ДОП Родничок

Муниципальное казенное учреждение
Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики
МО Долинский МО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 28.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 24 - ОД от 28 .07.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«РОДНИЧОК»
Направленность программы: художественная
Уровень сложности: стартовый
Адресат программы: дети 7 -11 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Омельченко Надежда Сергеевна

с. Быков
2025 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик программы…………………………….

5

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………….

5

1.2.

Цель и задачи программы…………………………………………………

7

1.3.

Содержание программы……………………………………………………

7

1.3.1. Учебный план……………………………………………………………….

7

1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………………….

9

Планируемые результаты…………………………………………………

14

Комплекс организационно-педагогических условий……………………..

16

Календарный учебный график……………………………………………

16

2.2. Условия реализации программы…………………………………………….

16

2.2.1. Материально-техническое обеспечение ………………………………….

16

2.2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………

16

2.2.3. Информационно-методическое обеспечение…………………………….

16

1.4.
2.
2.1.

2.3.

Формы аттестации …………………………………………………………… 18

2.4.

Оценочные материалы………………………………………………………. 18

2.5. Список литературы ……………………………………………………………

19

Приложение 1 (Диагностическая карта)…………………………………………

21

Приложение 2 (Карта контроля)………………………………………………….

22

Приложение 3 (Критерии оценивания)…………………………………………...

23

Приложение 4 (План воспитательных мероприятий)…………………………..

24

2

Дополнительная общеразвивающая программа «Родничок» составлена в соответствии с
нормативно правовыми документами:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304ФЗ (ст. 1, 2);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/06
«О направлении методических рекомендации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в Сахалинской
области;
3

 Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. №
3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного
образования детей в Сахалинской области».
 Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн-5709/23 «О
направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации
дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в Сахалинской области»;
 Устав ОО
 Локальные акты ОО

4

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка.

Направленность программы: художественная
Вид деятельности: фольклор
Тип программы: одноуровневая
Уровень сложности: стартовый
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественную
направленность и предполагает: освоение национальных особенностей народов России через
знакомство с русской культурой, традициями, проведение народных праздников. Программа
создана для детей младшего школьного возраста, так как именно в этот период складывается
потенциал для интенсивного познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
Формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и
интеллектуальные способности
Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества.
Действительно, для того чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были
заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт. Это было
элементарное обучение и воспитание, когда ребенок овладевал всеми умениями в процессе
совместной деятельности с взрослыми, подражая им, повторяя их действия. Так постепенно, от
поколения к поколению формировалась народная культура.
Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим
поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет
неповторимое лицо данного народа.
Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это
наши корни, и жить без них противоестественно.
Обращение к традиционным ценностям русской культуры объясняется тем, что реально
встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией.
Воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они
в большинстве своем – русские. Без знания основ народной жизни невозможно воспитать
интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство.
Программа является модифицированной
Актуальность.
Важнейшим моментом воспитания человека в любом возрасте является приобщение к культуре
своего народа. Культура – это мир, созданный человеком. Мир материальный и идеальный, т.е.
духовный, в котором происходит реализация физического и умственного труда в предметах,
представлениях, социальных и производственных отношениях. Воспитывать патриотизм и
уважение к традициям поколений необходимо с детского возраста, обращаясь к опыту
народной педагогики, отраженному в искусстве и творчестве народа. Ребенок школьного
возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному
развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот
период жизни трудно восполнить в последующие годы, поэтому основной целью моей
деятельности является возрождение и сохранение культурных традиций русского народа. В
новой образовательной ситуации дополнительное образование являясь одним из социальных
институтов
детства,
удовлетворяет
постоянно
изменяющиеся
индивидуальные,
социокультурные, духовные, образовательные потребности детей, способствует приобщению к
культурным ценностям и эстетическому воспитанию воспитанников. Учебные занятия,
направленные на приобщение детей к духовной и материальной культуре своего народа,
5

воспитывают у них чувства гордости и уважения к этому бесценному наследию, формируют
духовно-нравственные качества личности воспитанников.
Отличительные особенности.
Данная программа направлена на формирование духовной культуры детей, на
формирование нравственного сознания и интереса к традициям русской культуры, воспитание
чувства патриотизма, что сейчас немаловажно. Решением духовно-нравственных задач
воспитания является введение ребенка в мир народной культуры, в мир искусства, ремесел,
традиций, которые были содержанием духовно-материальной жизни людей, населяющих
Россию.
Данная программа является комплексной, так как включает в себя изучение песенного и
танцевального фольклора, особенностей русского быта, постановки народных праздников и
обрядов, а так же изучение различных видов декоративно-прикладного творчества: вышивки,
макраме, лепки (соленое тесто), изодеятельность и др.
Основные разделы программы:
 Народное пение
 Жанры фольклора
 Народные праздники и обряды
 Народный танец
 Декоративно-прикладное творчество
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7- 11 лет( 1- 4 классы).
Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранному
направлению.
Наполняемость групп составляет 8-15 человек,
В группы зачисляются дети приблизительно одного возраста
Обучающиеся принимаются в творческое объединение по заявлению родителей.
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества. Набор в
творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных требований в
соответствии со способностями и наклонностями детей.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период
Продолжительность
Кол-во
Кол-во
занятий
занятий в
часов в
неделю
неделю

Кол-во
недель

Кол-во
часов в
год

1 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

2 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

Итого по
программе

432 ч.

Режим занятий: программа рассчитана на 2 года обучения -216ч; занятия проходят 3 раза
в неделю- по 2 сдвоенных часа. Перерыв между занятиями – 10 минут
Продолжительность академического часа: 45 минут (для обучающихся 7 лет, первое
полугодие- 30 минут)
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8-10);
6

- парная;
- индивидуальная.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: ознакомление с обычаями, традициями и бытом русской культуры, развитие общего
кругозора в данной области, формирование основ знаний о русской культуре, быте, традициях и
промыслах.
Задачи:
Предметные:
- способствовать формированию устойчивой мотивации к изучению родной культуры;
- способствовать формированию знаний об основных традициях, обычаях, обрядах,
праздниках и промыслах;
- способствовать формированию умений создавать несложные декоративно-прикладные
изделия
Метапредметные:
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к традициям русской
культуры;
- способствовать развитию основ эстетического вкуса;
- способствовать развитие основ художественного творчества
Личностные:
- воспитание интереса к традициям русской культуры;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Родине;

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
№

Наименование темы

1.

Вводное занятие.
Комплектование группы
Тренинги на сплоченность

6

3

2.

Потешный фольклор.

32

6

26

Наблюдение,
конкурс

3.

Песенный фольклор.

22

6

16

Наблюдение,
конкурс

4.

Театрализованная постановка
народного
праздника
«Ярмарка».

80

10

70

Концертная
деятельность

5.

Народная игрушка.

32

6

26

Творческая
работа,

Всего
часов

теория

практика Форма
контроля/
аттестации
3
Анкетирование

7

6.

Русские народные игры.

36

6

30

7.

Аттестация
по итогам
реализации стартового уровня
программы

4

2

2

8

Резерв
Свободная тема

4

9.

ИТОГО.

выставка
Наблюдение,
игра
Отчетный
концерт,
выставка

4

216

39

Учебный план 2-го года обучения
№
Наименование темы
Всего
часов

теория

177

практика Форма
контроля/
аттестаци
и
анкетирова
ние
20
Наблюдени
е, конкурс
9
Наблюдени
е, конкурс
6
Наблюдени
е,
викторина
63
Концертна
я
деятельнос
ть
16
Наблюдени
е,
викторина
20
Наблюдени
е, игра
8
Творческая
работа,
выставка

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Потешный фольклор.

24

4

3.

Пословицы и поговорки.

10

1

4.

Обряд «Коляда».

10

4

5.

Театрализованная
постановка
обрядового праздника «Коляда».

70

7

6.

Обереги из природного
бросового материала.

20

4

7.

Русские народные игры.

22

2

8.

Народная игрушка: игрушка из
соленого теста.

10

2

9.

Народная
игрушка:
«Крупеничка».

14

2

12

Творческая
работа,
выставка

10. Русский народный костюм.

28

4

24

11. Промежуточный контроль

2

2

-

Наблюдени
е,
викторина
Отчетный
концерт,

и

кукла

8

выставка
12

Резерв
Свободная тема

13

ИТОГО

4

216

4

34

182

*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В
случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации творческих
занятий, созданию обучающимися собственных моделей и поделок
1.3..2. Содержание программы
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие Комплектование группы. Тренинги на сплоченность
1. (6ч)
Теоретические сведения
Знакомство с обучающимися. Знакомство с предметом деятельности и его содержанием. Цель и
задачи объединения. Режим работы. Правила поведения и техники безопасности.
Практическая работа
Тренинги на сплоченность коллектива
2. Потешный фольклор (32ч)
Сказка: беседа,виды сказок (2ч)
Сказка: инсценировка сказок (6ч)
Сказка: беседа о кукольном театре, постановка сказок (6ч)
Сказка: конкурс «Сочини сказку»(2ч)
Небылица: беседа, разучивание слов (4ч)
Небылица: выразительное исполнение(2ч)
Потешный фольклор: беседа, разучивание слов(4ч)
Считалки: виды, назначение, разучивание слов(2ч)
Считалка: выразительное исполнение, проведение игр(4ч)
Теоретические сведения
Беседы о жанрах народного фольклора: сказки, небылицы, потешки, считалки.Беседа «Где
живет сказка». Сказка как жанр фольклора. Виды сказок. Потешный фольклор как вид
народного творчества. Назначение и роль сказки. .Беседа «Что такое небылица?».
Практическая работа
Инсценировка сказок. Конкурс «Сочини свою сказку». Самостоятельное сочинение сказок или
импровизация по мотивам русских народных сказок. Постановка сказок с помощью кукол и
ширмы. Зарисовка сказочных героев по мотивам русских народных сказок. Разучивание слов
небылиц («Небылицы в лицах»), потешек и считалок, обыгрывание, работа над выразительным
исполнением.
3. Песенный фольклор (22ч)
Колыбельные песни: особенности, назначение, герои (4ч)
Колыбельные песни: припевные слова, разучивание песен (4ч)
Заклички: виды, обрядовый смысл, назначение, разучивакние слов (4ч)
Приговорки: назначение, особенности, разучивание слов (4ч)
Частушки: виды, назначение, особенности, разучивание слов (4ч)
Частушки: работа над выразительным исполнением (2ч)
9

Теоретические сведения
Виды песенного фольклора: колыбельные, заклички, приговорки, частушки. Беседа об
особенностях народного пения. Поэтическая и музыкальная выразительность русских народных
колыбельных песен. Характерные припевные слова. Герои колыбельных песен. Обрядовый
смысл. Сравнение со сказками. Беседа об особенностях закличек, приговорок и частушек, их
назначение и виды.
Практическая работа
Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Игровая минутка
4. Театрализованная постановка народного праздника «Ярмарка» (80 ч)
Знакомство с историей, географией, особенностями проведения русской ярмарки(6 ч.)
Знакомство со сценарием. Постановка задач. (2 ч)
Распределение ролей. Подготовительно-творческая работа. (4 ч)
Отработка отдельных элементов сценария. (10 ч)
Отработка фольклорных произведений (10ч)
Отработка хороводных движений. (10ч)
Создание сценических образов.(10 ч)
Репетиционная и постановочная работа. (16 ч)
Подготовка костюмов и реквизита. (10 ч)
Показ спектакля "Ярмарка" (2 ч)
Теоретические сведения
Беседа о народной традиции – проведение ярмарки, «Что такое Ярмарка». Особенность
праздника, его роль и назначение. Просмотр репродукций, журналов по теме. Знакомство со
сценарием праздника.
Практическая работа
Работа по подготовке к спектаклю: исполнение отдельных фрагментов сценария,постановка
задач, распределение ролей. Подбор реквизита. Работа над выразительным исполнением
потешек и песен.Отработка хороводных движений и игр.Создание сценических
образов.Репетиционная и постановочная работа. Показ спектакля «Ярмарка».
5. Народная игрушка (32ч)
Знакомство с народной игрушкой. Виды игрушек, назначение (4ч)
Кукла из ниток: особенности, назначение, технология изготовления (2ч)
Кукла из ниток: изготовление (6 ч)
Фантазия на тему «Кукла из ниток»( 4 ч.)
Лоскутная кукла-Колокольчик: особенности, назначение, техника изготовления (2ч)
Лоскутная кукла-Колокольчик: изготовление(6ч)
Лоскутная кукла-Колокольчик: оформление (2ч)
Фантазия на тему «Кукла-колокольчик»( 4 ч.)
Викторина «Народная игрушка) (2ч)
Теоретические сведения
Знакомство с народной игрушкой. Виды игрушек, назначение. Роль и назначение кукол.
Технологические приемы выполнения игрушек.
Практическая работа
Изготовление куклы из ниток, куклы – Колокольчик.
6. Русские народные игры (36 ч)
Беседа «Забытые игры». Виды детских народных игр (4ч)
Подвижные игр: проведение (6ч)
Игры с песенками и приговорками (6ч)
Игры-ловишки(4ч)
Игры-состязания (4ч)
10

Игры-загадки (4ч)
Игры с подражанием (4ч)
Игровое состязание ( 4 ч.)
Теоретические сведения
Из истории детского фольклора. Беседа по теме «Русские народные игры и традиции в
России». Виды детских народных игр. Правила детских народных игр
Практическая работа
Разучивание слов песенок, приговорок и считалок. Проведение игр: подвижные, хороводные,
игры – ловишки, игры – состязания, игры – загадки, игры с подражанием.
7. Итоговое занятие (4 ч)
Аттестация по итогам реализации стартового уровня программы(4ч)
Отчетный концерт. Постановка спектакля.
Анализ учебного года. Обсуждение результатов выступлений. План на следующий учебный
год.
Резервные часы(4 ч.)
Свободная тема
Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие (2ч)
Знакомство с вновь прибывшими. Знакомство с предметом деятельности и его содержанием.
Краткий обзор пройденных тем. Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила поведения
и техники безопасности.
2. Потешный фольклор (24ч)
Особенности потешного фольклора. Назначение. Виды (2ч)
Скороговорки: назначение, особенность исполнения (2ч)
Скороговорки: разучивание слов (2ч)
Скороговорки: конкурс «Кто быстрее скороговорит»(2ч)
Дразнилки: назначение, особенность, разучивание слов (2ч)
Дразнилки: конкурс «Сочини дразнилку»(2ч)
Загадки: виды, назначение, особенность (2ч)
Загадки: изготовление книжки-малышки с загадками (4ч)
Загадки: викторина по загадкам(2ч)
Считалки: разучивание слов, (2ч)
Считалки: проведение игр (2ч)
Теоретические сведения
Беседа об особенностях потешного фольклора, его назначение и виды: скороговорки,
дразнилки, загадки, считалки. Поэтическая выразительность, особенность исполнения
(скороговорок, дразнилок). Виды загадок. Виды считалок.
Практическая работа
Разучивание слов. Работа над исполнением скороговорок. Конкурсы: «Кто быстрее
скороговорит», «Сочини дразнилку». Изготовление книжки-малышки «Загадки» с
изображениями рисунков. Викторина по загадкам. Разучивание считалок. Проведение игр.
3. Пословицы и поговорки (10ч)
Виды пословиц и поговорок (2ч)
Разучивание пословиц и поговорок (2ч)
Пословицы и поговорки в сказках и притчах (2ч)
Конкурс: «Кто больше» (2ч)
11

Викторина «Объясни значение» (2ч)
Теоретические сведения
Беседа об особенностях пословиц и поговорок, их назначение и виды. Поэтическая
выразительность, особенность исполнения.
Практическая работа
Разучивание слов. Пословицы и поговорки в сказках и притчах. Конкурс: «Кто больше знает
пословиц и поговорок», викторина: «Объясни значение».
4. Обряд «Коляда» (10ч)
История происхождения обряда. Символика (2 ч)
Песни-колядки: содержание, виды. (2 ч)
Песни-колядки: разучивание слов. (2 ч)
Проведение обрядовых игр(4ч)
Теоретические сведения
История происхождения обряда «Коляда», его содержание, роль и назначение,соответствие
земледельческому циклу. Просмотр репродукций, журналов по теме. Разнообразие колядок:
щедровки, овсени, таусени, усени, святочные величальные, рождественские стихи. Зимние
игры.
Практическая работа
Разучивание слов и мелодий колядок. Работа над выразительным исполнением.Разучивание
обрядовых песен, исполняемых на народных праздниках. Проведение обрядовых игр:
«Золотые ворота», «Принцесса», «Ульяна» и другие.
5. Театрализованная постановка обрядового праздника «Коляда» (70ч)
Знакомство со сценарием. Постановка задач. (2 ч)
Распределение ролей. Подготовительно-творческая работа. (4 ч)
Отработка отдельных элементов сценария. (8 ч)
Отработка фольклорных произведений (10ч)
Отработка хороводных движений. (12ч)
Создание сценических образов. (8 ч)
Репетиционная и постановочная работа. (20 ч)
Подготовка костюмов и реквизита. (4 ч)
Показ спектакля "Коляда" (2 ч)
Теоретические сведения
Знакомство со сценарием праздника. Постановка задач перед детьми.
Практическая работа
Работа по подготовке к спектаклю: исполнение отдельных фрагментов сценария, распределение
ролей. Подбор реквизита. Работа над выразительным исполнением колядок, потешек и песен.
Отработка хороводных движений и игр. Создание сценических образов. Репетиционная и
постановочная работа. Показ спектакля «Коляда».
6. Обереги из природного и бросового материала (20ч)
Особенности народных оберегов, их роль (2ч)
Символика оберегов Правила использования (2ч).
Оберег - Лапоток: технология изготовления (2ч)
Оберег - Лапоток: подбор материала (2ч)
Оберег - Лапоток: изготовление (10ч)
Оберег - Лапоток: оформление (2ч)
Теоретические сведения

12

Беседа «Что такое оберег?». Особенности народных оберегов. Роль оберегов в жизни русского
народа. Символика оберегов. Технология изготовления. Правила использования народных
оберегов.
Практическая работа
Подбор материалов для изготовления оберега - «Лапоток». Работа над выполнением оберега.
Оформление работы.
7. Русские народные игры (22ч)
Виды детских народных игр (2 ч)
Игры с песенками и приговорками. (6 ч)
Игры - забавы. (2ч)
Игры - ловишки. (4 ч)
Игры - прятки. (4ч)
Игры - состязания. (4 ч)
Теоретические сведения
Беседа по теме «Вспомним забытые игры». Беседы о любимых играх. Виды детских народных
игр.
Практическая работа
Разучивание слов песенок, приговорок и считалок. Проведение игр: подвижные, хороводные,
игры – ловишки, игры – состязания, игры – загадки, игры с подражанием.
8. Народная игрушка: игрушки из соленого теста (10ч)
Беседа о народной игрушке. Технология изготовления соленого теста (2ч)
Зарисовка игрушки. Технология изготовления игрушки из соленого теста(2ч)
Лепка игрушек из соленого теста (4ч)
Оформление игрушек (2ч)
Теоретические сведения
Беседа о народной игрушке. Технология изготовления игрушек из соленого теста. Просмотр
репродукций, журналов по теме.
Практическая работа
Зарисовка будущего изделия. Приготовление соленого теста, изготовление фигурок животных
и птиц, посуды: чашки, тарелки, горшочки (по выбору). Сушка. Оформление поделок:
нанесение рисунка.
9. Народная игрушка: кукла «Крупеничка» (14ч)
Легенда о «Крупеничке». Назначение куклы (2ч)
Технологические приемы изготовления куклы (2ч)
Техника выполнения швов «Вперед иголка», «Назад иголка» (2ч)
Подбор ткани, декоративных элементов (2ч)
Раскрой и сшивание туловища(2ч)
Формирование отдельных деталей куклы (2ч)
Оформление куклы (2ч)
Теоретические сведения
Беседа на тему «Игрушка-оберег». Просмотр слайд-шоу «Русская народная игрушка - кукла».
Легенда о «Крупеничке». Технологические приемы изготовления куклы. Техника выполнения
швов «Вперед иголка», «Назад иголка».
Практическая работа
Подбор ткани, декоративных элементов. Раскрой и сшивание туловища, заполнение крупой.
Формирование головы, рук, фартука и платочка. Оформление куклы.
10. Русский народный костюм (28ч)
13

История народного костюма. Особенности мужского и женского костюмов (4ч)
Кушак: плетение в технике макраме, техника плетения узлов(2ч)
Кушак: подготовка нитей, плетение кушака из нитей (12)
Кушак: выполнение кисти на концах пояса (2ч)
Кокошник: подбор материала, выкраивание головного убора (2ч)
Кокошник: вырезание элементов рисунка по шаблону(2ч)
Кокошник: закрепление деталей на изделии (2ч)
Кокошник: оформление красками, карандашами, бисером (2ч)
Теоретические сведения
История народного костюма. Особенности. Беседа о составляющих частях женского и
мужского костюмов. Просмотр CD. Основные этапы изготовления
деталей костюма
(кокошник, кушак). Технологические приемы плетения узлов: «петельный», «квадратный»,
«репсовый».
Практическая работа
Кушак
Освоение техники плетения узлов: «петельный», «квадратный», «репсовый». (макраме). Подбор
материала. Подготовка нитей для работы. Плетение кушака из скрученных нитей (веревок).
Выполнение кисти на концах пояса. Оформление изделия.
Кокошник
Подбор материала. Выкраивание головного убора. Вырезание элементов рисунка по шаблону.
Наклеивание деталей на изделие. Оформление красками, карандашами, бисером. Пришивание
ленты.
11. Итоговое занятие (2ч)
Промежуточный контроль (2ч)
Отчетный концерт. Выставка работ.
Обсуждение результатов выступлений. Подведение итогов, награждение.
Резервные часы(4 ч.)
Свободная тема
1.4.Планируемые результаты
Предметные результаты
По завершению освоения первого года обучения обучающиеся
Должны знать:
1) основные русские народные праздники, традиции, промыслы, игры;
2) различия между праздником, традицией, промыслом, игрой;
3)несложные формы фольклора: сказки, небылицы, считалки;
4) формы песенного фольклора: колыбельные песни, заклички, приговорки, частушки
5)виды народных игрушек: кукла из ниток, кукла-колокольчик
6) русские народные игры: подвижные игры, игры с песенками и приговорками, игрыловишки, игры-состязания, игры-загадки, игры с подражанием;
7) особенности и традиции праздника «Ярмарка»
Должны уметь:
1) различать изученные формы фольклора;
2) различать изученные формы песенного фольклора
3) создавать несложные изделия народных промыслов( кукла из ниток, кукла-колокольчик);
4) исполнять простые произведения фольклора;
5) играть в изученные народные игры;
6) исполнять соответствующие роли в театрализованном представлении «Ярмарка»
14

По завершению освоения второго года обучения обучающиеся
Должны знать:
1) особенности, назначение и виды различных форм потешного фольклора: скороговорка,
дразнилка, загадка, считалка;
2) виды пословиц и поговорок;
3)обрядовые песни, игры;
4) историю происхождения, содержание и значение обряда «Коляда»;
5) правила русских народных игр: игры с песенками и приговорками, игры – забавы,
игры – ловишки, игры – прятки, игры - состязания ;
6) виды и назначения народных игрушек(соленое тесто)
7) виды и назначения кукол-оберегов и обрядовых кукол: кукла-крупеничка;
8) историю и детали народного костюма;
Должны уметь:
1)различать изученные формы фольклора;
2) создавать изделия народных промыслов;
3) исполнять произведения фольклора, обрядовые песни;
4) играть в изученные народные игры;
5) исполнять соответствующие роли в театрализованных представлениях «Коляда»,
6) изготавливать несложные народные игрушки из соленого теста;
7) изготовлять куклу-оберег
8) различать детали народного костюма и их предназначение
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
-Участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений
в процессе работы.
-Использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения
самостоятельных творческих работ
-Представлять продукты творческой деятельности на выставках,
смотрах, олимпиадах.
-Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
-Участвовать в выставках декоративно – прикладного творчества и
конкурсной деятельности.
Метапредметные результаты
принимать и сохранять учебную задачу;
 планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом,
выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
 устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
 выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
15

 выслушивать собеседника и вести диалог;
 владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные и метапредметные результаты формируются на протяжении всех двух лет
обучения.
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучения

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

1

01.09.2025

31.05.2026

36

108

216

2х3

2

01.09.2026

31.05.2027

36

108

216

2х3

2.2.

Ко-во
учебных
недель

Кол-во
дней

Ко
л-во
часов

Режим
занятий

Условия реализации программы.

2.2.1. Материально-технические условия реализации программы
1.
Шумовые инструменты
2.
Реквизиты для театрализации спектаклей
3.
Сценические костюмы
4.
Инструменты и материалы для вышивки
5.
Инструменты и материалы для изодеятельности
6.
Аудио и видео и мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр)
7.
Помещение для проведения занятий, наличие столов и стульев, шкафов для хранения
материалов, витрин для выставок.
2.2.2.Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Родничок» обеспечивается
педагогом дополнительного образования, имеющего высшее педагогическое образование или
средне-специальное образование, профессиональную переподготовку по направлению
«Дополнительное образование детей и взрослых». Педагог прошел курсы повышения
квалификации по соответствующему направлению
2.2.3. Информационно--методическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето: сценарии
праздничных мероприятий в начальных и средних классах. – Волгоград: «Учитель», 2008.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Осень и зима: сценарии
праздничных мероприятий в начальных и средних классах. – Волгоград: «Учитель», 2008.
3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб. «Паритет»,
2005.
16

4. Богданов Г.Ф. Работа над сценической русской народной хореографией.- М.: ВЦХТ, 2009.
5. Ватаман В.П. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми. – Волгоград:
«Учитель», 2009.
6. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими
школьниками.- Волгоград: «Учитель», 2007.
7. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. /весна, осень, зима/.Волгоград: «Учитель», 2005.
8. Научно-популярный журнал «Народное творчество» /фольклор, самодеятельность,
ремесла/.- М.: 2008-2009.
9. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры).М.: АРКТИ, 1999.
10. Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников.- Волгоград: «Учитель»,
2009.
11. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие (Якубовская
Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н.); - СПб., 2015.
12. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей /весна,
лето, осень, зима/. – Волгоград: «Учитель», 2004.
13. Подшибякина С.Ю. Хоровод круглый год.- Волгоград: Учитель, 2004.
14. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / Якубовская
Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н./ - СПб., 2015.
15. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айриспресс, 2003.
16. Холл Д. Учимся танцевать. Веселые уроки для дошколят.- М.: АСТ: Астрель, 2009.
17. Якуб С.К. Вспомним забытые игры.- М.: «Детская литература», 1990.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при совместном
созданий изделий, а также при разработке проектов), фронтальная, индивидуальная,
коллективная.
Методы обучения (по способу организации занятий) : словесные, наглядные, практические.
Первый год обучения предполагает преобладание словесных и наглядных методов обучения.
На втором году изучения программы преобладают практические методы обучения.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
На первом году обучения программы преобладают объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный методы, на базовом- частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные, вводные,
итоговые, репетиционные
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и проектов,
конкурсы(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по декоративнохудожественному творчеству), комбинированные, демонстрация, выставка, генерация идей,
экскурсия
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы,
а также уровня модуля программы.

17

2.3.Формы аттестации и контроля.
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде выполнения практического
(творческого) задания по основным разделам программы.
Механизм оценки получаемых результатов:
•
Осуществление сбора материала;
•
Участие в КТД;
•
Создание коллективного и индивидуального проекта;
•
Участие в выставках и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться
следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки работ, тестирование,
опрос.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельных моделей, проектов;
- участие в выставках и соревнованиях на базе ОО;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
Оценка качества усвоения ДОП включает в себя:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в создание собственного произведения в рамках
изученных разделов, по окончанию 1-го года обучения
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде выставки работ, защиты
проектов, тестирования
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
2.4.Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения обучающимися
данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контрольноизмерительные и диагностические материалы представлены в виде диагностической карты для
отслеживания качества выполнения конкретного задания в рамках изученного раздела
(Приложение 1) и карты контроля, для проведения промежуточного и итогового контроля
(Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на
данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы на
занятиях, согласно критериям(Приложение3).
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО «Мастерилка»
реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 4)
Система оценки предполагает подведение итогов после каждого года обучения. В данной
программе четко прописаны требования к уровню подготовки обучающихся после завершения
каждого уровня программы. Причем результаты базового уровня прописаны для каждого года
обучения.
Успешность каждого обучающегося оценивается на основе наблюдений, его активности,
участие в постановках, наличия готовых изделий.
Данные результаты заносятся в карту наблюдений для каждого года обучения.
18

Оценка достижения личностных и метопредметных результатов проводится на основе
педагогического наблюдения, различных диагностических методик на усмотрение педагога.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельныхизделий;
- участие в выставках и постановках, концертах;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
Мониторинг личностных результатов:
•
Методика диагностики уровня экологического воспитания для младших школьников;
•
Изучение уровня мотивации обучения (Методика Н.Г. Лускановой);
•
Изучение уровня удовлетворенности работой учреждения (Адаптированная методика
Е.Н. Степанова.
Мониторинг метапредметных результатов
- Методика Е.М. Александровской, Ст. Громбах.
2.5.Список литературы
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
18. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето: сценарии
праздничных мероприятий в начальных и средних классах. – Волгоград: «Учитель», 2008.
19. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Осень и зима: сценарии
праздничных мероприятий в начальных и средних классах. – Волгоград: «Учитель», 2008.
20. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб. «Паритет»,
2005.
21. Богданов Г.Ф. Работа над сценической русской народной хореографией.- М.: ВЦХТ, 2009.
22. Ватаман В.П. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми. – Волгоград:
«Учитель», 2009.
23. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими
школьниками.- Волгоград: «Учитель», 2007.
24. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. /весна, осень, зима/.Волгоград: «Учитель», 2005.
25. Научно-популярный журнал «Народное творчество» /фольклор, самодеятельность,
ремесла/.- М.: 2008-2009.
26. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры).М.: АРКТИ, 1999.
27. Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников.- Волгоград: «Учитель»,
2009.
28. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие (Якубовская
Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н.); - СПб., 2015.
29. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей /весна,
лето, осень, зима/. – Волгоград: «Учитель», 2004.
30. Подшибякина С.Ю. Хоровод круглый год.- Волгоград: Учитель, 2004.
31. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / Якубовская
Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н./ - СПб., 2015.
32. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айриспресс, 2003.
33. Холл Д. Учимся танцевать. Веселые уроки для дошколят.- М.: АСТ: Астрель, 2009.
34. Якуб С.К. Вспомним забытые игры.- М.: «Детская литература», 1990.
19

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Базулина Л.В. Макраме. - Ярославль «Академия развития», 1999.
2. Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. – М.: Дет. лит., 1991.
3. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения: практическое пособие.- СПб.: «Корона-принт», 1998.
4. Грушина Л.В. Лоскутные куколки. (Народное творчество) – М.: Изд. дом «Карапуз», 2012.
5. Жегалова С.К. Росписи Хохломы: Рассказ.- М.: Дет. лит., 1991.
6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка. – М.: Эксмо, 2003.
7. Силаева К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Эксмо, 2003.
8. Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: «Академия
развития», 2000.
9. ШептуляА.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом.- М.: Эксмо, 2007.
10. Энциклопедия. Праздники народов мира./Бронштейн М.М./.- М.: «Росмен», 2004.

Рекомендуемые интернет-ресурсы
1. «Букашка», сайт для дошкольников( Уроки рисования и музыки, развивающие игры,
детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и
потешки) Текст: электронный //: [сайт]. — URL:http://bukashka.org (дата обращения
15.06.2025)
2. Вышивка для детей. Текст: электронный //: [сайт]. — URL:https://shebby--shikru.turbopages.org/shebby-shik.ru/s/vyshivka/vyshivka-dlya-detey.html (дата обращения
27.06.2025)
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Текст: электронный //: [сайт]. —
URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 03.07.2025)
4. Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения 03.07.2025)
5. Электронная библиотека (можно найти электронную книгу по нужной тематике) Текст:
электронный //: [сайт]. — URL:http://bookz.ru/ (дата обращения 18.07.2025)
6. Детская энциклопедия: обо всём на свете, о России, о живой природе, статистика и
карты, научно-популярный раздел, для души Текст: электронный //: [сайт]. — URL:.
http://www.sci.aha.ru/ (дата обращения 18.07.2025)
7. Детский развлекательно-развивающий сайт. Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://koshki-mishki.ru/ (дата обращения 20.07.2025)
8. «Детская площадка» Детский сайт для детей, родителей и классных руководителей.
Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.detplo.narod.ru (дата обращения
20.07.2025)
9. Гуманитарное развитие (Онлайн-ресурсы Министерства просвещения для обеспечения
дистанционного обучения детей, образовательные платформы) Текст: электронный //:
[сайт]. — URL:https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduetshkolam-polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/ (дата
обращения 18.07.2025)

20

Приложение 1
Диагностическая карта наблюдения

Ф. И
обучающе
гося

Теоретические
Знания (3 б.)

Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.

Практические Знания
(3 б.)

Критерии оценки

Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.

Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий

Итого
(сумма
баллов)

Приложение 2
Карта контроля
Нумерация критериев, по которым производится наблюдение, соответствует нумерации
соответствующих планируемых результатов обучения.
Раздел: предметные результаты
1 год обучения(стартовый уровень)
№ ФИО
п/п

Знает на уровне ( высоком- «В»,
достаточном- «Д», низком- «Н»)
1

2

3

4

5

6

Умеет на уровне ( высоком«В», достаточном- «Д»,
низком- «Н»)
1
2
3
4
5
6

7

1
2
2 год обучения( базовый уровень)
№ ФИО
Знает на уровне ( высоком- «В»,
п/п
достаточном- «Д», низком- «Н»)
1

2

3

4

5

6

7

8

Умеет на уровне ( высоком- «В»,
достаточном- «Д», низком- «Н»)
1
2
3
4 5
6 7 8

1
2
Уровень знаний и умений ( высокий - «В», достаточный- «Д», низкий- «Н») определяется
на основе критериев оценивания.

22

Приложение 3
Критерии оценивания
Теория:
Уровни усвоения материала
Низкий: не различают, путает виды фольклора, допускают ошибки при перечислении
правил народных игр; не могут назвать основные русские народные праздники, традиции,
промыслы, игры, различия между праздником, традицией, промыслом, игрой, виды
народных игрушек, особенности и традиции народных праздников, детали и историю
народного костюма (2-й год обучения).
Средний (достаточный): различают основные виды фольклора, допускают ошибки при
перечислении правил народных игр; могут назвать основные русские народные
праздники, традиции, промыслы, игры с опорой на картинки, подсказки, характерные
признаки, различия между праздником, традицией, промыслом, игрой, знают виды
народных игрушек, но затрудняются назвать их назначение, историю возникновения;
знают особенности и традиции народных праздников в общих чертах; знают и могут
назвать детали народного костюм с опорой на наглядность, путаются в истории
возникновения( 2-й год обучения); знают историю вышивки в общих чертах.
Высокий: различают виды фольклора, могут назвать правила народных игр; могут
назвать основные русские народные праздники, традиции, промыслы, игры, различия
между праздником, традицией, промыслом, игрой, виды народных игрушек, особенности и
традиции народных праздников, детали и историю народного костюма (2-й год обучения).
Практика:
Уровни усвоения материала
Низкий: с трудом различают изученные формы фольклора; могут только при
непосредственной помощи педагога создать несложные изделия народных промыслов;
знают названия, но не помнят наизусть простые произведения фольклора; путают правила
при игре в изученные народные игры; допускают ошибки при исполнении
соответствующих ролей в театрализованных представлениях; испытывают затруднение
при назывании деталей народного костюма, не знают их предназначение и историю
возникновения (2-й год обучения).
Средний (достаточный): различают изученные формы фольклора; могут только при
непосредственной помощи педагога создать изделия народных промыслов, самостоятельно
самые простые изделия; знают названия, но помнят наизусть только часть изученных
произведений фольклора; путают правила при игре в некоторые из изученных народных
игр; допускают незначительные ошибки при исполнении соответствующих ролей в
театрализованных представлениях; могут назвать называние деталей народного костюма,
но испытывают затруднение в определении их предназначения, истории возникновения (
2-й год обучения)
Высокий: различают изученные формы фольклора; могут самостоятельно создать
изделия народных промыслов; знают названия, помнят наизусть большую часть изученных
произведений фольклора; знают и соблюдают правила при игре в изученные народные
игры; исполняют соответствующие роли в театрализованных представлениях; могут
назвать называние деталей народного костюма, определить их предназначение, рассказать
историю возникновения (2й год обучения);.
23

Приложение 4
План воспитательных мероприятий
Дата

Мероприятия

Форма проведения

В течение
учебного года

Работа с родителями

Собеседование,
индивидуальные
консультации

Октябрь

Что мы знаем о народных
праздниках?

Викторина

Ноябрь

Конкурс мастеров

Конкурс поделок

Декабрь

Новогодние подарки

Изготовление(декор) открыток
и подарков для близких.
Акция «По зову сердца»
(открытки и сувениры к
Новому году для УТФ и
участников СВО)

Февраль

Акция «Письмо солдату». «Подарок
солдату»

Открытки и сувениры для
УТФ и участников СВО.
Написание писем.

Март

Подарок маме

Подарок для близких.

Апрель

Кругосветка «В мире русских
традиций и праздников»

кругосветка

Театрализованное преставление
русской народной сказки

Представление

Победный май

Акция «По зову сердца»

Май

(открытки, письма, сувениры
для УТФ и участников СВО)

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».