ДОП Мастерилка

Муниципальное казенное учреждение
Управление образования, культ уры, сп о рта и молодежной политики
МО Долинский МО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Быков
Долинского района Сахалинской област и
694062, Сахалинская область, Долински й район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 28.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 24- ОД от 28 .07.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«МАСТЕРИЛКА»
Направленность программы: техническая
Уровень сложности: стартовый
Адресат программы: дети 7 -15 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Чистоусова Елена Геннадьевна

с. Быков
2025 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.3.1.

1.Комплекс основных характеристик программы…………………………….
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………….
1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………
1.3.Содержание программы……………………………………………………
1.3.1.Учебный план……………………………………………………………….
1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………………….
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………
2.1.Календарный учебный график……………………………………………
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ………………………………….
2.2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение…………………………….
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….
2.5. Список литературы ……………………………………………………………
Приложение 1 (Диагностическая карта)…………………………………………
Приложение 2 (Карта контроля)………………………………………………….
Приложение 3 (Критерии оценивания)…………………………………………...
Приложение 4 (План воспитательных мероприятий)…………………………..

5
5
6
7
7
10
14
15
15
16
16
16
16
18
18
19
21
22
24
26

2

Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилка» составлена в соответствии
с нормативно правовыми документами:

•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
•
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304ФЗ (ст. 1, 2);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

3

•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
•
Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в
Сахалинской области;
•
Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020
г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного
образования детей в Сахалинской области».
•
Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации
дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в Сахалинской области»;
•

Устав ОО

•

Локальные акты ОО

4

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка.

Направленность программы: техническая
Вид деятельности: моделирование
Тип программы: одноуровневая
Уровень сложности: стартовый
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Программа является модифицированной.
Общеразвивающая программа освящает основные особенности работы конструирования
и моделирование бумажным материалом, знакомит, как с самыми простыми поделками из
бумаги, так и с изготовлением более сложных, трудоемких и вместе с тем интересных
вещей. Бумага - один из самых доступных и современных материалов, с которым каждый
из нас сталкивается ежедневно.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы направлена на
развитие у детей коммуникативных способностей. Для снятия излишней возбудимости
детей, создания непринуждённой и творческой атмосферы программа предусматривает
использование записей звуков живой природы и классической японской музыки. В
результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение
их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Конструирование из бумаги в
японских техниках необычайно интересно детям, развивают у них точность и
координацию движений, воздействуют на интеллектуальное развитие, приучает к точным
движениям пальцев под контролем сознания. Стимулирует развитие пространственной и
моторной памяти, учит концентрации внимания.
Актуальность программы состоит в том, что на занятиях по данной программе у
детей развивается мышление, пространственное воображение, память, мелкая моторика, а,
следовательно, и речь. Как известно бумага и картон являются самими
распространенными и доступными в обработке материалы. В процессе изготовления
изделий из бумаги и картона обучающиеся совершенствуют навыки работы ручным
инструментом, развивают графические знания и умения, овладевают основами
моделирования и конструирования. Кроме того работа с бумажным материалом требует
сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые помогут
ребёнку успешно учиться в школе.
Программа включает в себя не только обучению оригами, но и создание
индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых
используются изделия, выполненные в японских техниках, для украшения интерьера
помещений ДДТ, подарков-сувениров к праздникам, для ролевых и театрализованных игр.
Ими оформляют выставки, используются для оформления подарков.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в программу
включены новые педагогические технологии в проведении занятий – это технология
проектного обучения и технология проблемного обучения, вместе с ним остаются
традиционные технологии групповые, игровые, коллективно-творческие.
Адресат программы:
Состав группы постоянный, разновозрастной, не менее десяти человек. Занимаются дети
в возрасте 7-16 лет. Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского
творчества. Прием на обучение в Образовательную организацию проводится на

5

принципах равных условий приема для всех поступающих. Дети с ограниченными
возможностями здоровья и попавшие в трудную жизненную ситуацию зачисляются на
обучение без ограничения.
Наполняемость групп первого года обучения составляет 8-10 человек,
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период

Продолжительно
Кол-во
сть занятий
занятий в
неделю

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
недель

Кол-во
часов в
год

1 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

2 год

2 ч.

3

6

36

216 ч.

Итого по
программе

432 ч.

Режим занятий: программа рассчитана на 2 года обучения -216ч; занятия проходят
3 раза в неделю- по 2 сдвоенных часа. Перерыв между занятиями – 10 минут
Продолжительность академического часа: 45 минут (для обучающихся 7 лет,
первое полугодие- 30 минут)
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
- групповая (количество детей в группе 8-10);
- парная;
- индивидуальная.
1.2. Цели и задачи программы
Цель:

- формирование умений и навыков конструирования через обучение детей технологий
изготовления поделок из различных видов бумаги.
Задачи:
Предметные:
- ознакомление детей с различными видами поделок из бумаги и технологией их
изготовления;
- формирование представлений о способах конструирования и приемах работы с бумагой
и картоном
Метапредметные:
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни,
развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи)
и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);

6

- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
- развитие творческой инициативы и конструкторских способностей, желания творить
самостоятельно
Личностные:
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с
его искусственно создаваемой предметной средой.
- воспитание стремления добиваться конечного результата, аккуратность в
выполнение работы, усидчивость.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
Наименование темы

1

2.
3.

4.

5.

6.

7.

Общее
кол-во
часов

Теория

Практика

2

4

2

-

2

1

1

(46 час.)
8
10
10
18

2
2
2
2

6
8
8
16

18

4

14

Наблюден
ие,
выставка
работ.

8

Наблюден
ие,
выставка
работ.

Набор и комплектование групп. 6
Тренинги
на
сплоченность
группы.
Вводное занятие.
2
Основные рабочие операции при
обработке
бумаги.
Аппликация:
- обрывная;
- модульная;
- симметричная;
- объёмная.
Квиллинг. Простейшие элементы
(гофрированный картон).

Конструирование
моделей
игрушек из плоских деталей.

и

Конструирование
простейших
объемных моделей и игрушек
«оригами»:
- базовые формы;
- простейшие модели;
- простейшие игрушки;
- летающие модели.

10

2

(60 час.)

14
18
18
10

Формы
контроля
\аттестац
ия

Анкетиро
вание
Наблюден
ие.
Наблюден
ие,
выставка
работ.

Наблюден
ие,
выставка
работ.
2
4
6
2

12
14
12
8

7

8.

Торцевание.
Простейшие 10
элементы (салфетки).

2

8

Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.

9.

Цветы из креповой бумаги.

18

2

16

10.

Плоские открытки.

10

2

8

11.

Игрушки из полосок бумаги.

12

2

10

12.

Проекты.

14

4

10

13.

Промежуточный контроль

4

4

-

14

Резерв. Свободная тема

4

15.

Итого.

216

49

167

Общее
кол-во
часов

Теория

Практика

Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Анкетиро
вание,
выставка
работ.

4

Учебный план 2-го года обучения
№

Наименование темы

1.

Вводное занятие

2.

Аппликация:
- обрывная (картины);
- объёмная (цветы).

3.

Подарок для дома творчества.

4.

Квиллинг:
-цветы;

2

2

-

14

2
2

8
12

12

2

10

(34час)
16

4

12

(24час)
10

Формы
контроля
/
аттестац
ия.
Анкетир
ование.
Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Наблюден
ие,

8

-животные;
-поздравительные открытки.
5.

Конструирование
объемных
моделей и игрушек (модульное
оригами):
-изготовление мелких игрушек;
-ваза;
-карандашница.

12
6

4
2

8
4

(48час)

выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.

16

2

14

2
2
2

14
14
16

6.

Торцевание (картины).

16
16
18

7.

Конструирование
подвижных
игрушек из плоских деталей.

12

2

10

Конструирование на основе
конуса.

10

2

8

Наблюден
ие,
выставка
работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.

8.

9.

Цветы из креповой
(Конфетные букеты).

бумаги
18

4

14

10.

Панорамные открытки.

8

2

6

11.

Макет автомобиля.

8

2

6

12.

Проекты.

13.

Аттестация
по
реализации программы.

14.

Резерв. Свободная тема

4

15.

Итого.

216

16

итогам

2

2

2

14

-

Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Наблюден
ие,
выставка
работ.

Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Наблюд
ение,
выставк
а работ.
Анкетир
ование,
выставк
а работ.

4
40

176

9

*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В
случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации занятий по
творческому конструированию, созданию обучающимися собственных моделей и
поделок
1.3.2.Содержание

учебного плана

Содержание учебного плана первого года обучения
1.Набор и комплектование групп. Тренинги на сплоченность группы.
2Вводное занятие.
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и инструменты,
необходимые для работы и правила пользования ими. Хранение материала. Выставка
поделок из различных видов бумаги. Организация рабочего места. Правильное положение
рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
3. Основные рабочие операции при обработке бумаги.
Теоретические сведения
История возникновение бумаги. Общее понятие о производстве бумаги и картона. Виды
бумаги и картона. Правила сгибания, резания и склеивание.
Практическая работа.
Знакомство с основными рабочими операциями при обработке бумаги (сгибание,
складывание, резание, смятие, разрывание, др.)
4. Аппликация:
 обрывная
 модульная
 симметричная
 объёмная.
Теоретические сведения.
Беседа «Что такое аппликация?», «Осенняя пора», «Зимняя сказка». Загадки. Виды
аппликаций. Основные приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание.
Изготовление отдельных деталей. Выполнение фона. Сборка изделия. Придание
законченного вида. Оформление рамки.
Демонстрация готовых изделий. Анализ моделей.
Практическая работа.
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала (выбор бумаги,
цветовое сочетание, схематический набросок). Изготовление отдельных деталей.
Оформление поделки.
Коллективная работа.
Повторение изученных способов выполнение аппликаций. Выбор тематики изделия.
5.Квиллинг. Простейшие элементы (гофрированный картон).
Теоретические сведения
Беседа «Что такое квиллинг?». Демонстрация готовых изделий, показ приёмов работы.
Материалы и инструменты. Основные элементы квиллинга (тугая спираль, капля, глаз).
Основные приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание. Изготовление
отдельных деталей. Выполнение фона. Сборка изделия. Придание законченного вида.
Оформление рамки.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала Изготовление
отдельных деталей. Оформление поделки.

10

Коллективная работа.
6. Конструирование моделей и игрушек из плоских деталей.
Теоретические сведения
Беседа «Геометрические фигуры». Технология изготовление изделия из плоских деталей.
Анализ моделей и выбор изделия.
Практическая работа
Изготовление отдельных деталей. Соединение деталей. Оформление изделия.
7. Конструирование простейших объемных моделей и игрушек «оригами:
 базовые формы
 простейшие модели
 простейшие игрушки
 летающие модели.
Теоретические сведения
Беседа «Японское искусство оригами?». Изучение базовых форм. Демонстрация образцов.
Изучение схемы выполнения. Показ приёмов работы.
Практическая работа
Подготовка материала к изготовлению.
Складывание базовых форм (книжка,
треугольник, блин, дом, дверь, воздушный змей, водяная бомбочка, катамаран, квадрат,
лягушка, птица, рыба). Выполнение простейших игрушек (цветы, волчок и т. д.) летающие
модели (самолеты). Оформление изделия.
8. Торцевание. Простейшие элементы (салфетки).
Теоретические сведения
Беседа «Что такое торцевание?». Демонстрация образцов. Материалы и инструменты.
Основные приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание. Выполнение фона.
Придание законченного вида. Оформление рамки.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала. Оформление картины.
Анализ работы.
9. Цветы из креповой бумаги.
Теоретические сведения
Беседа: «Многообразие цветов». Демонстрация образцов. Материалы и инструменты.
Основные приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание. Выбор изделия,
анализ. Подбор материала.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала Самостоятельное
выполнение изделия по собственному замыслу.
10. Плоские открытки.
Теоретические сведения
Беседы по теме. Выбор темы. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление открытки.
11. Игрушки из полосок бумаги.
Теоретические сведения
Загадки о животных. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление игрушки.
12. Проекты.
Теоретические сведения
Беседы по теме проекта (Новый год, 14 февраля, 23 февраля, 8марта, День рождения).
Выбор темы проекта. Подбор материала. Общие этапы работы.

11

Практическая работа
Изготовление проекта. Защита.
13.Промежуточный контроль.
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
14. Резерв.
Свободная тема
Содержание учебного плана второго года обучения
1. Вводное занятие.
Теоретические сведении
Цели и задачи объединения. Режим работы. Материалы и инструменты, и их хранение.
Выставка поделок из бумаги. Правила по техники безопасности.
2. Аппликация:
 обрывная (картины)
 объёмная (цветы).
Теоретические сведения
Беседа, «Цветы, цветы…», «Золотая осень». Загадки. Основные приемы выполнения.
Демонстрация готовых изделий.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала (выбор бумаги,
цветовое сочетание, схематический набросок). Изготовление отдельных деталей.
Выполнение фона. Сборка изделия. Придание законченного вида. Оформление рамки.
Выбор тематики изделия. Анализ моделей.
3. Подарок для дома творчества.
Теоретические сведения
Беседа «День рождение!». Подготовка концертного номера (защита своей поделки) для
традиционной Шоу-программы.
Практическая работа
Выбор способа изготовления поделки. Подбор материала. Цветовое решение.
Изготовление поделки.
4. Квиллинг:
 цветы
 животные
 поздравительные открытки.
Теоретические сведения
Беседа «Многообразие цветов», «Зоопарк», «Праздники». Демонстрация образцов.
Материалы и инструменты. Изучение новых элементов квиллинга (свободная спираль,
изогнутая капля, лист, конус и т.д.). Повторение пройденных элементов. Основные
приемы выполнения. Выбор материала. Цветовое сочетание.
Практическая работа
Демонстрация образцов, показ приемов работы. Подготовка исходного материала.
Изготовление отдельных деталей. Оформление поделки. Сборка изделия. Придание
законченного вида. Оформление рамки.
5. Конструирование объемных моделей и игрушек (модульное оригами):
 изготовление мелких игрушек
 ваза
 карандашница.
Теоретические сведения
Беседы по теме изготовляемых моделей. Загадки.

12

Изучение и зарисовка схем. Демонстрация и анализ готовых изделий. Технология
изготовления.
Практическая работа
Подготовка материала к изготовлению игрушек (стрекоза, муха, елочка), ваза,
карандашница (цветовое решение, размер). Складывание отдельных модулей, сборка,
оформление.
6. Торцевание (салфетки).
Теоретические сведения
Беседы по теме изготовления картин. Демонстрация готовых изделий. Материалы и
инструменты. Основные приемы выполнения. Цветовое сочетание.
Практическая работа
Демонстрация образцов, показ приёмов работы. Подготовка исходного материала.
Оформление картины. Выполнение фона. Придание законченного вида. Оформление
рамки. Анализ работы.
7. Конструирование подвижных игрушек на основе плоских деталей.
Теоретические сведения
Беседы: «Русские народные традиции», «Русские народные сказки». Загадки.
Обыгрывание русских народных сказок. Демонстрация образцов, показ приёмов
работы.
Практическая работа
Изготовление игрушек из плоских деталей. Подбор материала,
изготовление
отдельных частей. Скрепление игрушки с помощью проволоки. Оформление поделки.
8. Конструирование на основе конуса.
Теоретические сведения
Общее понятие о геометрических фигурах и телах (квадрате-кубе, круге-шаре,
треугольнике-конусе). Загадки. Демонстрация и анализ готовых изделий. Изучение
технологии изготовления. Зарисовка выбранной модели.
Практическая работа
Игрушки на основе конуса. Конструирование на основе-конусе. Изготовление
отдельных деталей (лапы, ушки и т.д.). Сборка и оформление поделки, методом
аппликации.
9. Цветы из креповой бумаги (Конфетные букеты).
Теоретические сведения
Викторина «Цветы». Демонстрация образцов. Материалы и инструменты. Основные
приемы выполнения. Выбор бумаги. Цветовое сочетание. Выбор изделия, анализ.
Подбор материала.
Практическая работа
Изучение способов выполнения. Подготовка исходного материала Самостоятельное
выполнение изделия по собственному замыслу.
10. Панорамные открытки.
Теоретические сведения
Беседы по теме. Выбор темы. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление открытки.
11. Макет автомобиля.
Теоретические сведения
Беседы: «Как машины помогают человеку?». Загадки. Демонстрация образцов, показ
приёмов работы.
Практическая работа
Изготовление макета автомобиля. Подбор материала, изготовление отдельных частей.
Оформление поделки.

13

12. Проекты.
Теоретические сведения
Беседы по теме проекта. Выбор темы проекта. Подбор материала. Общие этапы работы.
Практическая работа
Изготовление проекта. Защита.
13. Аттестация по итогам реализации программы.
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
14. Резерв.
Свободная тема
1.4.Планируемые результаты
Предмет ные результ ат ы
Результатом обученности детей по программе является определенный объем знаний и
умений:
.
К концу первого года обучения, учащиеся должны знать:
- историю возникновения бумаги;
- элементарные понятие о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, квадрат);
терминологию: оригами, аппликация и её виды (обрывная, модульная, симметричная,
силуэтная);
- правила работы с острыми и режущими предметами.
К концу первого года обучения, учащиеся должны уметь:
- классифицировать бумагу;
- владеть первоначальными навыками обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать,
разрывать);
- складывать базовые формы;
- правильно подбирать и сочетать бумагу по цвету;
- работать по образцу;
- аккуратно выполнять работу.
К работам учащихся второго года обучения предъявляются более строгие требования к
качеству итоговой продукции и оформлению работы.
К концу второго года обучения, учащиеся должны знать:
- историю русских народных традиций;
- историю возникновения искусства оригами;
- общее понятие о геометрических телах (куб, шар, конус);
- последовательность изготовления поделок и игрушек из разных видов бумажного
материала;
- правила техники безопасности;
- правила ухода и хранения изделий.
К концу второго года обучения, учащиеся должны уметь:
- проектировать предстоящую деятельность;
- свободно и самостоятельно владеть техникой оригами;
- читать схемы и работать по ним;
- изготавливать композиционные работы;
- представлять готовые изделия;
- пользоваться дополнительной литературой при изготовлении моделей.

14

Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой
цели;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные и метапредметные результаты формируются на протяжении всех двух лет
обучения.
2.Комплекс органи зационно -педагогически х условий.
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучения

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Ко-во
учебных
недель

1

01.09.2025

31.05.2026

36

108

216

2 х3

2

01.09.2026

31.05.2027

36

108

216

2 х3

2.2.

Кол-во
дней

Ко
л-во
часов

Режи м
занятий

Условия реализации программы.

15

2.2.1. Материально-технические условия реализации программы
Помещение для проведения занятий: кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим
нормам, наличие удобных столов и стульев, шкафов для хранения материалов, витрин для
выставок.
Инструменты и материалы: бумага разных видов (картон цветной, картон
гофрированный, офисная бумага разных цветов, креповая, цветная, фольга ножницы,
циркуль, шило, стиплер, линейка, краски (Гуашь), простой карандаш, скотч, клей
(карандаш), клей (ПВА), лак, конструктивные детали (тонкий шнур, проволока, сизаль) и
т.д
Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран)
2.2.2. Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Мастерилка» обеспечивается
педагогом дополнительного образования, имеющего среднее профессиональное
педагогическое образование, профессиональную переподготовку по направлению
«Дополнительное образование детей и взрослых».
2.2.3. Информационно--методическое обеспечение
1.
Агапова И., М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона». - Москва:
«Лада», 2007г.
2.
Агапова И., Давыдова М. «Аппликация».- М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2008г.
3.
Афонькин С.Ю., Е.Ю.Афонькина «Все об оригами» Санкт-Петербург: «Кристалл»,
2005г
4.
Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и Аппликация».- ООО
(Издательство «Кристалл»), 1998г.
5.
Ботермэнс Д. «Модели из бумаги». - Москва: «Мир книги», 2004г
6.
Выгонов В.В. «Начальная школа: трудовое обучение» Москва: - «Первое
сентября», 2002г.
7.
Гарматин А. «Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги». - Ростов-на Дону:
Издательский дом «Владис», Рипол Классик, 2004г
8.
Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии – 3класс».- М: «ВАКО»,
2008г.
9.
Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии – 4класс».- М: «ВАКО»,
2009г.
10.
Рей Гибсон «Поделки».- Москва: «РОСМЭН».
11.
Мастерим бумажный мир. Примерное поурочное планирование по начальному
техническому моделированию. Автор-составитель: Н.П.Севастьянова. – Н. Новгород:
ООО «Педагогические технологии НН»,2013. – с. 78.
12.
Приложение к журналу «Девчонки и мальчишки. Школа ремесел» 2015г.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных технологий
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при
совместной сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная,
индивидуальная, коллективная
Методы обучения ( по способу организации занятий): словесные, наглядные,
практические.

16

Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные, вводные,
итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ и
проектов, соревнования(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
техническому конструированию),
комбинированные, демонстрация, выставка,
генерация идей
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной
темы.
Программа составлена в соответствии с основными принципами организации
образовательно-воспитательной деятельности:
Природосообразности: отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его
воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных
особенностей;
Доступности и систематичности: информация, подаваемая ребенку должна быть
понятной, легко воспринимаемой;
Системности: обучение и усвоение знаний в определенном порядке, системе, от
простого к сложному;
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека
высшей социальной ценностью;
Гуманистический подход в воспитании: уважительное отношение между педагогами и
детьми;
Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения: предполагает
применение в процессе обучения различных вариантов групповой работы, взаимное
дополнение коллективных и индивидуальных форм, а также насыщение коллективных
форм работы элементами самостоятельной деятельности;
Целостно-смыслового равенства: дети по собственному желанию выбирают изделие,
подбирают для него необходимый материал и вместе с педагогом воплощают задумку в
жизнь.
Педагогические технологии, применяемые на занятиях:
Здоровьесберегающие технологии – обучение организуется с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, во время занятий проводятся физкультурные
паузы для снятия напряжения и усталости мышц различных частей тела.
Технология развивающего обучения – обучение, главной целью является не столько
приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития
психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношений между людьми.
Технология коллективно-творческой деятельности – это система условий, методов,
приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и
творческое развитие коллектива детей на принципах гуманизма. Основной
содержательной линией этой технологии является коллективно-творческое дело (КТД),
которое включает заботу о себе, о друге, о своем коллективе.
Игровые технологии используются как в организации учебных занятий, так и в
культурно -досуговой деятельности. В работе применяются различные развивающие
игры, предназначенные для формирования познавательных и коммуникативных
навыков, адаптация детей в новом коллективе.

17

2.3.Формы аттестации и контроля.
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде выполнения практического
(творческого) задания по основным разделам программы.
Механизм оценки получаемых результатов:
•
Осуществление сбора материала;
•
Участие в КТД;
•
Создание коллективного и индивидуального проекта;
•
Участие в выставках и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут
использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки
работ, тестирование, опрос.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельных моделей, проектов;
- участие в выставках и соревнованиях на базе ОО;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
Оценка качества усвоения ДОП включает в себя:
1. Текущий контроль.
Данный вид контроля проводится по окончанию каждого занятия и состоит в контроле
правильности выполнения учебного задания.
2.Промежуточный контроль
Проводится после изучения раздела, состоит в создание собственного произведения в
рамках изученных разделов, по окончанию 1-го года обучения
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения в виде выставки работ, защиты
проектов, тестирования
Результаты контроля фиксируются в диагностических картах
2.4.Оценочные материалы.
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения
обучающимися данной программы проводится текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Контрольно-измерительные и диагностические материалы представлены в виде
диагностической карты для отслеживания качества выполнения конкретного задания в
рамках изученного раздела
(Приложение 1) и карты контроля, для проведения
промежуточного и итогового контроля (Приложение 2).
В случае отсутствия обучающегося на итоговом занятии, возможно заполнение данных на
данного ребенка в ведомости итогового занятия с учетом средних результатов его работы
на занятиях, согласно критериям(Приложение3).
С целью достижения ряда личностных и метапредметных результатов, в ТО
«Мастерилка» реализуется План воспитательных мероприятий (Приложение 4)
Мониторинг личностных результатов:
•
Методика диагностики уровня экологического воспитания для младших
школьников;
•
Изучение уровня мотивации обучения (Методика Н.Г. Лускановой);
•
Изучение уровня удовлетворенности работой учреждения (Адаптированная
методика Е.Н. Степанова.
Мониторинг метапредметных результатов
- Методика Е.М. Александровской, Ст. Громбах.

18

2.5.Список литературы
Список литературы
I.
Литература для педагога.
1.
Агапова И., М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона». - Москва:
«Лада», 2007г.
2.
Агапова И., Давыдова М. «Аппликация».- М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2008г.
3.
Афонькин С.Ю., Е.Ю.Афонькина «Все об оригами» Санкт-Петербург: «Кристалл»,
2005г
4.
Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и Аппликация».- ООО
(Издательство «Кристалл»), 1998г.
5.
Ботермэнс Д. «Модели из бумаги». - Москва: «Мир книги», 2004г
6.
Выгонов В.В. «Начальная школа: трудовое обучение» Москва: - «Первое
сентября», 2002г.
7.
Гарматин А. «Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги». - Ростов-на Дону:
Издательский дом «Владис», Рипол Классик, 2004г
8.
Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии – 3класс».- М: «ВАКО»,
2008г.
9.
Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии – 4класс».- М: «ВАКО»,
2009г.
10. Рей Гибсон «Поделки».- Москва: «РОСМЭН».
11. Мастерим бумажный мир. Примерное поурочное планирование по начальному
техническому моделированию. Автор-составитель: Н.П.Севастьянова. – Н. Новгород:
ООО «Педагогические технологии НН»,2013. – с. 78.
12. Приложение к журналу «Девчонки и мальчишки. Школа ремесел» 2015г.
II.
Литература для детей и родителей.
1.
Броди В. «Зверюшки из бумаги». – М.: Мой мир, 2008г
2.
Румянцева Е. «Праздничные открытки».- М: «Айрис пресс»,2005г.
3.
Соколова С.«Сказки из бумаги».- Санкт-Петербург: «Валерии СПб», 1998г.
4.
Згульская М.П. «Бумажные фантазии. Оригами. Плетение из бумаги».- Харьков:
«Фолио», 2006г.
5.
Лыкова И. А. «Мастерилка. Учебно-методическое пособие
для детского
художественного творчества». Г. Можайск: Издательский дом: «Карапуз», 2004.
6.
Рик Бич «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия».- М: «ЭКСМО»,
2005г
7.
Золотая коллекция идей. Ажурная бумага. М.: «Аст-пресс книга», 2008 г.
8.
Золотая коллекция идей. Эксклюзивные открытки. М.:«Аст-пресс книга», 2008г.
9.
Оригами. Лучшие модели/Т.Б.Сержантова. – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2009. –
144 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).
10. Китайское оригами: Цветы, животные, птицы/ Пер.с англ.У.Сапциной. – М.:
Издательская группа «Контэнт», 2014. – 96 с.; цв. ил.
11. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: «Аст-пресс книга», 2010. –
104 с.:
ил. – (Золотая библиотека увлечений).
12. Мари Шевалье. Цветы из бумаги. «20 оригинальных моделей из жатой бумаги. –
М.: ООО «Издательство группа «Конттэнт»,2004. – 80с.; цв.ил.
13. Красивые птицы в технике моду модульного оригами/Анна Зайцева. – М. :Эксмо,
2013. – 64 с.:ил. – (Азбука рукоделия).
14. Снежинки, гирлянды и новогодние фигурки в технике модульного оригами/ Анна
Зайцева. – М. :Эксмо, 2013. – 64 с.:ил. – (Азбука рукоделия).

19

15. Уолтер Х. Популярный квилинг: цветы, птицы, животные из бумажных лент/ Пер. с
англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104 с.: ил.
16. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.:Айрис-пресс, 2012.- 128 с.: ил. –
(Внимание: дети!).
17. Бумажные цветы / Надежда Васина. – М.:Айрис-пресс, 2012.- 112 с.: ил. –
(Внимание: дети!).
18. Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры, подарки / Джанет Уилсон. – М.:
Издательская группа, 2010.- 50 с.: цв.ил.
19. Поделки из бумаги и картона./Пер.с фран. А.Ю. Кабалкина. – М.: Росмен», 2008. –
34с.: - (Серия «Ребята-мастерята»).
20. Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие. – СПб.:ООО
«Издательство «Издательство «Детство-пресс», 2009. – 64с.
Интернет-ресурсы:
1. Электронное учебное пособие «Тайны оригами» Текст: электронный //: [сайт]. —
URL:https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoeobrazovanie/programmnoe-obespechenie/elektr-uch-posobia/elektronnoe-uchebnoeposobie-tajny-origami.html(дата обращения 12.07.2025)
2. Журнал «Сам себе изобретатель» (Пошаговая инструкция с картинками
для создания нужных вещей своими руками) Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
https://www.asusfone.ru/(дата обращения 28.06.2025)
3. Детские модели из бумаги. Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
https://paper-models.ru/series/category/detskie-modeli/2(дата обращения 27.06.2025)
4. Бумажное моделирование и конструирование. Текст: электронный //: [сайт]. —
URL: https://mukpioner.edusite.ru/p75aa1.html (дата обращения 18.07.2025)
5. Паперкрафт для начинающих (бумажное моделирование, объемные
скульптуры и простые фигуры для детей). Текст: электронный //: [сайт]. — URL:
https://podelkiruchkami.ru/paperkraft-dlya-nachinayushhix-bumazhnoe-modelirovanieobemnye-skulptury/ (дата обращения 21.06.2025)

20

Приложение 1
Диагностическая карта наблюдения

Ф. И
обучающе
гося

Теоретические
Знания (3 б.)

Д/знать:
1) Теоретическую
часть текущего
занятия.

Практические Знания
(3 б.)

Критерии оценки

Д/уметь:
1) Продемонстрировать
применение на практики
теоретических знаний
текущего занятия

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
справляется с заданием
с помощью взрослого
или со второй
попытки.
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием.

Итого
(сумма
баллов)

Теоретическая и практическая часть промежуточного контроля
Максимальное количество баллов – 6 баллов
3 уровня оценки каждого критерия
1-низкий
2-средний
3-высокий

21

Приложение 2
Карта контроля
Каждый критерий оценивается в баллах от 1 до 3.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень освоения – 80% и более от максимального возможного количества
баллов; средний 60-80%;
1 год обучения

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

Теория
ЗНАЮТ:
- историю возникновения бумаги;
-

элементарные

понятие

о

геометрических

фигурах

(круг,

прямоугольник, квадрат);
-терминологию:

оригами,

модульная, симметричная,

аппликация

и

её

виды

(обрывная,

силуэтная);

- правила работы с острыми и режущими предметами
Практика
УМЕЮТ:
- классифицировать бумагу;
- владеть первоначальными навыками обработки бумаги (сгибать,
складывать, сминать, разрывать);
- складывать базовые формы;
- правильно подбирать и сочетать бумагу по цвету;
- работать по образцу;
- аккуратно выполнять работу
Итого:

22

2 год обучения

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

ФИО ребенка

Критерии оценки

Теория
ЗНАЮТ:
- историю русских народных традиций;
- историю возникновения искусства оригами;
- общее понятие о геометрических телах (куб, шар, конус);
- последовательность изготовления поделок и игрушек из разных
видов бумажного материала;
- правила техники безопасности;
- правила ухода и хранения изделий
Практика
УМЕЮТ:
- проектировать предстоящую деятельность;
- свободно и самостоятельно владеть техникой оригамии другими
способами моделирования из бумаги;
- читать схемы и работать по ним;
- изготавливать композиционные работы;
- представлять готовые изделия;
Итого:

23

Приложение 3
Критерии оценивания
1 год обучения
Низкий уровень
Теория:
Слабо знают историю бумаги, путаются в элементарных геометрических фигурах,
терминологии, правилах безопасности
Практика:
Не могут классифицировать бумагу, слабое владение
первоначальными навыками обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать,
разрывать); складывать базовые формы могут только при помощи педагога, не всегда
могут правильно подбирать и сочетать бумагу по цвету, работать по образцу работу
выполняют неаккуратно
Средний (достаточный) уровень
Теория:
Знают основные моменты истории бумаги, элементарные геометрические фигуры, но
путаются в терминологии, знают основные правилах безопасности
Практика:
Могут классифицировать основные виды бумаги, владеют первоначальными
навыками обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать, разрывать); могут
складывать базовые формы, в большинстве случаев могут правильно подбирать и
сочетать бумагу по цвету, работать по образцу, работу выполняют аккуратно
Высокий уровень
Теория:
Знают историю бумаги, элементарные геометрические фигуры, терминологию, знают
правила безопасности
Практика:
Могут классифицировать виды бумаги, владеют первоначальными навыками
обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать, разрывать); могут складывать базовые
формы, могут правильно подбирать и сочетать бумагу по цвету, работать по образцу,
работу выполняют аккуратно.

24

2 год обучения
Низкий уровень
Теория:
Плохо знают историю русских народных традиций, историю возникновения искусства
оригами, слабые понятия о геометрических телах (куб, шар, конус), путаются в
последовательности изготовления поделок и игрушек из разных видов бумажного
материала, правилах техники безопасности, правилах ухода и хранения изделий
Практика:
Не могут проектировать предстоящую деятельность, не владеют самостоятельно
техникой оригами не могут читать схемы и работать по ним, изготавливать
композиционные работы, представляют готовые изделия только в общих чертах, не
могут пользоваться дополнительной литературой при изготовлении моделей.
Средний (достаточный) уровень
Теория:
Знают историю русских народных традиций, историю возникновения искусства оригами,
имеют общие понятия о геометрических телах (куб, шар, конус),могут назвать
последовательности изготовления несложных поделок и игрушек из разных видов
бумажного материала, основные правила техники безопасности, правила ухода и
хранения изделий
Практика:
Могут проектировать
основные этапы предстоящей деятельности, владеют
самостоятельно техникой оригами, могут читать несложные схемы и работать по ним,
изготавливать композиционные работы, представляют готовые изделия только в общих
чертах, могут пользоваться некоторыми видами дополнительной литературой при
изготовлении моделей.
Высокий уровень
Теория:
Знают историю русских народных традиций, историю возникновения искусства оригами,
имеют
понятия о геометрических телах (куб, шар, конус),могут назвать
последовательности изготовления поделок и игрушек из разных видов бумажного
материала, правила техники безопасности, правила ухода и хранения изделий
Практика:
Могут проектировать все этапы предстоящей деятельности, владеют самостоятельно
техникой оригами,
могут читать
схемы и работать по ним, изготавливать
композиционные работы, представляют готовые изделия, могут пользоваться
дополнительной литературой при изготовлении моделей.

25

Приложение 4
План воспитательных мероприятий
Дата
В течение
учебного года

Мероприятия
Работа с родителями

Форма проведения
Собеседование,
индивидуальные
консультации
Викторина
Конкурс поделок

Октябрь
Ноябрь

Что мы знаем о бумаге?
Конкурс мастеров поделок из
бумаги и картона

Декабрь

Новогодние подарки

Февраль

Акция «Письмо солдату».
«Подарок солдату»

Март

Подарок маме

Изготовление(декор)
открыток и подарков для
близких.
Акция «По зову сердца»
(открытки и сувениры к
Новому году для УТФ и
участников СВО)
Открытки и сувениры для
УТФ и участников СВО.
Написание писем.
Подарок для близких.

Апрель

Командный квест по
моделированию

Квест-игра по
моделированию

Май

Победный май

Акция «По зов у
сердц а»
(открытки, письма,
сувениры для УТФ и
участников СВО)

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».