ДОП Землята

Муниципальное казенное учреждение
Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики
МО Долинский МО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б, тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 28.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 24 - ОД от 28 .07. 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЗЕМЛЯТА»
Направленность программы: естественно-научная
Тип программы: разноупровневая
Уровень освоения: стартовый, базовый
Адресат программы: дети 7 -15 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Попова Наталья Геннадиевна

с. Быков
2025 год

1.3.1.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик программы…………………………….
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………
1.3. Содержание программы……………………………………………………
1.3.1. Учебный план……………………………………………………………….
1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………………….
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………
2.1. Календарный учебный график……………………………………………
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ………………………………….
2.2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение…………………………….
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….
2.5. Список литературы ……………………………………………………………
Приложение 1 (Диагностическая карта)…………………………………………
Приложение 2 (Карта контроля)………………………………………………….
Приложение 3 (Критерии оценивания)…………………………………………...
Приложение 4 (План воспитательных мероприятий)…………………………..

5
5
6
8
8
11
15
17
17
17
17
17
17
19
19
20
22
23
26
27

2

Дополнительная общеразвивающая программа «Землята» составлена в соответствии с
нормативно правовыми документами:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304ФЗ (ст. 1, 2);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/06
«О направлении методических рекомендации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в Сахалинской
области;

3

 Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. №
3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного
образования детей в Сахалинской области».

 Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации
дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в Сахалинской области»;
 Устав ОО
 Локальные акты ОО

4

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка.

Направленность программы: естественно-научная
Вид деятельности: экология
Тип программы: разноуровневая
Уровень сложности: стартовый, базовый
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Программа является модифицированной.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические
проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека. Их решение
зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все
живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической
совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для
решения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях
в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь
к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома,
помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в
этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное
на Земле можно и нужно еще в раннем школьном возрасте. Именно в это время сознание
ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познания в окружающем его мире, охотно
откликается на добро. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы,
взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий на
единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный
мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы жизни природы,
научиться жить в гармонии с ней.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные
взаимоотношения, через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и
родителями через общественные и научные организации, через психологический климат в
коллективе. Все это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.
Актуальность данной программы заключается еще в том, что она способствует оздоровлению
детей: занятия в большинстве проводятся на свежем воздухе, лишены статичности, дети
находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный
уровень.
Новизна программы состоит в том, что данная программа является разноуровневой, то есть
обучение идет от простого к сложному, программа рассчитана на усвоение материала на
стартовом (ознакомительном уровне) в первый год обучения, и освоение материала на базовом
уровне на втором-третьем годах обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в программу
включены новые педагогические технологии в проведении занятий это технология
проектного обучения и технология проблемного обучения, вместе с ними остаются
традиционные технологии групповые, игровые, коллективно-творческие. Особое внимание в
программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся знакомятся с
рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия,
5

учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; овладевают отдельными
технологическими операциями; осваивают проектную деятельность.
Адресат программы:
Программа обьединения «Землята» рассчитана на обучающихся 7–15 лет. Отбор в
группы производится на основе собеседования и просмотра. Приоритетным основанием для
зачисления в группу является интерес к выбранному направлению.
Наполняемость групп первого года обучения составляет 8-10 человек,
Обучающиеся принимаются в творческое объединение по заявлению родителей.
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества. Набор в
творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных требований в
соответствии со способностями и наклонностями детей.
Прием на обучение в Образовательную организацию проводится на принципах равных
условий приема для всех поступающих. Дети с ограниченными возможностями здоровья и
попавшие в трудную жизненную ситуацию зачисляются на обучение без ограничения
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период
Продолжительность Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
занятий
в
часов
в
занятий
недель
часов в
неделю
неделю
год
1 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

2 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

3год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

Итого по
программе

648 ч.

Режим занятий: программа рассчитана на 3 года обучения -216ч; занятия проходят 3 раза
в неделю- по 2 сдвоенных часа. Перерыв между занятиями – 10 минут
Продолжительность академического часа: 45 минут (для обучающихся 7 лет, первое
полугодие- 30 минут)
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8-10);
- парная;
- индивидуальная.

1.2.Цели и задачи программы
Стартовый уровень
Цель: формирование у обучающихся стартовых знаний об объектах живой и неживой
природы, их взаимосвязях и взаимодействии с человеком
Задачи:
Предметные:
- познакомить с общими понятиями об экологии, представителями живой и неживой
природы;
- научить работать с природным материалом, уметь складывать животные цепочки и
классифицировать животных;
- научить правилам поведения в лесу;
6

- научить приемам создания изделий декоративно –прикладного творчества из природного
и бросового материал;
- научить основам проектной деятельности
Метапредметные:
Способствовать развитию:
- аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в
команде;
- творческих и интеллектуальных навыков;
- интеллектуальной сферы;
– способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций.
Личностные
- создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально
значимой деятельности
- создать условия для создания благоприятного психологического климата, для
приобретения практических умений, навыков в области охраны природы и рационального
природопользования.
- формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении
Базовый уровень
Цель: формирование у обучающихся экологического мышления, способности осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умения жить в
относительной гармонии с природой.
Задачи:
Предметные:
- научить выявлять экологические проблемы и предлагать варианты их решения;
- научить оказывать первую медицинскую помощь в походе;
- научить подбирать материал для проекта и защищать его;
- научить основам природоохранной деятельности
Метапредметные:
Способствовать развитию:
- аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в
команде;
- творческих и интеллектуальных навыков;
- интеллектуальной сферы
– способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций.
Личностные
- создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально
значимой деятельности
- создать условия для создания благоприятного психологического климата, для
приобретения практических умений, навыков в области охраны природы и рационального
природопользования.
- формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении
Личностные и метапредметные задачи решаются на протяжении всех трёх лет обучения.
7

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения

№

Наименование темы

Кол-во
часов

Теория

Практика

1.

Комплектование групп.
Тренинги на сплоченность

6

2

2.

Вводное занятие. Набор
группы.
Что такое природа?

2

2

16

6

10

16

4

12

20

6

14

10

4

6

24

8

16

18

8

10

18

8

10

Удивительный мир
шестиногих

18

8

10

Живые цепочки

16

6

10

12.

О связи неживой и
живой природы

16

6

10

13.

Проектная совместная
деятельность.

20

6

14

4

3.
4.

«Прозрачный
невидимка»

5.
Вода и ее превращения
6.

7.

8.

9.

10.

Наша кормилица – земля
Зеленый наряд Земли
О диких зверях и
домашних животных

Форма
аттестации/контро
ля

Крылатые помощники

11.

Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа

8

14.

Подготовка к отчетному
мероприятию

8

2

15.

Промежуточный
контроль (Тестирование,
отчетная выставка, концерт)

2

2

16.

6

6

Практическая
работа
6

Резервные часы.
Свободная тема
ИТОГО:

216

78

Кол-во
часов

Теория

Практическая
работа

Практическая
работа

138

Учебный план 2-го года обучения
№

Наименование темы

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Экология – наука.

8

2

6

3.

География и биология –
неразлучны.

8

2

6

50
50

16
14

34
36

4.

5.

6.

Знакомые незнакомцы
- дикие животные
-пернатые животные
Вся природа –
экосистема.

14

4

10

20

4

16

30

6

24

Экология и люди.

7.

Практические занятия (в
течение года)

8.

Проектная деятельность
14

9.

4

10

Подготовка к отчетному
мероприятию
12

2

10

Форма
аттестации/контро
ля
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа

9

10.

Промежуточный контроль
(Отчетная выставка,
концерт)

2

2

Практическая
работа

11.

Резерв. Свободная тема

6

6

Практическая
работа

Итого:

216

56

Кол-во
часов

Теория

160

Учебный план 3-го года обучения
№

1.

2.

3.

Наименование темы

Практика

Вводное занятие.
2

2

Комнатные растения.
Разведение. Уход за ними.

18

4

14

Растительный мир.
Растения родного края

22

6

16

Форма
аттестации/контро
ля
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа

4.

Мир насекомых.
Насекомые нашей области.

20

8

12

Практическая
работа
Творческая работа

5.

Обитатели вод. Рыбы,
обитающие в реках и морях
области.

20

6

14

Практическая
работа
Творческая работа

6.

Обитатели воздушного
пространства. Птицы
родного края.
Животный мир. Звери,
обитающие на территории
своей области.

26

10

16

22

18

4

7.

8.

Охрана природы родного
края.

24

2

22

9.

Советы юному туристу.

20

10

10

Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
10

10.

Практические занятия.
Проектная деятельность.

11.

Подготовка к отчетному
мероприятию.

12.

Аттестация по итогам
реализации программы
(Отчетная выставка,
концерт).
Резерв.
Свободная тема

13.

ИТОГО:

22

22

12

12

2

2

6

6

216

70

Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа

146

*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В
случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации творческих
занятий, созданию обучающимися собственных моделей и поделок

1.3.2.Содержание учебного плана
Первый год обучения
1.
Вводное занятие. (2 ч)
Знакомство, правила поведения, режим работы. Цели и задачи объединения, план занятий.
Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Правила техники безопасности
2.
Что такое природа? (16 ч)
Теоретические сведения.(6 ч)
Что такое природа и как люди её используют. Как люди узнали о природе и жизни на
Земле. Что представляет собой Земля. Как люди составляли план-карту местности, на которой
они жили. Поверхность Земли и ее изображение на карте.
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Зарисовка план-карты местности.
3.
Прозрачный невидимка. (16 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Что такое воздух? «Южный ветерок» - экологическая сказка (чтение и обсуждение).
Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля. Источники загрязнения воздуха.
Мероприятия по его охране. Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов.
Практическая работа.(12 ч)
Свойства воздуха (проведение опытов). Инсценировка экологической сказки «Великий
спор».
4.
Вода и ее превращения. (20 ч)
Теоретические сведения.(6 ч)
Что такое вода? «Родник» - экологическая сказка (чтение и обсуждение). Беседа:
«Путешествие по глобусу». Беседа «Круговорот воды в природе». Беседа «Значение воды в
жизни всего живого. Использование ее человеком». Беседа «Источники загрязнения воды.
Меры охраны».Как сохранить воду чистой? Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»
Практическая работа.(14 ч)
11

Свойства воды (проведение опытов). Тесты, викторины. Подвижная игра «Ходят капельки
по кругу». Изготовление поделок из природного и бросового материала.
5.
Наша кормилица – Земля. (10 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Что такое почва? «Дождевой червяк» - экологическая сказка. Как сберечь почву?
Практическая работа.(6 ч)
Тесты, викторины, кроссворды.
6.
Зелёный наряд Земли. (28 ч)
Теоретические сведения.(10 ч)
Поговорим о растениях. Культурные и дикорастущие растения. Что растет в лесу: деревья,
кусты, трава. Овощи и фрукты. Могут ли овощи принести вред нашему здоровью? Грибными
дорожками. Растения лечат (беседа о лекарственных растениях). В мире цветов. Путешествие
растений («Маленькие путешественницы»- экологическая сказка). Как помочь нашим зеленым
друзьям? Беседа «Береги лес от пожара»
Практическая работа.(18 ч)
Посадка лука. Конкурсно-познавательная программа «Грибная карусель». Цветочная
викторина. Посев семян цветов и лекарственных растений для выращивания рассады.
Подготовка и показ театрализованного представления «Чудо-листья».
7.
О диких зверях и домашних животных. (18 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
Звери, которые обитают в лесу. Домашние животные. «Кролик и зайчиха» - экологическая
сказка. Как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям.
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Поле Чудес «Животные». Изготовление поделок из природного и
бросового материала.
8.
Крылатые помощники. (18 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
Какие бывают птицы? «Как скворец себе дом выбирал?»- экологическая сказка. Как
подкармливать птиц? Как охранять птиц?
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Познавательно-развлекательная игра «Пернатые друзья».
9.
Удивительный мир шестиногих.(18 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
Знаете ли вы о насекомых? «Катя и божья коровка»- экологическая сказка. Как сохранить
самых древних обитателей нашей планеты?
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Викторины, конкурсы.
10.
Живые цепочки. (16 ч)
Теоретические сведения.(6ч)
Как связаны между собой в живой природе деревья, птицы, звери и насекомые. «Письмо из
леса» (обсуждение). «Рябина»- экологическая сказка. Как сохранить живые цепочки в природе?
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Викторина.
11.
О связи неживой и живой природы. (18 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
«Великан и Голубое озеро»- экологическая сказка. Как сохранить связи неживой и живой
природы.
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка в лес. Викторина.
12.
Проектная совместная деятельность. (20 ч)
12

Учащимся предлагаются темы по пройденному материалу. Готовится проект. Защита
проекта.
Посещение выставок, экскурсии, участие в творческих мастерских.
13.Подготовка к отчетному концерту. (8 ч)
Разработка сценариев экологических спектаклей. Репетиции.
Резервные часы предусмотрены на случай форс-мажорной ситуации.
14.Итоговое занятие. Промежуточный контроль(2 ч)
Отчетный концерт, выставка поделок из природного материала
15.Резервные часы (6ч)
Второй год обучения
1.
Вводное занятие. (2 ч)
Знакомство, правила поведения, режим работы. Цели и задачи объединения, план занятий.
Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Правила техники безопасности
2.
Экология – наука. (8 ч)
Теоретические сведения.(2 ч)
Что такое экология. Предмет и задачи экологии.
Практическая работа.(6 ч)
Прогулка в лес. Сбор природного материала для поделок и выполнение экологических
задач.
3.
География и биология – неразлучны. (8 ч)
Теоретические сведения.(2 ч)
Что мы называем средой обитания? Что такое адаптация? Поговорим о биосфере.
Практическая работа.(6 ч)
Прогулка в лес: сбор природного материала, выполнение экологических задач.
4.
Знакомые незнакомцы. Дикие животные (50 ч). Пернатые животные
(50ч)
Теоретические сведения.(30ч)
Игра «Поле Чудес». Дикие животные: заяц, лисица, волк, медведь, белка, лось, рысь,
соболь, тигр и др. Пернатые жители: воробей, ворона, соловей, дятел, снегирь, скворец и др.
Практическая работа.(70 ч)
Прогулка в лес: выполнение экологических задач. Зарисовка изученных животных и
увиденного в лесу. Изготовление поделок из природного и бросового материала
5.
Вся природа – экосистема. (14 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Совместное обитание живых организмов в природе. Природные и искусственные
сообщества. Рассказ об экологических пирамидах.
Практическая работа.(10 ч)
Игра: «Живая пирамида». Прогулка в лес, выполнение экологических задач.
6.
Экология и люди. (20 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком.
Сохранение природы и самого человека.
Практическая работа.(16 ч)
Проект: «Защитим природу», «Разработка экологических знаков». Прогулка в лес,
выполнение экологических задач.
7.
Практические занятия. (30 ч)
Работа на участке, уборка территории, посадка клумб, изготовление поделок из природного
материала
Посещение выставок, экскурсии, участие в творческих мастерских.
13

Свободная тема
8.Проектная деятельность(14ч)
Практическая работа(14ч)
Изготовление изделия из природного материала. Пошаговое описание.
презентацией. Защита проекта.
9.Подготовка к отчетному концерту. (12 ч)
Разработка сценариев экологических спектаклей. Репетиции.
10. Итоговое занятие. Промежуточный контроль.(2 ч)
Отчетный концерт, выставка поделок из природного материала.
11.Резерв(6 ч.).

Работа над

Третий год обучения
1. Вводное занятие. (2 ч)
Знакомство, правила поведения, режим работы. Цели и задачи объединения, план занятий.
Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Правила техники безопасности.
2. Комнатные растения. Разведение и уход за ними. (18 ч)
Теоретические сведения.(4 ч)
Растения вечного лета. Группы комнатных растений. Зеленое убранство квартиры. Уход за
комнатными растениями.
Практическая работа.(14 ч)
Конкурсы и викторина.
3. Растительный мир. Растения родного края. (22 ч)
Теоретические сведения.(6 ч)
Экскурсии «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений), «Осенние
краски природы (смена окраски листьев, листопад)». Кустарники. Их роль для человека. Травы.
Лекарственные растения. Растения-сорняки и вредители здоровья человека.
Практическая работа.(16 ч)
Викторина «Зеленый мир вокруг нас». Сбор и создание гербариев. Изготовление поделок из
природного и бросового материала
4. Мир насекомых. Насекомые нашей области. (20 ч)
Теоретические сведения.(8 ч)
Виды. Места обитания. Какую пользу приносят насекомые. Насекомые-вредители.
Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми. Охрана полезных
насекомых, борьба с вредителями.
Практическая работа.(12ч)
Викторина-игра «Спор насекомых». Изготовление поделок из природного и бросового
материала
5.Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках и морях области. (20 ч)
Теоретические сведения.(6 ч)
Общие признаки позвоночных животных. Промысловые рыбы. Рациональное их
использование. Рыбы, обитающие в реках области. Охрана рыбных богатств. Аквариумное
рыбоводство. Разведение рыб в аквариумах.
Практическая работа.(14 ч)
Викторина «Золотая рыбка». Изготовление поделок из природного и бросового материала.
6.Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края. (26 ч)
Теоретические сведения.(10 ч)
Дикие и домашние птицы (виды и места обитания). Птицы – обитатели нашей области:
водоплавающие птицы, хищники, птицы леса, птицы, занесенные в Красную книгу, домашние
птицы. Охрана и привлечение птиц.
14

Практическая работа.(16 ч)
Сооружение и установка скворечников, кормушек. Викторина «Птичка-невеличка», игра
«Птичий час». Изготовление поделок из природного и бросового материала
7.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. (22 ч)
Теоретические сведения. (18 ч)
Животный мир (общие понятия). Дикие и домашние животные. «Мой друг» (праздник
домашних животных). Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами. Звери,
обитающие на территории области. Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в
жизни человека. Краснокнижные виды.
Практическая работа.(4 ч)
Викторина «В мире животных».
8.Охрана природы родного края. (24 ч)
Теоретические сведения. (2 ч)
Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и Сахалинской области.
Практическая работа.(22 ч)
Экскурсия-знакомство с природой ближайшего окружения. Экскурсии в краеведческий
музей и зоопарк. Изготовление поделок из природного и бросового материала
9.Советы юному туристу. (20 ч)
Теоретические сведения.(10 ч)
Изучение основных туристических навыков. Первая медицинская помощь в походе.
Правила поведения в походе.
Практическая работа.(10 ч)
Прогулка на поляну. Ее облагораживание. Игры на лоне природы.
Свободная тема
10.Практические занятия. Проектная деятельность. (22ч)
Разработка плана проекта «Чистый уголок моего детства». Эскиз. Создание макета
из пластилина зоны отдыха глазами детей. Изготовление учащимися «Запрещающих»
знаков. Работа над презентацией. Уборка выбранной территории для зоны отдыха. Установка
заготовленных знаков. Фотосессия вместе с детьми. Защита проекта. Поддержание территории
в чистоте.
11. Подготовка к отчетному мероприятию. (10 ч)
Разработка сценариев экологических спектаклей. Репетиции.
12. Аттестация по итогам реализации программы (2 ч)
Отчетный концерт, выставка поделок из природного материала.
13. Резерв (6 ч.)
1.4.Планируемые результаты
Предметные результаты
Результатом обученности детей по программе является определенный объем знаний и
умений.
К концу первого года обучения, учащиеся должны знать:
- общие понятия об экологии;
- правила работы с острыми и режущими предметами;
- понятие о живой и неживой природе;
- распространённые виды животных и растений;
-основные этапы создания проекта
К концу первого года обучения, обучающиеся должны уметь:
- классифицировать животных и растения;
15

- работать с природным материалом;
- уметь складывать животные цепочки;
- создавать с помощью педагога несложный проект;
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках изученных тем)
- создавать несложные проекты с помощью педагога
К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:
- основные понятия географии и биологии;
- правила техники безопасности;
- виды и способы экологической защиты;
-понятие экосистемы;
- способы взаимодействия человека и природы;
- технологию выращивания отдельных видов овощных культур и цветов
- этапы работы над проектом
К концу второго года обучения, обучающиеся должны уметь:
- проектировать предстоящую деятельность;
- представлять готовые изделия;
- пользоваться дополнительной литературой при работе с природным материалом.
- выращивать отдельные виды овощей и цветов.
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках изученных тем)
- создавать несложные коллективные проекты
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать:
- правила поведения в лесу, в походе;
- общие признаки позвоночных;
- виды животных и растений своего края;
- основные природные ресурсы и достопримечательности родного края
- виды природоохранной деятельности
- этапы работы над проектом и их содержание
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны уметь:
- оказывать первую медицинскую помощь в походе.
- осуществлять подготовку к походу;
- уметь подбирать материал для проекта и защищать его.
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках изученных тем)
- создавать индивидуальные проекты
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирования желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Метапредметные результаты
принимать и сохранять учебную задачу;
 планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом,
16

выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
 устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
 выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
 выслушивать собеседника и вести диалог;
 владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные и метапредметные результаты формируются на протяжении всех трёх лет
обучения.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучения

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

1

01.09.2025

31.05.2026

36

108

216

2х3

2

01.09.2026

31.05.2027

36

108

216

2х3

3

01.09.2027

31.05.2028

36

108

216

2х3

2.2.

Ково
учебных
недель

Колво дней

Ко
л-во
часов

Режим
занятий

Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо материально – техническое
обеспечение:
1. Оборудованный кабинет с необходимым количеством учебных мест.
2. Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран).
3. Инструменты и материалы: Садовый инвентарь (лопаты, тяпки, грабли, лейки и др.)
инструменты для работы с комнатными растениями, кашпо, канцелярские пренадлежности
для изготовления гербариев и поделок из природного материала.

2.2.2.

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Землята» обеспечивается
педагогом дополнительного образования, имеющего высшее педагогическое образование и
средне-специализированное,
профессиональную
переподготовку
по
направлению
«Дополнительное образование детей и взрослых». Педагог прошел курсы повышения
квалификации.
2.2.3. Информационно--методическое обеспечение
17

1. Макеев С.С. «Ликвидация экологической безграмотности». – Южно-Сахалинск:
Сахалинское книжное издательство, 2002 г.
2. Первухина Е.Л. «Экологическое образование в походных условиях», ЮжноСахалинск: «Триллиум», 2002 г.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников», М.: «Вако», 2005 г.
4. Напольная игра твистер к теме: «Лососевые рыбы»
5. Настольная игра: «Географическое лото Сахалинской области»

Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных технологий
Программа реализуется в форме сетевого сотрудничества с МБУК «Долинская
централизованная библиотечная система», библиотека № 2 с. Быков
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при совместной
сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная, индивидуальная,
коллективная
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные, вводные,
итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, конкурсы, конференции(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях
по данному направлению), комбинированные, демонстрация, выставка, генерация идей
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания данной
образовательной программы и возраста воспитанников (деловые и ролевые игры, миниисследования, экскурсии, творческие задания, конкурсы, (участие в районных, международных
и всероссийских) проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со
специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы).
Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем
осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем.
Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос или в качестве
обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы . Наиболее
продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу, дискуссию (не более 1015 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и
навыков (выступать, мыслить, быстро и аргументировано). Применяться данная форма может
нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять
полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий, учащихся для
выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени
усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов.
Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др.
Результативность участие в районных, всероссийских и международных конкурсах
позволяет реализовать «ситуацию успеха».
18

Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная
организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие
фантазии и творческих способностей детей.

2.3.Формы аттестации и контроля.
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде выполнения практического
(творческого) задания по основным разделам программы.
Механизм оценки получаемых результатов:
• Осуществление сбора материала;
• Участие в КТД;
• Создание коллективного и индивидуального проекта;
• Участие в выставках и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться
следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки работ, тестирование,
опрос.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельных моделей, проектов;
- участие в выставках и соревнованиях на базе ОО;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
Оценка качества усвоения ДОП включает в себя:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в создание собственного произведения в рамках
изученных разделов, по окончанию 1-го и 2-го годов обучения
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде выставки работ, защиты
проектов, тестирования
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
2.4.Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения обучающимися
данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контрольноизмерительные и диагностические материалы представлены в виде диагностической карты для
отслеживания качества выполнения конкретного задания в рамках изученного раздела
(Приложение 1) и карты контроля, для проведения промежуточного и итогового контроля
(Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на
данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы на
занятия, согласно критериям.(Приложение 3)
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО «Землята»
реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 4)
Мониторинг личностных результатов:
19


Методика диагностики уровня экологического воспитания для младших
школьников;

Изучение уровня мотивации обучения (Методика Н.Г. Лускановой);

Изучение уровня удовлетворенности работой учреждения (Адаптированная
методика Е.Н. Степанова.
Мониторинг метапредметных результатов
- Методика Е.М. Александровской, Ст. Громбах.
2.5.Список литературы
Список литературы
Для педагога:
1.
Агапова И., Давыдова М. «Лучшие поделки из природных материалов». – М.: ООО
ИКТЦ «Лада», 2009г.
2.
Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: Биология, экология,
здоровый образ жизни», Волгоград: «Учитель», 2001 г.
3.
Белибихина Н.А., Королева Л.А. «Организация дополнительного образования в школе:
планирование, программы, разработки занятий». – Волгоград: «Учитель», 2009 г.
4.
Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж: «Учитель», 2004
г.
5.
Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж: «Учитель», 2002
г.
6.
Вавилина Е.М. «Экологическое воспитание в школе. 5-9 кл.», Волгоград: «Учитель»,
2008 г.
7.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада:
Экология», Воронеж: «Учитель», 2005 г.
8.
Выготский Л.С. «Психология», - М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2002 г.
9. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей», - Волгоград:
«Учитель», 2007 г.
10. Иванченко В.Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые
подходы», - Волгоград: «Учитель», 2007 г.
11. Кузнецов В.Н. «Экология 5-11 классы», Москва: «Дрофа», 2003г.
12. Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных
мероприятий». – Волгоград: «Учитель», 2007г.
13. Норенко И.Г. «Экологическое воспитание в школе», Волгоград: «Учитель», 2007 г.
14. «Педагогика: учебное пособие»/под ред. П.И.Пидкасистого, - М.: «Высшее
образование», 2008 г.
15. Потапов А.Д. «Экология», М.: «Высшая школа», 2000 г.
16. Сластёнин В.А. «Педагогика: учебное пособие для студентов высш.уч. заведений». – М.:
Издательский центр «Академия», 2007 г.
17. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками. Занятия, экологические
игры, викторины, экскурсии». – Волгоград: «Учитель», 2009г.
Для обучающихся и родителей:
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутин А.С. «Мир и человек: земля, части света», М.:
«Дрофа», 1998 г.
2. Владимирская Л.А. «От осени до лета», Волгоград: «Учитель», 2004г.
20

3. Грехова Л.И. «В союзе с природой», Москва-Ставрополь: ЦГЛ, «Сервисшкола»,
2003г.
4. Грибов П.Д. «Как человек исследует, изучает, использует природу», Волгоград:
«Учитель», 2004г.
5. Елизарова Е.М. «Знакомые незнакомцы. Окружающий мир», Волгоград:
«Учитель», 2007г.
6. Киселева Н.П., Литвинцева Э.В., Павлов А.Г. «Выбери будущее сегодня: книга
для тех, кому жить в 21 веке» (Пособие для учителей), СПб: «АсЭкО», 2001г.
7. Корнел Дж. «Радость общения с природой», Владивосток: «Зов тайги», 1995 г.
8. Ляшенко Е.А. «Школа юного краеведа», Волгоград: «Учитель», 2007г.
9.
Маркелова О.Н. «Поделки из природного материала». – Волгоград:
«Учитель», 2009 г.
10.
Хаткевич О.А., Минич О.А. «Природа и мы», Мн.: Изд. ООО «КрасикоПринт», 2004 г.
11.
Зарывахина Н.И. «Занимательная ботаника», Луганск: «Янтарь», 2004 г.
12.
Кларина Л.М. «Уроки гнома Эконома и феи Экологии», М.: «Вита-Пресс»,
1995г.
13.
Корецкая Т.Л., Моисеев А.П. «Комнатные растения. Универсальный
справочник», Челябинск: «Акраим», 2003г.
14.
Латынова Н. «Сказки Земли», Москва: «Лист», 1999г.
15.
Левитман М.Х. «Экология – предмет: интересно или нет?», СанктПетербург: «Союз», 2001г.
16.
Литвинцева Э.В., Киселева Н.П., Егорова О.Ю. «Выбери будущее сегодня:
книга для тех, кому жить в 21 веке (пособие для учащихся)». – СПб: «АсЭкО», 2001 г.
17.
Фадеева Г.А. «Экологические сказки», Волгоград: «Учитель», 2005г.
18.
Чиприани В. «Поделки из природных материалов», М.: ЗАО «Издательская
группа «Контэнт», 2008 г.
19.
Чубарьян А.О. «Энциклопедия живой природы». В 10 тт. – М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2007 г.
20.
Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки: экология для малышей», Москва:
«Книголюб», 2005г.
21.
«Экологические записки Сахалина» (информационный бюллетень) № 3-6,
Южно-Сахалинск: СахОКСЭВ, 2002-2006 гг.
Интернет-ресурсы
1. «Школа для всех» Сетевые исследовательские лаборатории Текст: электронный //:
[сайт]. — URL:http://setilab.ru/ (дата обращения 12.06.2025)
2. Система «Планета Знаний» Текст: электронный //: [сайт]. —
URL:http://planetaznaniy.astrel.ru/astrel.htm/ (дата обращения 21.06.2025)
3. Электронная экологическая энциклопедия. Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://ecology.aonb.ru/Glavnaja.html (дата обращения 21.06.2025)
4. Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева
(Виртуальные экскурсии, выставки) Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
http://www.gbmt.ru/ru/exhibition/?arFilter_ff%5BNAME%5D=&arFilter_pf%5BTYPE%5D=523
&set_filter=Показать&set_filter=Y (дата обращения 03.07.2025)
5. Видео лекции по биологии. Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLXXfaK9LG5bKZbv3fhgTSTDXyAxoYof8W (дата
обращения 16.07.2025)

21

Приложение 1
Диагностическая карта наблюдения

Ф. И
обучающе
гося

Теоретические
Знания (3 б.)

Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.

Практические Знания
(3 б.)

Критерии оценки

Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.

Итого
(сумма
баллов)

Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий

22

Приложение 2
Карта контроля

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного количества
баллов; средний 60-80%;
1 год обучения
Критерии оценки

Теория
ЗНАЮТ:
- общие понятия об экологии;
- правила работы с острыми и режущими предметами;
- понятие о живой и неживой природе;
- распространённые виды животных и растений;
-основные этапы создания проекта
-

ТБ

при

работе

с

режущими,

колющими

предметами

и

электрооборудованием
Практика
УМЕЮТ:
- классифицировать животных и растения;
- работать с природным материалом
- уметь складывать животные цепочки;
- создавать с помощью педагога несложный проект;
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках
изученных тем)
23

- создавать несложные проекты с помощью педагога
- соблюдают ТБ при работе с режущими, колющими предметами и
электрооборудованием
Итого:

2 год обучения

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

Теория
ЗНАЮТ:
- основные понятия географии и биологии;
- правила техники безопасности;
- виды и способы экологической защиты;
-понятие экосистемы;
- способы взаимодействия человека и природы;
- технологию выращивания отдельных видов овощных культур и
цветов
- этапы работы над проектом
Практика
УМЕЮТ:
- проектировать предстоящую деятельность;
- представлять готовые изделия;
- пользоваться дополнительной литературой при работе с природным
материалом.
- выращивать отдельные виды овощей и цветов.
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках
изученных тем)
- создавать несложные коллективные проекты
Итого:
24

3 год обучения

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

Теория
ЗНАЮТ:
- правила поведения в лесу, в походе;
- общие признаки позвоночных;
- виды животных и растений своего края;
- основные природные ресурсы и достопримечательности родного
края
- виды природоохранной деятельности
- этапы работы над проектом и их содержание
Практика
УМЕЮТ:
- оказывать первую медицинскую помощь в походе.
- осуществлять подготовку к походу;
- уметь подбирать материал для проекта и защищать его.
- создавать поделки из природного и бросового материала( в рамках
изученных тем)
- создавать индивидуальные проекты
Итого:

25

Приложение 3
Критерии оценивания
Уровни усвоения материала
Низкий: Путают понятия об экологии, основные понятия географии и биологии, с трудом
классифицируют животных, неумело работают с природным и бросовым материалом, не умеют
пользоваться литературой при работе с природным материалом, не знают основные этапы
работы над проектом.
Средний (достаточный): дети с помощь педагога могут работать с природным и бросовым
материалом; допускают ошибки, но самостоятельно их исправляют; самостоятельно находят
тему проекта, с помощью педагога могут подготовиться к его защите; знают правила поведения
в лесу; с опорой на помощь педагога могут оказать медицинскую помощь.
Высокий: дети знают общие понятия об экологии, географии и биологии; легко умеют
классифицировать животных, складывать живые цепочки; знают общие признаки позвоночных;
умеют работать с природным и бросовым материалом самостоятельно, представляют
качественные готовые изделия; знают правила поведения в лесу, быстро ориентируются в
оказании первой медицинской помощи, могут самостоятельно подготовить и защитить проект

26

Приложение 4
План воспитательных мероприятий
Дата
В течение
учебного года

Мероприятия
Работа с родителями

Октябрь
Ноябрь

Что мы знаем о природе?
Конкурс мастеров поделок из
природного материала

Декабрь

Новогодние подарки

Февраль

Акция «Письмо солдату».
«Подарок солдату»

Март

Подарок маме

Изготовление(декор)
открыток и подарков для
близких.
Акция «По зову сердца»
(открытки и сувениры к
Новому году для УТФ и
участников СВО)
Открытки и сувениры для
УТФ и участников СВО.
Написание писем.
Подарок для близких.

Апрель

Командный квест

Квест-игра по экологии

Экологическая конференция

Конференция

Победный май

Акция «По зову сердца»
(открытки, письма,
сувениры для УТФ и
участников СВО)

Май

Форма проведения
Собеседование,
индивидуальные
консультации
Викторина
Конкурс поделок

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.