беседы: «Хлеб – всему голова!», «История возникновения венков». Загадки. Технология
изготовления сувениров из соленого теста. Демонстрация готовых изделий. Подготовка
материалов. Выбор форм и размеров. Составление композиции.
9

Практическая работа
Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, листья, ягоды, фрукты и т.д.) и
составление композиций из них (панно). Изготовление хлебобулочных изделий (загогулька,
завиток, булка, плетенка и т.д.), сувенира «Венок с ягодами», «Венок с ягодами и листьями»,
«Венки с яблоками и бусинами». Сушка изделий, раскрашивание, лакирование.
6. Сувениры из макаронных изделий (простейшие технологии).
Теоретические сведения
Беседа: «Разнообразие макарон». Технология изготовления сувениров из макаронных
изделий. Демонстрация готовых изделий. Подготовка материалов. Выбор изделия.
Практическая работа
Изготовление картины из макаронных изделий. Сушка. Раскрашивание. Придание
законченного вида.
7. Витраж:
 простейшие элементы росписи на плоской поверхности (пластилин)
 простейшие элементы росписи на плоской поверхности (витражные краски)
Теоретические сведения
Беседы: «Что такое витраж?». Понятие: витражные краски, контур, пластилиновый витраж.
Подготовка исходного материала. Зарисовка эскиза. Общие этапы работы.
Практическая работа
Подготовка поверхности к росписи. Роспись изделия и придание ему законченный вид.
8. Торцевание (простейшие технологии).
Теоретические сведения
Беседа: «Что такое торцевание?». Общие этапы работы. Зарисовка эскиза. Подготовка
исходного материала.
Практическая работа
Изготовление картины. Придание законченного вида изделию.
9. Декупаж.
Теоретические сведения
Технология изготовления. Выбор изделия. Подбор материала.
Практическая работа
Изготовление сувенира «магнит». Придание законченного вида.
10. Декорирование в технике «Пейп-арт»:
 кашпо
 шкатулки
Беседа: «Охрана окружающей среды - дело каждого». Демонстрация образцов, показ
приёмов работы. Подготовка материалов и приспособлений. Выбор материала. Общие этапы
работы.
Практическая работа
Технология изготовления изделий в технике «Пейп-арт». Придание законченного вида.
11. Скрапбукинг:
 открытки
Теоретические сведения
Общие этапы изготовления. Технология изготовления открытки.
Практическая работа
Подбор материала. Изготовление открытки. Придание законченного вида.
12. Проекты.
Теоретические сведения
Беседы на тему проекта. Выбор проекта, анализ. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
10

Изготовление проекта. Защита проекта.
13.Промежуточный контроль.
Обсуждение результатов, выставка, подведение итогов.
14. Резерв.
Свободная тема
Содержание учебного плана второго год обучения
1. Вводное занятие. (3 часа)
Теоретические сведения.
Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и инструменты,
необходимые для работы. Выставка сувениров и поделок из соленого, природного и
бросового материала. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища
во время работы. Правила по технике безопасности.
Практическая работа.
Повторение и закрепление ранее приобретенных способов обработки различных
материалов.
2. Аранжировка (флористика) из природных материалов (15 часов)
 составление букетов (6 часов)
 картины (9 часов)
Теоретические сведения.
Аранжировка (флористика) из природных материалов, «Двенадцать знаков Зодиака».
Основные правила композиции. Демонстрация готовых изделий. Подготовка исходного
материала. Задумка композиции. Основные приемы обработки.
Практическая работа.
Изготовление картины «Знак зодиака», картины «Портрет осени», составление букета.
Способы размещения сухоцветов. Составление и изготовление картин. Оформление рамки.
Придание законченного вида.
3. Сувениры из ватных дисков (картина). ( 6 часов)
-Простейшие технологии. (6 часов)
Теоретические сведения
Беседа: «Для чего нужны ватные диски». Общие этапы работы. Зарисовка эскиза.
Подготовка исходного материала.
Практическая работа
Изготовление картины. Раскрашивание. Придание законченного вида изделию.
4. Витраж: ( 36 часов)
 росписи на плоской поверхности (картины). (12 часов)
 простейшие элементы росписи на выпуклой поверхности (бутылки) (12 часов)
 объёмные цветы (витражные краски) (12 часов)
Теоретические сведения
Беседы: «Что можно расписать витражными красками?». Подготовка исходного материала.
Зарисовка эскиза. Общие этапы работы.
Практическая работа
Подготовка поверхности к росписи. Роспись изделия и придание ему законченный вид.
5. Изготовление сувениров из соленого теста. ( 42 часа)
 медальоны (15 часов)
- колокольчик
- сердечко
-букетик
- солнышко
- месяц
 сувенирные изделия (15 часов)
11

- подкова с ягодами и листьями
- подкова с цветами и листьями
- сердечко с цветами и листьями
- подсвечник новогодний
- корзина с фруктами
 объемные фигурки животных (12 часов)
- кот
- собака
- рыбка
- ежик
Теоретические сведения.
Беседы: «Африканские животные», «Дары природы». Викторины. Демонстрация готовых
изделий. Изучение способов изготовления. Выбор формы, размера. Подготовка исходного
материала.
Практическая работа
Изготовление медальонов (колокольчик, сердечко, букетик, солнышко, месяц). Сувениров
«Корзина с фруктами», «Рог изобилия», «Кольца» и «Подковы». Сувениров украшенных
специями и бисером (витой венок, цветочки, сердечко), подсвечники. Лепка объемных
фигурок животных и «Смешариков» (кот, собака, рыбка, поросенок, зайчик, ёжик, медведь,
сова, баран). Сушка изделия, раскрашивание, лакировка.
6 . Декорирование в технике «Пейп-арт» (18 часов)
 кашпо ( 9 часов)
 бутылки ( 9 часов)
Теоретические сведения
Беседа: «Арт дизайн». Демонстрация образцов, показ приёмов работы. Выбор материала.
Подготовка материалов и приспособлений. Общие этапы работы.
Практическая работа
Технология изготовления изделий в технике «Пейп-арт». Придание законченного вида.
7. Изготовление сувениров из макаронных изделий. (18 часов)
Картины: (9 часов)
- «Морская»
- «Моя фантазия»
Обьемные фигуры (деревья) (9 часов)
Теоретические сведения
Беседы «Какие бывают деревья?», «Обитатели моря». Знакомство с основными
операциями. Общие этапы работы. Задумка композиций.
Практическая работа
Изготовление картины «Морская», «Моя фантазия». Изготовление объемных сувениров
(дерево). Выбор макаронных изделий. Составление композиции. Раскрашивание,
приклеивание макаронных изделий. Придание сувениру законченного вида.
8. Торцевание (картины). (12 часов)
Теоретические сведения
Общие этапы работы. Выбор картины. Зарисовка эскиза. Подготовка исходного материала.
Практическая работа
Изготовление картины. Придание законченного вида изделию.
9. Плетение из лозы (бумага) (30 часов)
 корзинки (15 часов)
 оплетение бутылок (15 часов)
Теоретические сведения
12

Беседа: «Волшебная лоза», «Народные ремёсла». Демонстрация готовых изделий. Виды
плетения. Выбор изделия. Технология изготовления.
Практическая работа
Изготовление «лозы», плетение, покрытие морилкой, лаком.
10.Декупаж (24 часа)
 декорирование шкатулок (9 часов)
 декорирование бутылок (9 часов)
 изготовление картин (6 часов)
Теоретические сведения
Технология изготовление. Выбор изделия, анализ. Подбор материала.
Практическая работа
Декорирование шкатулок, декорирование бутылок, изготовление картин. Лакирование.
Придание законченного вида
11.Проекты (9 часов)
Теоретические сведения
Беседы о праздниках (Новый год, 23 февраля,14 февраля, 8 марта, Пасха, День рождения).
Выбор сувенира, анализ. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление сувенира. Придание законченного вида. Защита проекта.
12.Аттестация по итогам реализации программы.
Обсуждение результатов, выставка, подведение итогов.
13.Резерв.
Свободная тема
1.4.Планируемые результаты
Результатом обученности детей по программе является определенный объем знаний и
умений.
К концу первого года обучения, учащиеся должны знать:
 историю возникновения сувенира;
 терминологию: тесто пластика, мозаика, витраж;
 правила работы с острыми и режущими, легковоспламеняющимися предметами.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны уметь:
 элементарно обрабатывать природные материалы;
 владеть первоначальными навыками изготовления поделок из соленого теста,
текстильного и бросового материалов;
 правильно подбирать и сочетать разные по структуре материалы;
 работать по образцу;
 аккуратно выполнять работу.
К работам ребят второго года обучения предъявляются более строгие требования к
качеству итоговой продукции и оформлению работы.
К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:
 терминологию: аранжировка, пейп-арт;
 последовательность изготовления изделий из разных по структуре материалов;
 основы композиции;
 цветоведение;
 правила техники безопасности;
 правила ухода и хранения изделий.
К концу второго года обучения, обучающиеся должны уметь:
 проектировать предстоящую деятельность;
13

 свободно и самостоятельно владеть техникой изготовления сувенира;
 изготавливать композиционные работы;
 представлять готовые изделия;
 пользоваться дополнительной литературой при изготовлении сувениров.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные и метапредметные результаты формируются на протяжении всех двух лет
обучения
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Год
Дата
Дата
обучения
начала
окончания
занятий
занятий

Ко-во
учебных
недель

Кол-во
дней

Ко
л-во
часов

Режим
занятий

1

01.09.2025

31.05.2026

36

108

216

2х3

2

01.09.2026

31.05.2027

36

108

216

2х3

14

2.2.

Условия реализации программы.

2.2.1. Материально-технические условия реализации программы
 Помещение для проведения занятий: кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим
нормам, наличием удобных столов и стульев, шкафов для хранения материалов, витрин для
выставок.
 Инструменты и материалы: мука, соль, макаронные изделия, цветные салфетки, спички,
зубочистки, наждачная бумага, кусочки ткани, проволока, различный природный
материал, кисти, карандаши, краски «гуашь», витражные краски, контуры, нож, ножницы,
линейки, циркули, клей «Карандаш», клей «ПВА», лак (строительный).
2.2.2. Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Cувенир» обеспечивается
педагогом дополнительного образования, имеющего среднее профессиональное
педагогическое образование, профессиональную переподготовку по направлению
«Дополнительное образование детей и взрослых».
2.2.3. Информационно--методическое обеспечение
Литература для педагога:
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие поделки из природных материалов.- М.: ООО ИКТЦ
«Лада», 2009 г.
2. Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины.- М.: ООО ИКТЦ
«Лада», 2008 г.
3. Белебихина Н.А., Королева Л.А. «Организация дополнительного образования в школе:
планирование, программы, разработки занятий». – Волгоград: «Учитель», 2009 г.
4. Выгодский Л.С. «Психология». - М.: Изд-во ЭКСМО - пресс, 2005г.
5. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации
к
планированию занятий.- М.: Новая школа, 2006 г.
6. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методические рекомендации для учителей
1-4 классов._ М.: АСТ-Пресс, 2000.
7. Иванченко В.Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые
подходы». – Ростов н/Д.: «Учитель», 2007 г.
8. Иванченко В.Н. «Занятие в системе дополнительного образования детей». – Ростов н/Д.:
«Учитель», 2007 г.
9. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из
пустырных трав / авт.-сост. О.Н.Маркелова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
10. Сластенин В. А. «Педагогика». М.: Издательский центр «Академия»,2007 г
11. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2005. – 256с.,
ил.
12. Школьник Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2007. – 256с., ил.(Атласы и энциклопедии).
13. Школьник Ю.К. Обитатели морей. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2007. –
256с., ил.
14. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2009. – 256с., ил.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных технологий
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при
совместной сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная,
индивидуальная, коллективная
15

Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные,
вводные, итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, соревнования(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
данному направлению), комбинированные, демонстрация, выставка, генерация идей
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы.
Программа составлена в соответствии с основными принципами организации
образовательно-воспитательной деятельности:
Природосообразности: отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его
воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей;
Доступности и систематичности: информация, подаваемая ребенку должна быть
понятной, легко воспринимаемой;
Системности: обучение и усвоение знаний в определенном порядке, системе, от простого
к сложному;
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей
социальной ценностью;
Гуманистический подход в воспитании: уважительное отношение между педагогами и
детьми;
Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения: предполагает
применение в процессе обучения различных вариантов групповой работы, взаимное
дополнение коллективных и индивидуальных форм, а также насыщение коллективных
форм работы элементами самостоятельной деятельности;
Целостно-смыслового равенства: дети по собственному желанию выбирают изделие,
подбирают для него необходимый материал и вместе с педагогом воплощают задумку в
жизнь.
Педагогические технологии, применяемые на занятиях:
- Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью
является не столько приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для
развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношений между людьми.
- Технология коллективно-творческой деятельности – это система условий, методов,
приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и
творческое развитие коллектива детей на принципах гуманизма. Основной содержательной
линией этой технологии является коллективно-творческое дело (КТД), которое включает
заботу о себе, о друге, о своем коллективе.
- Игровые технологии используются как в организации учебных занятий, так и в культурно
- досуговой деятельности. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором у ребенка складывается и
совершенствуется самоуправление поведением. Игра позволяет активно включить ребенка
в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. В
работе применяются различные развивающие игры, предназначенные для формирования
познавательных и коммуникативных навыков, адаптация детей в новом коллективе.
- Здоровьесберегающие технологии – обучение организуется с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, во время занятий проводятся физкультурные
паузы для снятия напряжения и усталости мышц различных частей тела.
16

2.3.Формы аттестации и контроля.
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде выполнения практического
(творческого) задания по основным разделам программы.
Механизм оценки получаемых результатов:
•
Осуществление сбора материала;
•
Участие в КТД;
•
Создание коллективного и индивидуального проекта;
•
Участие в выставках и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут
использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки работ,
тестирование, опрос.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельных моделей, проектов;
- участие в выставках и соревнованиях на базе ОО;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
Оценка качества усвоения ДОП включает в себя:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в создание собственного произведения в
рамках изученных разделов, по окончанию 1-го года обучения
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде выставки работ, защиты
проектов, тестирования
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
2.4.Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения
обучающимися данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Контрольно-измерительные и диагностические материалы представлены в виде
диагностической карты для отслеживания качества выполнения конкретного задания в
рамках изученного раздела
(Приложение 1) и карты контроля, для проведения
промежуточного и итогового контроля (Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на
данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы
на занятиях, согласно критериям(Приложение3).
С целью
достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО
«Мастерилка» реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 4)
Мониторинг личностных результатов:
•
Методика диагностики уровня экологического воспитания для младших школьников;
•
Изучение уровня мотивации обучения (Методика Н.Г. Лускановой);
•
Изучение уровня удовлетворенности работой учреждения (Адаптированная методика
Е.Н. Степанова.
Мониторинг метапредметных результатов
- Методика Е.М. Александровской, Ст. Громбах.
17

2.5.Список литературы
Литература для педагога:
15. Агапова И., Давыдова М. Лучшие поделки из природных материалов.- М.: ООО ИКТЦ
«Лада», 2009 г.
16. Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины.- М.: ООО ИКТЦ
«Лада», 2008 г.
17. Белебихина Н.А., Королева Л.А. «Организация дополнительного образования в школе:
планирование, программы, разработки занятий». – Волгоград: «Учитель», 2009 г.
18. Выгодский Л.С. «Психология». - М.: Изд-во ЭКСМО - пресс, 2005г.
19. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации
к
планированию занятий.- М.: Новая школа, 2006 г.
20. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методические рекомендации для учителей
1-4 классов._ М.: АСТ-Пресс, 2000.
21. Иванченко В.Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые
подходы». – Ростов н/Д.: «Учитель», 2007 г.
22. Иванченко В.Н. «Занятие в системе дополнительного образования детей». – Ростов
н/Д.: «Учитель», 2007 г.
23. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из
пустырных трав / авт.-сост. О.Н.Маркелова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
24. Сластенин В. А. «Педагогика». М.: Издательский центр «Академия»,2007 г
25. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2005. – 256с.,
ил.
26. Школьник Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2007. – 256с., ил.(Атласы и энциклопедии).
27. Школьник Ю.К. Обитатели морей. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2007. –
256с., ил.
28. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Изд.-во Эксмо, 2009. – 256с., ил.
II. Литература для обучающихся и их родителей.
1. Гир Алан Д. и Фристоун Бэрри Л. Новый год и рождество. Подарки, украшения,
рецепты./ Пер. с англ.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007 г.
2. Грунд-Торпе Хайди. поделки и сувениры из природных материалов/ Пер. с нем. – М.:
Мой мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006 г.
3. Лыкова И.А. Мастерилка: Учебно-методическое пособие для детского художественного
творчества.- Можайск: Карапуз, 2004г.
4. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки.- М.: Экемо, 2004г.
5. Перевертень Т.И. Поделки из веток.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер,
2003 г.
6. Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом.- М.: Эксмо, 2007 г.
7. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Модные украшения из природных материалов.- М.: «Аст пресс книга», 2009 г.
8. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Как украсить стол.- М.: «Аст – пресс книга», 2009 г.
9. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Соленое тесто.- М.: «Аст – пресс книга», 2009 г.
10. Фантазии из природных материалов/ Екатерина Немешаева. – М.:Айрис-пресс, 2011г. –
112с. – (Внимание: дети!).
11. Полная энциклопедия восточных узоров.- М.: «Издательская группа «Контэнт», 2009 г.
– 100с. цв.ил.
12. Хобби клуб: Модный декупаж. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2014г. – 34с. цв. ил.
18

13. Хобби клуб: Имитируем поверхности. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2013г. – 34с. цв.
ил.
14. Хобби клуб: Роспись по стеклу. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2013г. – 34с. цв. ил.
15. Хобби клуб: Обратный декупаж. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2013г. – 34с. цв. ил.
16. Хобби клуб: Декоративное окрашивание. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2013г. – 34с.
цв. ил.
17. Хобби клуб: Пасхальные поделки с детьми. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2015г. –
18с. цв. ил.
18. 55 поделок из пластиковых бутылок /Т.Б. Ткаченко. – ростов н/Д: Владис, 2013. – 144с.:
ил. – Чудеса своими руками).
19. Фантазии из солёного теста/Пацци Л.:пер. с итал.-М.:Мой мир ГмбХ&Ко.КГ,2007. –
112с.:ил.
Перечень рекомендуемых интернет-ресурсов:
1. Творческая студия «Мастерица». Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://skortg.blogspot.ru/ (дата обращения 21.06.2025)
2. «Страна мастеров». Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://stranamasterov.ru/ (дата
обращения 21.06.2025)
3. Единый национальный портал дополнительного образования
детей/художественная направленность (Методические кейсы по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности)
Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://dop.edu.ru/directions/art (дата обращения
26.06.2025)
4.«Страна Мастеров» Мастер-классы, on-line курсы по изготовлению
творческих продуктов в различных техниках (лепка, аппликация, мозаика, оригами, вышивка
и др.) Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://stranamasterov.ru/technics (дата обращения
03.07.2025)
5.Журнал «Сам себе изобретатель» (Пошаговая инструкция с картинками
для создания нужных вещей своими руками) Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
https://www.asusfone.ru/ (дата обращения 07.07.2025)
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Текст: электронный //: [сайт].
— URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 10.07.2025)
7.Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Текст: электронный //: [сайт]. — URL:http://fcior.edu.ru/ (дата обращения 10.07.2025)
8. Электронная библиотека (можно найти электронную книгу по нужной
тематике) Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://bookz.ru/ (дата обращения 24.07.2025)

19

Приложение 1
Диагностическая карта наблюдения

Ф. И
обучающе
гося

Теоретические
Знания (3 б.)

Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.

Практические Знания
(3 б.)

Критерии оценки

Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.

Итого
(сумма
баллов)

Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий

20

Приложение 2
Карта контроля
Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного количества баллов;
средний 60-80%;
1 год обучения

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

Теория
ЗНАЮТ:
историю возникновения сувенира;
терминологию: тесто пластика, мозаика, витраж;
правила работы с острыми и режущими, легковоспламеняющимися
предметами
Практика
УМЕЮТ:
элементарно обрабатывать природные материалы;
владеть первоначальными навыками изготовления поделок из
соленого теста, текстильного и бросового материалов;
правильно подбирать и сочетать разные по структуре материалы;
работать по образцу;
аккуратно выполнять работу.
Итого:

21

2 год обучения

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

Теория
ЗНАЮТ:
терминологию: аранжировка, пейп-арт;
последовательность изготовления изделий из разных по структуре
материалов;
основы композиции;
цветоведение;
правила техники безопасности;
правила ухода и хранения изделий.
Практика
УМЕЮТ:
проектировать предстоящую деятельность;
свободно и самостоятельно владеть техникой изготовления
сувенира;
изготавливать композиционные работы;
представлять готовые изделия;
пользоваться дополнительной

литературой

при

изготовлении

сувениров
Итого:

22

Приложение 3
Критерии оценивания
1 год обучения
Низкий уровень
Теория:
Слабо знают терминологию: тесто пластика, мозаика, витраж; правила работы с острыми
и режущими, легковоспламеняющимися предметами
Практика:
Не могут элементарно обрабатывать природные материалы, слабо владеют
первоначальными навыками изготовления поделок из соленого теста, текстильного и
бросового материалов; не могут подбирать и сочетать разные по структуре материалы;
отсутствуют навыки самостоятельного выполнения работы, трудности с выполнением
работы по образцу; работу выполняют неаккуратно.
Средний (достаточный) уровень
Теория:
Знают терминологию: тесто пластика, мозаика, витраж, но иногда допускают ошибки;
знают основные правила работы с острыми и режущими, легковоспламеняющимися
предметами
Практика:
Могут элементарно обрабатывать природные материалы, владеют первоначальными
навыками изготовления поделок из соленого теста, текстильного и бросового материалов;
правильно подбирают и сочетают разные по структуре материалы с опорой на помощь
педагога; самостоятельно выполняют работу работать по образцу; аккуратно выполняют
работу
Высокий уровень
Теория:
Знают
терминологию: тесто пластика, мозаика, витраж; правила работы с острыми и
режущими, легковоспламеняющимися предметами
Практика:
Могут элементарно обрабатывать природные материалы, владеют первоначальными
навыками изготовления поделок из соленого теста, текстильного и бросового материалов;
правильно подбирают и сочетают разные по структуре материалы; самостоятельно
выполняют работу работать по образцу; аккуратно выполнять работу.

23

2 год обучения
Низкий уровень
Теория:
Слабо знают или не знают совсем терминологию: аранжировка, пейп-арт; часто нарушают
последовательность изготовления изделий из разных по структуре материалов; не знают
основы композиции; цветоведение; знают не все правила техники безопасности; плохо
ориентируются в правилах ухода и хранения изделий.
Практика:
Не могут проектировать предстоящую деятельность; отсутствуют навыки самостоятельного
изготовления сувенира; не могут создавать композиционные работы, представлять готовые
изделия, пользоваться дополнительной литературой при изготовлении сувениров
Средний (достаточный) уровень
Теория:
Знают терминологию: аранжировка, пейп-арт; последовательность изготовления изделий из
разных по структуре материалов с опорой на помощь педагога или образец; могут назвать
основы несложной композиции; знают основы цветоведения; правила техники безопасности;
правила ухода и хранения изделий.
Практика:
Могут проектировать предстоящую деятельность; владеют техникой изготовления
сувенира с опорой на образец или алгоритм; могут изготавливать композиционные работы
в группе или с опорой на помощь педагога; представлять готовые изделия; пользоваться
дополнительной литературой при изготовлении сувениров
Высокий уровень
Теория:
Знают терминологию: аранжировка, пейп-арт; последовательность изготовления изделий из
разных по структуре материалов; основы композиции; цветоведение;
правила техники безопасности; правила ухода и хранения изделий.
Практика:
Могут проектировать предстоящую деятельность; свободно и самостоятельно владеть
техникой изготовления сувенира; изготавливать композиционные работы; представлять
готовые изделия; пользоваться дополнительной литературой при изготовлении сувениров

24

Приложение 4
План воспитательных мероприятий
Дата
В течение
учебного года

Мероприятия
Работа с родителями

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Что такое сувенир?
Конкурс мастеров поделок
Новогодние подарки

Февраль

Акция «Письмо солдату».
«Подарок солдату»

Март

Подарок маме

Апрель

Конкурс-выставка готовых
изделий
Победный май

Май

Форма проведения
Собеседование,
индивидуальные
консультации
Викторина
Конкурс поделок
Изготовление(декор)
открыток и подарков для
близких.
Акция «По зову сердца»
(открытки и сувениры к
Новому году для УТФ и
участников СВО)
Открытки и сувениры для
УТФ и участников СВО.
Написание писем.
Подарок для близких.
Выставка
Акция «По зову сердца»
(открытки, письма,
сувениры для УТФ и
участников СВО)

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».