Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования, культуры, физической культуры и спорта и молодёжной
политики» МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Быков
Долинского района Сахалинской области
694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков,ул.Горняцкая,16 б,
тел(факс)29471
e-mail: dgo.mboudoddtb@sakhalin.gov.ru
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУДО ДДТ с. Быков
Протокол № 5 от 18.06.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДДТ с. Быков
________ М. А. Литвинова
Приказ № 19 - ОД от 18 .06.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«РУКОДЕЛИЕ»
Направленность программы: художественная
Адресат программы: дети 7 -18 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Попова Наталья Геннадиевна
с. Быков
2024 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел…………………………………………………………..
3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..
3
Содержательный раздел………………………………………………
9
2.1. Учебный план……………………………………………………………
9
2.2. Содержание учебной программы………………………………………
12
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов…………..
17
2.4.Календарный учебный график………………………………………….
17
1.
2.
Организационный раздел…………………………………………………
18
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программ……
18
3.2. Список рекомендуемых изданий и интернет ресурсов ………………
19
3.3. Приложение 1…………………………………………………………..
20
3.
2
1.1.
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с
нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 « Об
организации осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020
№ 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006
№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016
№ ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015
№ АК-2563/05 «О методических рекомендациях»( вместе с методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием
сетевых форм реализации программ»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2019
№ 03-1235 «О методических рекомендациях»
«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме» ( утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковым
28.06.2019 № МР-81/02вн)
3
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 №
3.12-1170-з «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Устав МБОУДО ДДТ с. Быков
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБОУДО ДДТ с. Быков
(Рассмотрено Педагогическим советом протокол № 4 от 19.05.2022г., утверждено
Приказом директора от 20.05.2022 г. № 25- ОД)
Направленность программы: художественная
Уровень программы: Программа является модифицированной.
Художественная направленность - это развитие художественно-эстетического вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к
постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию
чувственного образа воспринимаемого мира (из письма Министерства образования РФ от
18.06.2003 г. № 28-02-484/16)
Искусство рукоделия становится все более распространенным и плодотворно
развивается. Рукоделие – это самый лучший способ украсить свой дом, привнести в него
индивидуальность, а также порадовать родных и друзей.
Работы по шитью, вышиванию, плетению привлекают детей своими результатами.
Сколько радости получает ребенок от сделанных своими руками красочных панно,
веселых прихваток, нарядных платьев для кукол! Не меньшее удовольствие доставляет
изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия
творят чудеса.
Перечень практических работ включает в себя изделия, которые по видам
рукоделия можно сгруппировать следующим образом: лоскутная техника, вышивка
лентами, изонить, кройка и шитье, канзаши.
Данная общеразвивающая программа всесторонне освещает различные приемы и
виды рукоделия. Изделия, выполненные учащимися служат отчетным материалом работы
объединения. Ими оформляются выставки, их представляют на конкурсы, используют как
сувенирные подарки.
Перечень практических работ включает в себя изделия, которые по видам
рукоделия можно сгруппировать следующим образом: лоскутная техника, вышивка
лентами, изонить, кройка и шитье, работа с кожей.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что настоящее время
педагоги сталкиваются с другой проблемой- развитие мелкой моторики.
Занятия в творческом объединении развивают способности, психологическая
способность к труду, ответственное и осознанное отношение к выбору профессии.
Данная общеразвивающая программа всесторонне освещает различные приемы и
виды рукоделия. Изделия, выполненные обучающимися, служат отчетным материалом
работы объединения. Ими оформляются выставки, их представляют на конкурсы,
используют как сувенирные подарки.
Новизна программы состоит в специфике ее содержания; образовательных
технологиях, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей, их
возможности и потребности; в обучении и образцах народного декоративно-прикладного
искусства.
Отличительной особенностью программы
является то, что в программу включены новые педагогические технологии в
проведении занятий это технология проектного обучения и технология проблемного
обучения, вместе с ними остаются традиционные технологии групповые, игровые,
4
коллективно-творческие. Особое внимание в программе отводится практическим работам,
при выполнении которых учащиеся знакомятся с рабочими технологическими
операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать
необходимые материалы и инструменты; овладевают отдельными технологическими
операциями; осваивают проектную деятельность.
Педагогическая целесообразность образовательной программы. На современном
этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных
функций образовательных учреждений-социализация ребенка. Образовательная
программа призвана расширить культурное пространство для самореализации,
самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству,
создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации,
развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный
процесс
различных
структурных
компонентов
личности(интеллектуального,
эмоционально-эстетического, духовно- нравственного, физического) в их единстве, что
создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и
физического здоровья учащихся.
Адресат программы::
Программа объединения «Рукоделие» рассчитана на обучающихся 7–18 лет. Отбор в
группы производится на основе собеседования и просмотра. Приоритетным основанием
для зачисления в группу является интерес к выбранному направлению.
Наполняемость групп первого года обучения составляет 8-10 человек,
В группы зачисляются дети приблизительно одного возраста
Обучающиеся принимаются в творческое объединение по заявлению родителей.
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества. Набор
в творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных
требований в соответствии со способностями и наклонностями детей.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных
технологий
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (используется при
совместной сборке моделей, а также при разработке проектов), фронтальная,
индивидуальная, коллективная
Методы обучения ( по способу организации занятий) : словесные, наглядные,
практические.
Методы обучения (по уровню деятельности обучающихся): объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные,
вводные, итоговые
Виды занятий: лекционные, практические, консультации, защита творческих работ
и проектов, конкурсы(практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
декоративно-художественному творчеству), комбинированные, демонстрация, выставка,
генерация идей
Форма организации может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы.
В ходе выполнения практических работ, обучающиеся работают не только с
технологической картой, в зависимости от уровня овладения обучающимися навыками
изготовления изделий, возможны следующие варианты работы:
5
- конструирование по образу (Умение создать изделие с опорой на готовый
образец);
- конструирование по модели (В качестве образца предъявляется модель, в которой
составляющие ее элементы скрыты от ребенка);
-конструирование по условиям (Без образца, рисунков и способов возведения дети
должны создать эскиз по заданным условиям, подчеркивающим ее практическое
назначение);
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Срок реализации программы: 3 года.
В течении 3-х лет обучения, ребята учатся: создавать аппликации, изготавливать открытки
и панно из фетра, фоамирана и лоскутов, вышивать шелковыми лентами, шить мягкие
игрушки.
Режим занятий: Программа рассчитана на три года обучения - 216 часов в год
Занятия проходят три раза в неделю по два сдвоенных часа по 45 мин (академический
час). Перерыв между занятиями – 10 минут
Целью данной общеразвивающей программы является освоение детьми
традиционных видов декоративно - прикладного искусства и развитие их творческих
способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
Научить азам декоративно – прикладного искусства, работе со схемами и текстами –
описаниями.
- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- научить читать схемы;
- научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
- научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
- научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
- научить выбирать последовательность операций по изготовлению.
Развивающие:
-Развивать эстетический вкус и художественные способности через элементы народного
творчества.
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать алгоритмическое мышление у обучающихся;
- формировать умение работы в команде и публичной презентации
- развивать моторику рук во время занятий;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Воспитательные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных
задач;
- воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием
-воспитывать нравственно-эстетические качества личности.
Планируемые результаты:
Результатом обученности детей по программе является определенный объем знаний и
умений.
К концу обучения, учащиеся должны знать:
историю возникновения тканей;
6
изучить ручные стежки;
читать схемы;
изучить основные стежки по вышивке лентами;
переносить выкройки;
правила работы с острыми и режущими, легковоспламеняющимися предметами.
К концу года обучения, обучающиеся должны уметь:
элементарно подбирать материалы по цвету и структуре;
владеть первоначальными навыками изготовления изделий;
правильно подбирать и сочетать разные по структуре материалы;
работать по образцу;
аккуратно выполнять работу.
К работам ребят в конце года обучения предъявляются более строгие требования к
качеству итоговой продукции и оформлению работы.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
-Ориентироваться в правах и обязанностях членов коллектива.
-Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
-Участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений
в процессе работы.
-Использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения
самостоятельных творческих работ
-Представлять продукты творческой деятельности на выставках,
смотрах, олимпиадах.
-Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
-Обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее
защиту.
-Ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной
области (в пределах программы) и использовать их при выполнении
заданий.
-Участвовать в выставках декоративно – прикладного творчества и
конкурсной деятельности.
Метапредметные результаты
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах
7
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных
хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
8
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Учебный план: первый год обучения
№
Наименование темы
всего
часов
теория
1
Набор группы. Знакомство.
Вводное занятие.
2
2
2
Материаловедение.
10
4
6
3
Ручные стежки и виды работ
20
6
14
4
Швейная машина и виды работ.
20
6
14
5
Лоскутное искусство.
20
4
16
6
Панно из фетра
16
4
12
7
Плоские игрушки-аппликации.
24
4
20
8
Изготовление подарка Дому
детского творчества.
24
4
20
Изготовление игрушек в технике
мокрое валяние
Панно из шелковых лент.
12
4
8
20
6
14
22
4
18
12
Тряпичная кукла в народном
костюме.
Проектная деятельность.
18
4
14
13
Резервные часы
6
2
4
14
Промежуточный контроль
(Отчетная выставка и концерт)
2
2
ИТОГО
216
56
9
10
11
практик
а
Форма
аттестации/конт
роля
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
160
9
Учебный план: второй год обучения
№
Тема
Кол-во
часов
2
Теория
1.
Вводное занятие
2.
Народный костюм (рубаха,
юбка, передник, кокошник)
3.
Лоскутное искусство
России:
-матик « Листопад»
-прихватка « Осенний лист»
-диванная подушка в
технике «спираль»
Изготовление объемной
бескаркасной игрушки.
40
6
34
14
8
14
2
2
2
12
6
12
28
6
22
Практическая
работа
Изготовление
«Рождественского чулка»,
выполнение в технике
«вольный лоскут» с
элементами декоративной
вышивки.
Аппликационные узоры по
выбору. Панно «Яблонька».
30
6
24
Практическая
работа
Творческая работа
24
4
20
Практическая
работа
7
Проектная деятельность.
28
6
22
Практическая
работа
8
Вышивка шелковыми
лентами. Дамские
аксессуары (сумочки,
перчатки, косметички)
Резервные часы
20
4
16
Практическая
работа
Творческая работа
6
2
4
Практическая
работа
Промежуточный контроль
(Отчетная выставка,
концерт)
ИТОГО
2
2
216
50
4
5
6.
9
10.
Практика
2
Форма
аттестации/контроля
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая работа
Практическая
работа
166
10
Учебный план: третий год обучения
Тема
Кол-во
часов
2
Теория
8
6
2
14
4
10
Практическая работа
Творческая работа
20
4
16
28
6
22
Практическая работа
Творческая работа
Практическая работа
28
4
24
Практическая работа
16
2
14
18
2
16
Практическая работа
Творческая работа
Практическая работа
18
2
16
Практическая работа
30
6
24
6
2
4
Практическая работа
Творческая работа
Практическая работа
20
Практическая работа
1
Вводное занятие
2
11
Материаловедение
(повторение с
дополнениями)
Машинные швы и
строчки (дополнение с
повторениями).
Драпировка- наволочка
на думочку.
Изготовление каркасной
игрушки.
Юбка- трапеция, на
основе прямой
Вышивка шелковыми
лентами
Футляр для очков (пенал
для ручек, отделка –
вышивка шелковыми
лентами)
Изготовление изделий в
технике «Канзаши»
Юбка-шорты. Модное из
обычного.
Резервные часы
12
Проектная деятельность.
26
6
13
Аттестация по итогам
реализации программы.
(Тестирование, отчетная
выставка, концерт)
Итого
2
2
216
46
3
4
5
6
7
8
9
10
Практика
2
Форма
аттестации/контроля
Опрос
Практическая работа
Практическая работа
Творческая работа
Практическая работа
170
*Запланированные резервные часы предполагается реализовать на освоение учебного
материала в случае отмены занятий по различным форс-мажорным обстоятельствам. В
случае отсутствия таковых, данные часы реализуются для организации занятий по
творческому конструированию, созданию обучающимися собственных моделей и
поделок
11
2.2. Содержание программы
Содержание программы первого года обучения
1. Набор группы. Знакомство. Вводное занятие.(2 часа)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и
инструменты, необходимые для работы. Организационные вопросы. Знакомство с
правилами по технике безопасности.
2.Материаловедение.(10 часов)
Теоретические сведения.(4 ч)
Как ткани ткут и нити прядут, из истории. Общие сведения хлопчатобумажных и
льняных тканях. Нить основы и утка.
Практическая работа. (6ч).
Переплетение нитей основной и долевой. Демонстрация образцов. Различие
ткани путем жжения в лабораторных условиях.
3.Ручные стежки и виды работ. (20 часов)
Теоретические сведения(6ч)
Терминология и технология ручных операций. Виды ручных швов: сметочный,
стачной, обметочный, потайной. Беседа на тему: «Барби – кукла моей мечты».
Демонстрация журналов «Барби».
Практическая работа (14ч)
Пошив платья на любимую куклу с применением ручных стежков. Отделка
бисером и тесьмой. Выставка в объединении.
4.Швейная машина и машинные швы.(20 часов)
Теоретические сведения (6ч)
История появления первых швейных машинок. Устройство швейной машины.
Заправка верхней и нижней нитей. Терминология и технология машинных операций.
Практическая работа (14ч)
Выполнение краевых швов. Изделие с применением машинных швов по выбору
обучающихся.
5. Лоскутное искусство
Пошив подставки под горячее « Рыбка» .(20часов)
Теоретические сведения(4ч).
Беседа на тему « Гармония цвета». Эскиз изделия, подбор ткани по цвету и по
структуре. Зарисовка схемы. Повторение значения и сочетания цветов в изделии.
Просмотр CD по данной теме.
Практическая работа(16ч).
Выкройка по лекалу. Заутюживание уголков. Сметка по схеме. Притачивание.
Оформление головки. Заготовка хвоста. Окончательное оформление.
6.Панно из фетра(16ч)
Теоретические сведения(4ч).
Беседа о качестве фетра и его применении в творчестве. Выбор композиции.
Практическая работа(12ч).
Перенос деталей выкроек на фетр, вырезание, приклеивание. Окончательное
оформление панно.
7.Плоские игрушки-аппликации.(24 часов).
Теоретические сведения (4ч)
Беседа на тему « Плоская игрушка-в чем ее преимущество». Беседа о
декоративно-прикладном искусстве народов Крайнего севера, о русской народной кукле.
Анализ моделей и выбор игрушки. Правила работы с искусственным мехом.
Практическая работа (20ч).
12
Заготовка каркаса. Подбор ткани. Раскрой ткани и меха. Сметывание и сшивание
деталей. Оформление игрушки. Зарисовка элементов северного орнамента и русской
народной отделки.
8. Изготовление подарка Дому детского творчества. (24 часов).
Теоретические сведения(4ч).
Беседа на тему « Подарок, сделанный своими руками-это лучший подарок».
Демонстрация предлагаемых изделий по выбору. Подбор ткани по цвету и структуре.
Эскиз.
Практическая работа(20ч).
Раскрой. Сметка. Обработка краевых срезов. Пришивание фурнитуры.
Окончательное оформление.
9.Изготовление игрушек в технике мокрое валяние(12ч)
Теоретические сведения(4ч).
Беседа: «Что такое шерсть? Ее производство. Виды шерсти»
Практическая работа(8ч)
Изготовление шариков в технике мокрое валяние. Процесс валяния в мыльной
горячей воде. Процесс высыхания. Изготовление различных игрушек из шариков разной
величины. Окончательное оформление.
10.Панно из шелковых лент(16часов).
Теоретические сведения(4ч)
Беседа на тему «Полевые цветы». Рассмотрение и подбор композиций. Подбор
лент по цвету и структуре. Повторение значения и сочетания цветов в изделии. Просмотр
CD по данной теме.
Практическая работа(12ч)
Нанесение контуров по схеме. Изучение швов: ленточный, петля вприкреп
узелковый на примере панно. Окончательное оформление.
11.Тряпичная кукла в народном костюме(22 часов).
Теоретические сведения(4ч)
Беседа на тему « История русского костюма». Традиции и обряды. Просмотр
журналов. Эскиз. Подбор материала по структуре и цвету.
Практическая работа(18ч)
Изготовление тряпичной куклы. Пошив русского костюма: рубаха, сарафан,
кокошник. Раскрой. Сметка. Примерка. Стачивание. Отделка тесьмой и бисером.
Окончательное оформление.
12. Проектная деятельность.(18ч)
Теоретические сведения(4ч)
Выбор темы по усмотрению обучающихся.
Практическая работа(14ч). Выбор материала, картона, лент. Зарисовка эскиза.
Вышивка лентами. Заготовки цветов в технике «Канзаши». Оформление открытки на
цветном картоне. Совместная проектная деятельность. Защита проекта.
13.Резервные часы (6 ч)
Резервные часы предусмотрены на случай форс-мажорной ситуации.
14. Промежуточный контроль(2 часа).
Отчетный концерт. Организация выставки лучших работ обучающихся.
Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов, награждение.
13
Содержание программы второго года обучения
1.
Вводное занятие. (2ч)
Теоретические сведения. (2ч)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и
инструменты, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники
безопасности.
Практическая работа.
Повторение и закрепление изученных раннее ручных стежков и машинных
строчек.
2. Народный костюм (рубаха, юбка, передник, кокошник). (40 часа.)
Теоретические сведения.(6ч).
Беседа на тему « Культура и традиции России», «Из истории русского костюма».
Работа с журналами, выбор фасона, эскиз.
Практическая работа.(34ч).
Выкройка. Раскрой на ткани. Сметка. Примерки. Стачивание на машинке.
Вышивка шелковыми лентами, отделка бисером и тесьмой. ВТО готового изделия.
3.Лоскутное искусство России.(36 часов).
Теоретические сведения(6ч).
Беседа на тему « Какого цвета осень». Подбор ткани по цвету и структуре. Работа с
журналами.
Практическая работа (30ч).
Эскиз. Раскрой. Сметка. Стачивание. Обработка краевых швов. Декоративное
оформление.
4.Изготовление объемной бескаркасной игрушки (28ч).
Теоретические сведения (6ч).
Беседа на тему «История массового производства мягкой игрушки».
Практическая работа (22ч).
Выбор игрушки. Подбор ткани, меха. Выполнение выкройки-лекало. Раскрой
деталей. Сшивание деталей. Набивка. Соединение деталей с туловищем. Оформление
игрушки.
5. « Рождественский чулок» (техника «вольный лоскут» с элементами
декоративной вышивки) (30 часа).
Теоретические сведения (6ч).
Беседа «Сочетание цветов». Подбор материала по структуре. Работа с журналами.
Просмотр CD по данной теме.
Практическая работа (24ч).
Эскиз. Сметка деталей их стачивание. Отделка тесьмой и декоративной вышивкой.
Оформление бубенчиками или кисточками.
6.Аппликационные узоры по выбору. Панно «Яблонька». (24 часа)
Теоретические сведения (4ч).
Беседа «Добро творить, себя веселить». Работа с журналами. Выбор рисунка.
Подбор ткани. Эскиз.
Практическая работа (20ч)).
Нанесение рисунка. Расклад выкроек на ткани, приметка. Притачивание
декоративным швом или ручным обметочным. Изготовление рамки. Окончательное
оформление панно.
7.Проектная деятельность. (28ч)
Теоретические сведения.(4ч). Учащимся предлагаются темы по пройденному
материалу. Выбор темы. Обсуждения.
14
Практическая работа (26ч). Подбор материала. Эскиз. Раскрой. Заготовка
деталей. Оформление. Защита проекта.
8.Вышивка шелковыми лентами (сумочки, перчатки, косметички). (20часа).
Теоретические сведения (4ч).
Беседа « Как украсить обычное изделие». Работа с журналами. Подбор лент по
цвету и структуре.
Практическая работа(16ч).
Зарисовка выбранного рисунка, нанесение его на изделие. Вышивка.
Окончательное оформление.
9. Резервные часы (6ч)
10. Промежуточный контроль. (2 часа).
Отчетный концерт. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение
результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Содержание программы третьего года обучения.
1. Вводное занятие (2 часа).
Теоретические сведения.(2ч).
Цель и задачи объединение. Режим работы. План занятий. Материалы и
инструменты, необходимые для работы. Выставка изделий из лоскутов, кожи и шелковых
лент. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2. Материаловедение (8 часов)
Теоретические сведения(2ч). Общие сведения о шерсти, бархате, вельвете. Уход и
чистка.
Практическая работа(6ч).
Различие ткани путем жжения в лабораторных условиях.
3. Машинные швы и строчки (повторение с дополнениями) (14 часов).
Теоретические сведения (4ч).
Терминология и технология ручных операций.
Практическая работа (10ч).
Пошив изделий по желанию обучающихся с применением машинных швов
(прихватка, грелка на чайник, передник и т.д.)
4. Драпировка-наволочка на думочку (20 час).
Теоретические сведения (4ч).
Беседа на тему « Юный дизайнер». Работа с журналами. Необходимые
инструменты и материалы. Эскиз.
Практическая работа (16ч).
Чертеж схемы. Чертеж схемы на ткань. Драпировка ручными стежками, путем
закрепления нити, следуя строго по схеме. Окончательное оформление думочки.
Стачивание двух сторон.
5. Изготовление каркасной игрушки. (28 часов).
Теоретические сведения (4ч).
Беседа на тему «Подарок сделанный своими руками, лучший подарок!»
Практическая работа (24ч).
Выбор изготавливаемой игрушки. Эскиз игрушки. Подбор ткани, меха.
Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей, вставка каркаса. Соединение
деталей с туловищем. Оформление игрушки.
6.Юбка- трапеция, на основе прямой (28 часов).
Теоретические сведения(4ч).
Беседа на тему: « Мода XXI века». Выбор фасона, эскиз. Подбор ткани.
Приспособления и материалы. Демонстрация в объединении готовых изделий.
15
Практическая работа(24ч).
Эскиз. Чертеж. Выкройка. Перевод выкройки на ткань. Сметка. Примерка.
Стачивание на машинке. Окончательная обработка. ВТО готового изделия.
7.Вышивка шелковыми лентами на вещах, которые сшила сама (16 часов).
Теоретические сведения(2ч).
Беседа на тему: « Индивидуальность в одежде», « В ногу со временем». Подбор
лент по цвету и структуре. Приспособление и материалы. Просмотр CD.
Практическая работа (14ч).
Вышивка с применением изученных раннее и новых швов. Оформление розочек.
Окончательное оформление.
8. Изготовление футляра для очков или пенала для ручек (по выбору) с
элементами вышивки шелковыми лентами (18 часов).
Теоретические сведения(2ч).
Беседа на тему: « Лучший подарок, который сделан своими руками». Подбор
ткани и лент по структуре и цвету. Приспособления и материалы. Просмотр CD по данной
теме.
Практическая работа (16ч).
Раскрой на ткани, вышивка. Вставка подкладки. Обработка края косой бейкой.
Окончательное оформление.
9. Изготовление изделий в технике «Канзаши» (18 час).
Теоретические сведения (2ч).
Беседа на тему: «Цветы моей мечты». Рассмотреть цветок, разобрать по
лепесткам, засушить. По натуральным лепесткам обвести шаблоны. Работа с журналами.
Выбор модели изготавливаемого изделия. (Букеты, панно, заколки, броши… Эскиз.
Приспособления и материалы. Демонстрация готовых изделий.
Практическая работа (16ч). Подбор материала по цвету и по структуре деталей
по шаблону. Обжиг на свечки. Скрепление деталей по структуре цветка. Оформление в
изделие.
10. Юбка-шорты (30 часов)
Теоретические сведения (6ч).
Беседа на тему: « Модное из обычного». Работа с журналами мод. Выбор фасона.
Приспособления и материалы. Эскиз. Демонстрация в объединении готового изделия.
Практическая работа (24ч).
Снятие мерок. Чертеж. Раскрой. Сметывание. Примерки. Стачивание.
Окончательная обработка. ВТО готового изделия.
11.Проектная деятельность. (26 часов).
Теоретические сведения (6ч). Учащимся предлагаются темы по пройденному
материалу. Работа с журналами. Применение ИКТ. Эскиз.
Практическая работа (20ч).
Заготовка деталей. Окончательное оформление. Презентация. Защита проекта.
12.Резервные часы(6ч)
Резервные часы предусмотрены на случай форс-мажорной ситуации.
13.Аттестация по итогам реализации образовательной программы (2часа).
Отчетный концерт. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение
результатов выставки, подведение итогов, награждение.
16
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде выполнения практического
(творческого) задания по основным разделам программы.
Механизм оценки получаемых результатов:
• Осуществление снятия мерок;
• Построение чертежа;
• Создание коллективного выставочного проекта;
• Участие в выставках и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут
использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки
работ, тестирование, опрос.
Способами определения результативности программы являются:
- создание детьми самостоятельных моделей, проектов;
- участие в выставках и соревнованиях на базе ОО;
- участие в различных конкурсах по данному направлению.
( Критерии оценивания – Приложение 1 к ДООП «Рукоделие»)
2.4. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Ко-во
обучения начала
окончания
учебных
занятий
занятий
недель
Кол-во
дней
Кол-во
часов
Режим
занятий
1
01.09.2022
31.05.2023
36
108
216
2х3
2
01.09.2022
31.05.2023
36
108
216
2х3
3
01.09.2023
31.05.2024
36
108
216
2х3
17
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение
1.Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины.- М.: ООО ИКТЦ
«Лада», 2008 г.
2.Андреева И.А. и др. Шитье и рукоделие: Энциклопедия. - М: БРЭ, 1998.
3. Амирова Э.К., Сакулина Б.С., Труханова А.Т.: Конструирование одежды. М.:Академия,
2012.
4.Лыкова И.А. Мастерилка: Учебно-методическое пособие для детского художественного
творчества.- Можайск: Карапуз, 2004г.
5.Сергеева Н.М. Программа «Юный кутюрье» // Авторские образовательные программы
дополнительного образования детей, выпуск 2. – М.: 2007.
6.Хобби клуб: Декоративное окрашивание. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2013г. – 34с.
цв. ил.
7.Хобби клуб: Пасхальные поделки с детьми. – М.: ООО «Аст – пресс книга», 2015г. –
18с. цв. ил.
8.55 поделок из пластиковых бутылок /Т.Б. Ткаченко. – ростов н/Д: Владис, 2013. – 144с.:
ил. – (Чудеса своими руками).
Материально-технические условия реализации программы
Материально-технические условия
- Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран)
-стандартные учебные столы и стулья;
- универсальные швейные машины;
- утюги;
- гладильные доски;
- комплекты лекал;
- швейные принадлежности и инструменты - иглы, нитки швейные, фурнитура, - вспарыватели, ножницы, клей;
- картон, цветная бумага;
- природный и бросовый материал;
- шерсть, фоамирам, пряжа, фетр, шелковые ленты и др.
Кадровое обеспечение программы
Реализация
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Рукоделие»
обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющего
высшее
педагогическое образование и
средне-специализированное,
профессиональную
переподготовку по направлению «Дополнительное образование детей и взрослых».
Педагог прошел курсы повышения квалификации по соответствующему направлению.
18
3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
Дженет Шипли Хокс «Искусство скульптуры из нитей». – М.: «Кристина – новый
век», 2007г.
2. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. «Рукоделие» Москва «Учпедгиз», 1995г.
3. Зуевская Е. Журналы «Полный курс шитья» Москва «Контент», 2007г.
4. Кренц Джен «Мотивы ромбов в квадрате» Москва «Ниола-Пресс», 2007г.
5. СД «Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт» Москва ЗАО, 2007г.
6. CD «Вышивка шелковыми лентами».
10. ГринМ.Э. «Шитьё из лоскутов» Москва «Просвещение», 1981г.
11. ИвановаЛ.В., Полторак Л.П. «Лоскуты в дело» Запорожье «Берегиня», 1991г.
12. Максимова М., Кузьмина М. «Лоскутики» Москва «Эксмо-пресс», 1998г.
13. Максимова М., Кузьмина М. «Девичьи хлопоты». - М.: «Эксмо-пресс», 2004г.
14. Митепилло К., «Аппликация. Дом из ткани» Москва «Культура и традиция»,
2008г.
15 Митепилло К., «Аппликация. Дом из ткани» Москва «Культура и традиция»,
2008г.
15. ЧиотиД.«Украшение из шелковых лент» Москва «Мир книги», 2007г.
1.
Электронные ресурсы:
1. Творческая студия «Мастерица» сайта: http://skortg.blogspot.ru/
2. «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Культурно-историческое
наследие. Музыка, живопись) http://school-collection.edu.ru/
4. Единый национальный портал дополнительного образования
детей/художественная направленность (Методические кейсы по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности)
http://dop.edu.ru/directions/art
5. Банк видеоуроков педагогов дополнительного образования «Диалог»
Каталог видеоуроков
https://dopobr.68edu.ru/about-us/structure/otdel-od/bank-videourokov-dialog/hud-bankvideourokov
6. «Страна Мастеров» Мастер-классы, on-line курсы по изготовлению
творческих продуктов в различных техниках (лепка, аппликация, мозаика, оригами,
вышивка и др.) https://stranamasterov.ru/technics
7. Журнал «Сам себе изобретатель» (Пошаговая инструкция с картинками
для создания нужных вещей своими руками)https://www.asusfone.ru/
19
Приложение 1 к ДООП «Рукоделие»
№ о/ Фамилия,
п
имя,
возраст
ребенка
Критерии оценивания
Ознакомление
со
свойствами Умение
материалов
для
изготовления работать со
изделий
схемами
Умение
определять
направление
применения
материала
Умение различать
свойства
и
характеристики
материалов
Умение
переносить
схемы на
собственное
изделие,
создавать
собственные
схемы и
изделия
Уровни усвоения материала
Низкий: не различают ткани и материалы для изделий по структуре, не владеют
цветоведением, помощь педагога используют во всем; допускают ошибки при снятии
мерок; не принимают условленную пространственную позицию: не различают детали
чертежа; самостоятельно придумывают тему конструирования, предварительную
схематическую зарисовку не используют; осуществляют поиск конструктивного решения
с опорой на практические действия с материалом.
Средний (достаточный): дети узнают детали кроя; используют помощь педагога;
допускают ошибки, но самостоятельно их исправляют; при самостоятельном выполнении
заданий допускают ошибки, которые исправляют с помощью взрослого; самостоятельно
создают эскиз; способы конструктивного решения находят в результате практических
поисков.
Высокий: дети узнают детали кроя; самостоятельно создают эскизы, делают
первые шаги к конструированию, умеют снять мерки и правильно перенести на
собственную схему; с помощью педагога начертить чертеж, изготовить изделие,
придерживаясь технологии и алгоритма выполнения работы.
20